По материалам III-й Отраслевой научно-практической конференции по тепловым насосам «Тепловые насосы большой мощности: внедрение и эксплуатация», организованной и проведённой журналом С.О.К. в рамках выставки Aqua-Therm Moscow 2016. Полную видеозапись конференции см. в разделе «СОК TV» на сайте.
Существует несколько причин долгой окупаемости тепловых насосов. Основные из них три: низкая стоимость энергоносителей (в особенности магистрального газа); отсутствие каких-либо субсидий для владельцев, установивших тепловые насосы; высокие процентные ставки по кредитам на оборудование.
Казалось бы, при наличии столь серьёзных препон надо остановиться и ждать изменений на рынке. Но более чем десятилетнее ожидание себя не оправдывает. Надо что-то решать уже сегодня. На наш взгляд, для компаний, работающих в теплонасосном сегменте, есть два пути, выбор которых может сдвинуть дело с мёртвой точки.
Самый поверхностный, но не самый простой путь — лоббировать интересы индустрии в правительстве и разъяснять в высоких инстанциях выгодность массового внедрения теплонасосной техники в масштабах страны. Однако практически невозможно убрать первую из вышеприведённых причин — газ почти бесплатный и это всем удобно. Хотя шанс повлиять на две других причины всё-таки имеется.
Альтернативный путь — не отказываясь от своих устремлений, подстраиваться под имеющиеся «правила игры». Ведь газ, каким бы дешёвым он сегодня ни был, доступен не везде, и там, где его нет, стоимость привозных энергоносителей часто является для частных клиентов или компаний, оплачивающих непомерные счета за отопление электричеством или дизельным топливом, большой проблемой.
Есть несколько причин долгой окупаемости тепловых насосов. Основные из них три: низкая стоимость энергоносителей; отсутствие каких-либо субсидий для владельцев, установивших тепловые насосы; высокие процентные ставки по кредитам на оборудование. Казалось бы, при наличии столь серьёзных препон надо остановиться и ждать изменений на рынке. Но более чем десятилетнее ожидание себя не оправдывает. Надо что-то решать уже сегодня
При этом есть желание снизить расходы на отопление, установив тепловой насос, но первоначальные затраты зачастую обеспечивают срок окупаемости пять и более лет. Сократить срок окупаемости можно двумя способами: увеличив эффективность (COP) или снизив стоимость первоначальных вложений.
В табл. 1 приведены практические результаты, полученные в результате усилий по снижению первоначальных вложений. Подобные цифры стали возможными благодаря использованию нами импульсного отбора тепла. В основе такого отбора лежит алгоритм работы, увеличивающий объём грунта, с которого снимается тепло. Это значит, что с 1 п.м. скважины мы снимаем больше тепла, а значит, бурить надо меньше, за счёт чего себестоимость сильно падает. Есть и множество других факторов, которые позволили снизить себестоимость наших насосов.
Как видите, проект окупается тем быстрее, чем выше тариф на электроэнергию. Тем не менее, даже при существенно низком тарифе (2,65 руб/кВт), срок окупаемости составляет менее трёх лет. В итоге мы решили сложную задачу убеждения клиента путём снижения себестоимости. Но есть и другие способы, объединяющие всех и положительно воздействующие на всю отрасль в целом.
Что ещё важно в продвижении тепловых насосов
С каждым новым профессионально реализованным объектом вся отрасль растёт, крепнет и завоёвывает доверие. Только совместные усилия сдвинут черту доверия и выбора в сторону тепловых насосов. Для этого нужно сформировать точку зрения и принять за истину, что в действительности рынок тепловых насосов в тысячу раз больше, чем сейчас принято считать, и перестать конкурировать, ибо в обозримой перспективе работы хватит всем. Вместо выдумывания способов переманивания клиентов и сожаления, что заказ достался другой компании, стоит просто радоваться, что очередной тепловой насос всё-таки установлен, а сосед новоиспечённого счастливого владельца экологичной и выгодной техники, возможно, выберет именно вас. Такое самосознание формирует ещё и ответственность за каждую консультацию, установку и некорректное обращение с клиентом. Один отрицательный отзыв на пока неразвитую отрасль тепловых насосов сильнее десяти положительных.
В табл.1 приведены практические результаты, полученные в результате усилий по снижению первоначальных вложений. Подобные цифры стали возможными благодаря использованию нами импульсного отбора тепла. В основе такого отбора лежит алгоритм работы, увеличивающий объём грунта, с которого снимается тепло. То есть с 1 п.м. скважины мы снимаем больше тепла, а значит, бурить надо меньше, за счёт чего себестоимость сильно падает
В результате совместный сплочённый подход поможет обойти причины низкой популярности тепловых насосов и позволит клиентам полюбить эту технологию. И тогда выбор, основанный на любви к продукту, и доказанная гарантированная окупаемость дадут гораздо больше, чем субсидии и выгодные кредиты.
Круглый стол «Геотермальные и воздушные тепловые насосы»
КОНФЕРЕНЦИЯ «ТЕПЛОВЫЕ НАСОСЫ: ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ, СТИМУЛИРОВАНИЕ, КАДРЫ» Смотреть видео