Все расходы на монтаж вентиляции можно разделить на капитальные и эксплуатационные. Первые — это, фактически, единоразовые затраты, так как состоят из стоимости вентиляционной техники, воздуховодов и суммы, необходимой на осуществление проектирования, монтажа и пусконаладки системы. Эксплуатационные расходы подразумевают внесение денежных средств, которые пойдут на периодический ремонт и профилактику вентиляционной техники.
При этом само собой разумеется, что самая большая часть денежных вливаний придется как раз на капитальную часть, в которой далеко не последнее место занимает пункт финансовых затрат на покупку деталей и обустройство собственно самих воздуховодных коммуникаций.
Начнем с того, что воздуховоды изготавливаются из тонколистовой стали. И для конечного клиента стоимость вентиляционных коммуникаций собирается из целого ряда так или иначе взаимосвязанных друг с другом частей, а также находится в прямой зависимости от сложности конструкции, технологичности производства и строительства воздуховодных магистралей. Одним словом, воздуховоды будут стоить ту или иную сумму в зависимости от нижеприведенных нюансов.
Цена материала
Основное влияние на образование цены оказывает цена материала, который идет на формирование воздуховодов. Как правило, при изготовлении воздухопроводящих каналов и вентиляции в целом применяют так называемые черный, оцинкованный и нержавеющий виды сталей, а также алюминий или ПВХ. Последний вид воздушных коммуникаций объективно считается «самым бюджетным». За «бюджетность» приходится расплачиваться малым сроком службы приобретаемых частей вентиляции, и затраты рано или поздно всё равно «находят» прижимистого заказчика. Почти безупречные характеристики имеет нержавейка, но «за всё надо платить», а в случае нержавейки — по максимуму. По крайней мере, точно больше, чем за прочие варианты.
Для конечного клиента стоимость вентиляционных коммуникаций состоит из ряда взаимосвязанных частей, а также находится в прямой зависимости от сложности конструкции, технологичности производства и строительства воздуховодов
«Изысканность форм»
Ответ на вопрос «сколько будет стоить воздуховод» находится в жесткой зависимости от конфигурации товара и столь специфического параметра, каковым является технологичность. Если перевести с «технического на русский», технологичность можно назвать удобством в производстве. Самыми удобными в производстве воздуховодами на текущий момент признаются экспертным сообществом спирально-навивные варианты. Ход производства их является абсолютно автоматизированным. Без непосредственного участия человека лента из металла сматывается с огромной бобины и протягивается на рабочий механизм спирально-навивного стана. Там металлическое полотно вальцуется, и так получается труба, имеющая спиральную кромку фальцевого типа необходимого сечения. Технология отличается завидной производительностью и практически полным отсутствием металлических обрезков.
Изготовление остальных типов воздуховодов — жестких прямоугольных, а также круглых — не является столь технологичным, что объясняется наличием большего числа технологических переходов. Если быть точным, то в него входят разметка, разрез, вальцовка, состыковка шва и другие операции. Все они отличаются немалым расходом металла, не говоря уж о том, что времени на всё это уходит тоже прилично, и стоимость готового товара понятное дело, явно не уменьшается.
Уплотнительный аспект
Сумма, которую нужно будет потратить на приобретение вентиляционных воздуховодов, зависит ещё и от класса их плотности. Все воздуховоды можно разделить на два типа: плотные и нормальные. Когда говорят «первый тип» (или класс), имеют в виду, что воздуховод выполнен особенно точно, и его конструкция обладает дополнительными уплотнениями.
«Вспоможение» на орудия производства
Довольно важный критерий при ценообразовании в «воздуховодном случае» — это уровень технологической вооруженности и класс станков, задействованных для изготовления вентиляционной продукции. Современные производственные линии, как правило, автоматизированы, и потому дают возможность осуществить буквально поточный метод создания воздуховодов. Он отличается высокой скоростью «выдачи» готовой продукции, причем при значительной экономии внутренних затрат на производство. И это очень важно, так как они напрямую влияют на отпускную цену товара. Изготовление вентиляционной «арматуры» на «побитом жизнью», и даже просто на технологически «отжившим свой век» оборудовании всяко разно влетит в ощутимую «копеечку» как изготовителю продукции, так и тому, кто решится её приобрести.
Красиво и на дом? Плати!
