О заказчике
«ГИПЕРГЛОБУС» — международная сеть гипермаркетов, развивающая свой бизнес на территории Германии, Чехии и России. В России сеть представлена 19-ю гипермаркетами площадью около 30 тыс. м² и логистическим центром на 75 тыс. м². Каждый год российское подразделение «ГИПЕРГЛОБУС» вводит в эксплуатацию один объект, параллельно один или два объекта проектируются или находятся на этапе строительства.
Реализация проекта
Потребность в оцифровке строительных процессов была связана с трансформацией рынка ритейла и формированием новых потребительских запросов, а также с появлением перспективных инструментов управления бизнесом. Запуск проекта был необходим для обеспечения сокращения и оптимизации сроков выполнения строительных проектов, повышения качества объектов и сокращения стоимости проектирования и строительства.
Технический аудит
На первом этапе был осуществлён технический аудит и определена стратегия проекта. Проведение технического аудита — важнейший этап проекта автоматизации, который часто недооценивают. На практике он имеет фундаментальное значение, именно здесь выстраивается облик проекта, формируется стратегия и плановые сроки реализации.
В задачи данного этапа входило детальное описание текущей деятельности департамента строительства и его подразделений, используемых методов работы, программного обеспечения, выделение потребностей заказчика, анализ полученной информации, формирование и проработка предложений, построение и описание целевого состояния с учётом достижения поставленных целей и показателей проекта цифровизации.
На реализацию данного этапа в компании «ГИПЕРГЛОБУС» потребовалось два месяца интенсивной работы с заказчиком. Было проведено более 20 встреч и интервью с руководством и специалистами строительного департамента, а также подрядными организациями. Были выстроены схемы информационных потоков, формализованы бизнес-процессы этапов проектирования, строительства, ввода объектов в эксплуатацию, систематизированы требования к представлению информации для этапа эксплуатации объектов компании. После совместного с заказчиком анализа текущего состояния «как есть» была сформирована стратегия и «дорожная карта» реализации проекта, описывающее его целевое состояние или «как должно быть».
В качестве результата выполнения работ заказчику были переданы:
- отчёт по техническому аудиту;
- стратегия реализации проекта;
- план мероприятий — «дорожная карта» реализации проекта, то есть уточнённое техническое задание.
Внедрение BIM-технологии
С учётом высокого темпа проектирования и строительства новых объектов компании ключевыми задачами были разработка корпоративных требований и регламентов информационного моделирования для их передачи подрядным организациям, обучение специалистов заказчика, настройка инструментария BIM, отработка процессов согласования проектной продукции и контроля графика реализации строительно-монтажных работ с применением BIM-технологии.
На реализацию данного этапа было отведено шесть месяцев. В результате был разработан корпоративный BIM-стандарт «ГИПЕРГЛОБУС», включающий требования к разработке информационных моделей для этапов проектирования, строительства и эксплуатации, требования к оформлению документации и требования к контролю качества. В качестве приложений к BIM-стандарту был разработан полный пакет регламентов и инструкций, необходимых для реализации проектов заказчика с применением BIM-технологии, в том числе шаблоны приложений для договоров генпроектирования и генподряда.
Также на этапе внедрения технологии был разработан Единый BIM-классификатор «ГИПЕРГЛОБУС» с элементами информационных моделей и классификатором видов работ.
В дальнейшем в ходе развития проекта предполагается обеспечить единый процесс наполнения, согласования и актуализации Единого классификатора заказчика на базе Единой информационной площадки взаимодействия, разработанной компанией «СОДИС Лаб», с распределённым доступом для всех заинтересованных лиц проекта, а также реализовать выгрузку актуальных классификаторов в требуемом для используемой BIM-платформой формате.
Помимо этого, заказчику был предоставлен комплект плагинов, включая Autodesk Navisworks для получения объёмов по видам работ для этапа проектирования (расширение функциональности модуля Quantification), Autodesk Navisworks для получения объёмов по видам работ в привязке к графику строительно-монтажных работ (СМР) и Autodesk Navisworks для загрузки и синхронизации модели с задачами графика СМР в систему.
Построение Единой информационной площадки взаимодействия
Неотъемлемой частью процесса внедрения BIM-технологии является обеспечение единого информационного пространства для всех участников строительных проектов. В качестве комплексного решения для построения единой информационной среды и управления процессами строительного департамента было принято решение о применении российской платформы семейства SODIS Building для управления строительством и эксплуатацией.
