Литий-ионные аккумуляторы были разработаны еще в прошлом веке. Исследования начались в 1970-х, а современная версия этой батареи была представлена в 1991 году японской компанией Sony. Это изобретение стало настоящей революцией, и с тех пор большинство устройств, которые мы используем каждый день, оснащены именно такими аккумуляторами.
Литий-ионные батареи прошли множество улучшений и на сегодняшний день считаются одними из самых надежных, безопасных и емких. Однако, как и у любой техники, у них есть свои правила эксплуатации, соблюдение которых помогает продлить срок службы, несмотря на это, до сих пор существуют различные мифы о работе и безопасности этих аккумуляторов.
Миф № 1: Нужно полностью разряжать и заряжать аккумулятор до 100%
Многие помнят, что раньше считалось, будто аккумулятор нового телефона нужно сначала полностью разрядить, а затем полностью зарядить, иначе его емкость останется низкой. Этот миф связан с тем временем, когда в устройствах использовались никелевые аккумуляторы, подверженные так называемому “эффекту памяти”. Он заключался в том, что если такие батареи заряжались не полностью, их емкость со временем уменьшалась.
Сегодня в большинстве гаджетов и электромобилей используются только литий-ионные аккумуляторы, которые почти не страдают от “эффекта памяти”. Однако полный цикл разрядки и зарядки может быть полезен для калибровки контроллера заряда, который показывает, сколько энергии осталось в батарее.
Во многих электромобилях, при ежедневной эксплуатации, аккумуляторы заряжаются не более 80-90%, чтобы продлить срок службы. И только перед дальней поездкой производители рекомендуют заряжать электромобиль полностью. Чем меньше разряд аккумулятора, тем больше циклов он выдержит. Если заряжать батарею до 90%, ее срок службы может увеличиться вдвое. Самый оптимальный режим эксплуатации литий-ионных батарей это разрядка не ниже 20% и зарядка не более 80%. Это гарантирует долгое "здоровье" батареи.
Миф № 2: Литий-ионные аккумуляторы могут легко загореться или взорваться
Литий-ионные батареи действительно могут воспламениться, но для этого нужно значительное механическое повреждение, которое нарушит целостность корпуса и вызовет короткое замыкание. Например, в случае аварии электромобиля, батарея может пострадать, но производители делают специальные прочные корпуса для защиты аккумуляторов. В обычных гаджетах, таких как телефоны и ноутбуки, повреждение батареи чаще приводит к ее вздутию.
Часто взрывоопасность батареи зависит от ошибок во время ее создания. Как показала история с Samsung Galaxy Note 7, определить конкретную проблему не так просто. Расследование показало, что причиной опасной ситуации стало недостаточное расстояние между защитной пленкой и электродами. Чрезмерное сжатие некоторых батарей привело к изогнутости электродов и их последующему соприкосновению.
Корейской компании пришлось отзывать большие партии устройств и заменить их на девайсы с более безопасными аккумуляторами внутри от другого производителя комплектующих. Однако и те экземпляры имели проблемы. Одни не были хорошо изолированы, другие имели зубчатые края, что повреждало защитные разделители. Это также приводило к коротким замыканиям.
Большинство современных гаджетов проектируются весьма тонкими и легкими. Даже самую хорошо сконструированную батарею можно повредить, поместив габаритный элемент в маленький корпус, например, высокопроизводительную камеру. Давление от оборудования, размещенного вокруг батареи, может привести к повреждению электродов или сепаратора. Недостаточная вентиляция и неправильное тепловое управление могут стать причиной нагрева электролита внутри аккумулятора. При повышенной температуре химическая реакция ускоряется, что сильно усложняет ситуацию. Это часто заканчивается взрывом и возгоранием, особенно когда в реакцию вступает кислород.
Чтобы избежать проблем, важно бережно обращаться с устройствами, стараться не ронять их и не подвергать ударам.
Миф № 3: Заряжать электромобиль в дождь опасно
Многие думают, что заряжать электромобиль в дождь так же опасно, как подключать телефон к зарядке под дождём. Но это не так. Электромобили созданы для того, чтобы без проблем заряжаться на улице, независимо от погоды.
Даже когда идёт сильный дождь, вы можете спокойно подключить свой электромобиль к зарядке. Никакого риска электрического удара нет. Это потому, что зарядные устройства для электромобилей защищены от влаги. Они специально сделаны так, чтобы не пропускать воду и пыль, что делает их безопасными в использовании даже в дождливую погоду.
К тому же, сами шнуры и разъёмы для зарядки электромобилей тоже защищены от воды. Они спроектированы так, чтобы вода не могла попасть внутрь и обеспечивали безопасное соединение между машиной и зарядной станцией. Так что заряжать электромобиль в дождь так же безопасно, как и в сухую погоду.