Заказчику нужно быть готовым оплатить в том числе «одежку» готовой продукции, то есть упаковку, а ещё и доставку произведенного товара на место назначения. Ведь, согласитесь, есть большая разница — приехать за оборудованием самому или же сделать заказ на доставку, причем подчас на довольно большое расстояние. И вот ещё аспект: вентиляционные короба занимают большой объем, поэтому вместе с ними приходится доставлять много «воздуха». А стоимость доставки меряют не весом, а расстоянием и «машино- бензино-часами».
Мучается проектировщик - радуется плательщик
Цена воздуховодных коммуникаций находится в серьезной зависимости от проектной конфигурации. То есть, на раннем этапе — этапе инженерных расчетов вентиляционной системы — есть возможность «нарисовать» схему насколько возможно более экономичной. А можно, напротив, сделать её жутко затратной и трудоемкой. При этом чем больше в системе компонентов, составляющих воздуховодные коммуникации, включая элементы, изменяющие тип сечения воздуховода или направление перемещения воздушных масс, тем менее удовлетворительной будет аэродинамическая характеристика вентиляционной сети, выше нагрузка на вентиляторы, а значит — увеличенная мощность и расход электрической энергии. И это не говоря уж о том, что сами комплектующие детали для системы вентиляции, позволяющие менять сечение и направление магистралей — повороты, переходники, тройники и другая арматура — обладают повышенной удельной стоимостью по сравнению с прямолинейными воздуховодными частями.
Монтажные затраты
Прямые воздуховодные участки соединяются между собой либо с фасонными элементами ниппельным, фланцевым либо реечным соединением. Первое, как и прочие варианты соединения, предусмотренные проектом, самым непосредственным образом влияет на цену комплектующих, а также на сумму, с которой придется расставаться заказчику за услуги монтажа и трудоемкость его проведения. Возьмем ниппельное соединение — оно по праву считается самым простым в исполнении, а список расходных материалов составляет лишь один пункт — герметики, которые необходимо намазывать на стыкуемые элементы.
Сборка посредством шино-реек невозможна без приобретения последних в нужном объеме. И, наконец, обустройство посредством фланцевого болтового соединения — самое трудное. Чтобы оно стало возможным, для начала необходимо купить метизы и специальные уплотнения. Утешает при выборе этого способа одно — полученное соединение в случае необходимости можно будет демонтировать без разрушения составных частей вентиляционной системы.
Приплюсуем крепеж
В определенной степени общая цена вентиляционного проекта зависит и от способов крепления воздуховодов. Данный нюанс тоже требует внимания, ибо монтаж без крепежа вентиляционной системы невозможен. При этом нужно учитывать, что ныне монтажнику доступны самые разнообразные методы крепления воздуховодов. Как показывает опыт монтажных организаций, заказчики стремятся сэкономить на всем, в том числе и на крепеже, что иногда приводит к дополнительном тратам в будущем.
Варианты крепежей бывают разными, но в рамках этой статьи мы не сможем дать конспект по этому вопросу, однако отдельные нюансы осветим. В сообществе профессионалов самым ходовым считается крепление прямоугольных воздуховодов посредством шпильки и профиля. Последний представлен двумя главными типами: Z- и L-образными. В обоих случаях крепление к воздуховоду производится на саморезы.
Честно говоря, особых отличий между L- и Z-образными профилями нет, однако, как правило, Z-профиль применяют при монтаже более тяжелых воздуховодов, потому что в данной ситуации дополнительный уголок «подставляет плечо» воздуховоду и таким образом частично снимает нагрузку с саморезов, при этом увеличивая жесткость коммуникаций в целом. Надо помнить о том, что в статью расходов нужно включать и резиновые уплотнители, которые неукоснительно следует использовать в точках крепления профилей к шпильке. Нужда в них объясняется просто — они выполняют роль компенсаторов небольших вибраций воздуховода и уменьшают шум в помещениях.