Применение данных продуктов обеспечивает требования к управлению процессом с использованием BIM-технологии и даёт возможность перспективного наращивания объёмов автоматизации процессов строительного департамента, как для задач реализации портфелей строительных проектов, так и для дальнейшего использования в качестве единой датацентричной среды управления движимым и недвижимым имуществом, учёта производственного и непроизводственного оборудования, а также достаточно широкого круга задач управления эксплуатацией новых и уже введённых в действие объектов компании.
Данный этап работ выполнялся параллельно с этапом внедрения BIM-технологии. С учётом разработанной на начальном этапе проекта «дорожной карты» и требований службы безопасности на аппаратных мощностях заказчика была развёрнута и настроена Единая информационная площадка взаимодействия «ГИПЕРГЛОБУС», разработанная специалистами «СОДИС Лаб».
После развёртывания и внедрения Единой информационной площадки взаимодействия было проведено обучение персонала заказчика, подготовлен и введён в действие приказом по организации регламент работы в системе.
Важно отметить, что, с учётом высокого темпа проектирования и строительства, для оперативного применения системы внешними подрядными организациями данный документ был подготовлен в форме коротких иллюстрированных пошаговых инструкций для каждой роли пользователей, доступный в том числе в интерактивном формате в рамках развёрнутой базы знаний заказчика.
Разработка «эталонной» BIM-модели гипермаркета
В ходе реализации третьего этапа проекта параллельно проводилась опытная эксплуатация результатов внедрения BIM-технологии, отрабатывалась совместная работа команд строительных проектов в рамках Единой информационной площадки «ГИПЕРГЛОБУС» на базе пилотных объектов: строительство гипермаркета «Калуга» площадью 14 тыс. м², проектирование гипермаркета «Медведково» площадью 26 тыс. м² и логистический центр в городе Пушкино на 75 тыс. м².
В рамках этапа сопровождения заказчика реализации пилотных проектов были оптимизированы и доработаны BIM-стандарты и регламенты, дополнены классификаторы заказчика, а также разработана типовая BIM-модель гипермаркета или «эталонная» BIM-модель.
Основной целью разработки «эталонной» BIM-модели гипермаркета была выработка типовой проектной процедуры с применением BIM-технологии для сокращения издержек при проектировании, повышения и стабилизации качества выпускаемой проектной продукции.
В результате работ была подготовлена информационная модель типового гипермаркета перспективной серии (формата) стадии П+ (тендерная документация) с уровнем проработки LOD 400, включающая архитектурно-конструктивные решения и разделы инженерных систем с оформленными спецификациями и документацией. В актуальной версии «эталонной» модели были добавлены разделы наружных сетей и благоустройства.
«Эталонная» BIM-модель разрабатывалась в строгом соответствии BIM-стандарту, корпоративным классификаторам, а также регламенту работы с Единой информационной площадкой взаимодействия «ГИПЕРГЛОБУС». Модель была снабжена требуемым набором инструментария, шаблонов и методик для обеспечения достоверного результата при получении на её основе необходимых объёмов и метрик при формировании тендерной документации. Важными качествами разработанной типовой BIM-модели является возможность её повторного применения и системного развития.
Необходимо также отметить, что сопровождение пилотных проектов и реализация «эталонной BIM-модели» привели к эволюции цифровой площадки компании «ГИПЕРГЛОБУС».
С учётом сформировавшихся потребностей заказчика была расширена функциональность системы:
1. Реализована возможность формирования сводной BIM-модели непосредственно в системе с привязкой 2D-документации из разных моделей разделов и формированием реестров документации.
2. Добавлена возможность гибкой работы с пользовательскими параметрами информационных моделей в системе.
3. Добавлена возможность генерации QR-кодов для любых объектов системы.
4. Расширена функциональность для работы с различными цветовыми схемами (раскрасками) элементов BIM-модели в зависимости от статусов объектов системы в бизнес-процессах.
5. Реализован механизм сравнения версий информационных моделей с выгрузкой отчётов в требуемом структурированном виде.
6. Реализована возможность автоматической выгрузки из BIM-модели помещений и оборудования.
Чтобы не перегружать читателя детальным описанием всех приведённых выше возможностей системы, остановимся на наиболее выразительной с точки зрения широты её применения функции платформы — автоматической выгрузке из BIM-модели помещений и оборудования.
При загрузке в систему сводной информационной модели с настроенными экспликациями помещений система автоматически создаёт реестр помещений и оборудования инженерных систем с учётом уровней здания в виде карточек системы. Оборудование, которое относится к помещениям, также привязывается к карточке помещения. Все параметры помещений и оборудования также переходят в систему.
Таким образом, мы получаем гибко структурируемый набор объектов системы, готовый к применению в различных бизнес-процессах и отображению в различных представлениях на основе «умных папок». Пользователь «на лету́» может собрать собственные реестры помещений оборудования, от простых («объект — инженерная система — тип оборудования — оборудование» или «объект — инженерная система — производитель оборудования — помещение — оборудование») до более сложных, например, начав группировку со статуса сдачи-приёмки помещения на объекте в соответствии с графиком СМР.
Безусловно, типовые реестры могут быть предварительно настроены администратором системы для требуемых групп или ролей пользователей. Важно отметить, что данные реестры не являются статическими, они автоматически обновляются при обновлении глобальной информационной модели, в ходе выполнения бизнес-процессов или при внесении изменений пользователями.
Как уже отмечалось выше, для каждого объекта, в том числе для помещений система генерирует QR-код. На информационной площадке «ГИПЕРГЛОБУС» реализована автоматическая генерация этикеток помещений для объекта по шаблону заказчика, содержащих QR-коды, основную информацию о помещении и выкопировку из плана. Этикетки распечатываются и размещаются на объекте, что даёт возможность оперативного доступа к карточке помещения в системе для получения информации, текущего статуса, написания комментария или прикрепления фотографий. В текущем году планируется, что данная функциональность системы будет расширена и для процессов эксплуатации объектов компании.
Рассказывает Николай Шмук, руководитель Группы BIM-отдела строительства «ГИПЕРГЛОБУС»:
«Эталонная модель — это наше ноу-хау. Мы размещаем её на единой цифровой платформе, разработанной компанией «СОДИС Лаб» на базе Lement Pro, и предоставляем к ней доступ подрядчикам. В модели заданы жёсткие рамки в части технического наполнения и параметрики. Подрядчик должен сделать свою модель в той же среде, с использованием стандартных для нас семейств и элементов, которые затем бесшовно выгрузятся в сметную таблицу и в ведомость помещений (с инфо-карточкой на каждое помещение, размещаемой на стройке в виде этикетки помещения). Подрядчик полностью интегрирован в преднастроенную среду, и лишь благодаря этому мы получаем модель, соответствующую всем нашим стандартам».
Эксплуатация
С учётом накопленного опыта в рамках пилотных проектов следующим этапом запланированы работы по цифровизации службы эксплуатации «ГИПЕРГЛОБУС». Данный этап проекта предполагает реализацию Системы управления эксплуатацией и учёта производственного и непроизводственного оборудования компании на базе внедрённой цифровой платформы «ГИПЕРГЛОБУС». Работы запланированы на 2022–2023 годы. На данный момент сформированы описания требуемых объёмов автоматизации процессов Службы эксплуатации «ГИПЕГЛОБУС», ведутся работы над подготовкой технического задания на выполняемые работы.
На данном этапе предполагается реализация следующих ключевых задач:
1. Разработка типовой эксплуатационной информационной модели гипермаркета на основе BIM-классификатора, справочников работ для эксплуатации, привязка графика ППО из MS Project, отработка механизмов выгрузки требуемых данных. В качестве основы принято взять исполнительную информационную BIM-модель гипермаркета «Косино».
2. Настройка единой структуры корпоративных справочников на цифровой платформе «ГИПЕРГЛОБУС», включая справочник BIM-классификации, справочники видов работ для строительства и эксплуатации, справочник товаров, работ и услуг (ТРУ), объектовые справочники мест возникновения затрат (МВЗ).
3. Настройка процессов наполнения, согласования и актуализации корпоративных справочников на цифровой платформе «ГИПЕРГЛОБУС».
4. Развёртывание Единой системы учёта производственного и непроизводственного оборудования компании на основе корпоративных справочников и информационных моделей объектов компании на цифровой платформе «ГИПЕРГЛОБУС».
5. Развёртывание и настройка Системы управления эксплуатацией «ГИПЕГЛОБУС» на основе информационных моделей объектов компании.
Сейчас команда строительного отдела «ГИПЕРГЛОБУС» совместно с BIM-интегратором «СОДИС Лаб», главным инженером, главным энергетиком и механиком гипермаркетов работает над требованиями к системе управления эксплуатацией на базе BIM.
«Мы изучаем и анализируем каждую систему в исполнительной модели, — говорит Николай Шмук, — фиксируем требования, которые нужны для эксплуатации, увязываем их с графиком планово-предупредительных работ. Есть идея привнести в модель элементы «геймификации», то есть создать живую, функциональную и наглядную «бродилку», которая поможет оптимизировать эксплуатацию. А после этого будем думать, как управлять на базе BIM-модели коммерческим компонентом — торговыми залами».