Когда возникает необходимость в монтаже прямоугольных крупногабаритных воздуховодов, стороны которых больше, чем 0,6 м, приобретаются траверсы, и их применяют при креплении совместно со шпильками. Траверсы исполняют роль опор для воздуховода, а шпильки ограничивают возможные боковые колебания. Наилучшим для обеспечения надежного прилегания и лучшей звукоизоляции между воздуховодом и траверсом является использование особого резинового профиля, на котором тоже лучше не экономить. В итоге, при «правильном» подходе к монтажу мы получим смонтированные вентиляционные коммуникации, в которых короба не могут быть повреждены саморезами. Именно поэтому такой подход идеален, если стоит задача смонтировать тепло- и/ или звукоизолированные вентиляционные коммуникации.
Если же в проект заложены воздуховоды, имеющие круглое сечение, то, как правило, при монтаже применяют совместно со шпильками хомуты, которые также включают в смету. Данный способ незатейлив и при этом надежен, так как дает возможность с равным успехом осуществлять монтаж как обычных, так и звуко- и/или теплоизолированных вентиляционных коробов.
Иногда и воздуховоды как с прямоугольным, так и с круглым сечением монтируют посредством перфоленты.
В любом случае выбор способа крепления зависит от проектировщика и монтажника, которые в разной степени решают, насколько опустеет кошелек заказчика в процессе реализации проекта по обустройству системы вентиляции.
Вложения в уход
Было бы неправильным не учесть в стоимости вентиляции её стоимость владения или, иными словами, расходы на эксплуатацию и сервис. Сервис подразумевает ремонтные работы, диагностику, а также профилактику. Тут отметим, что существуют так называемые «интеллектуальные системы вентиляции», которые обладают способностью производить фактически самодиагностику состояния коммуникаций и прочей вентиляционной техники. С одной стороны, это снижает сервисные расходы, необходимые для оплаты услуг привлеченных или собственных специалистов, но с другой — сэкономленные средства «переползают» на более ранний этап — стадию закупки. Если же «волшебных» самодиагностирующих систем в наличии нет, придется таки производить обследование вентиляционной системы силами спецов — приглашенных или собственных.
Самыми технологичными при очистке вентиляционных систем являются жесткие воздушные короба, имеющие герметичные стыки. Их допустимо чистить даже «химией»
К эксплуатационным затратам относится и «гигиенический уход» за вентиляционной системой, которую нужно время от времени чистить и снаружи и внутри. И это не является чем-то неожиданным и из ряда вон выходящим — естественно, что с течением времени вентиляционная система нуждается в том, чтобы подвергнуться профилактическому обслуживанию. Ведь фильтры забиваются, и их следует менять, сетевое оборудование также требует прочистки, да и сами вентиляционные короба не могут быть вечно и безупречно блестящими. И если в стремлении к экономии финансовых средств данной «гигиеной» пренебрегать, считая, что это необязательная статья расходов, и что «железо — оно и есть железо, чего его чистить», можно рано или поздно «нарваться» на расходы, существенно превышающие сэкономленные суммы.
Дело в том, что вентиляционная система выполняет такие задачи, при решении которых невозможно избежать покрытия тех же внутренних поверхностей вентиляционных коробов тонким жиропылевым слоем. По данным научных исследований, при температурах, совпадающих или близких к комнатной, он является идеальным местом для размножения и жизнедеятельности всякого рода насекомых, микроорганизмов, бактерий, провоцирующих неприятные заболевания человека и домашних животных. Кроме того, если «запустить» систему основательно, то смесь пыли и жира реально становится потенциальной причиной возгораний.
Самыми технологичными при очистке вентиляционных систем являются жесткие воздушные короба, имеющие герметичные стыки. Этот тип воздуховодов допустимо чистить и «химией», и особыми устройствами, укомплектованными механическими щетками. А вот гибкие, а также полужесткие вентиляционные короба «привести в порядок» механически весьма непросто (а значит — и недешево), а химические реагенты и вообще могут быть недопустимы, например, в сфере общепита, школах и детских садах, а также в медицинских учреждениях.
В итоге...
Как нам стало понятно, обустройство и владение вентиляционными коммуникациями изобилует многими нюансами, большинство из которых не стоит игнорировать.
«Максимальную минимизацию» затрат, без- ущербную для качества системы, как в процессе проектирования, так и на стадии монтажа и владения, заказчик может получить лишь при одном условии — если он сможет подобрать адекватных и честных исполнителей, которые заботятся о своем имидже и дорожат долгосрочными отношениями с клиентами. Пожалуй, это и есть самый главный и при этом простой вывод из данной статьи. •