— Сергей, сейчас особенно актуален вопрос обучения студентов и преподавателей работе с отечественным программным обеспечением. С какими сложностями сталкивается рынок в этом процессе?

— Это действительно важная и очень объемная тема. Наша компания уже много лет занимается этим вопросом. Мы сосредоточены на обучении студентов работе с отечественным программным обеспечением, которое включено в реестр российского ПО. Здесь можно выделить две основные задачи. Первая — это адаптация отечественных продуктов взамен западных, таких как решения Autodesk, которые раньше активно использовались в учебных процессах. Вторая, более масштабная, — это интеграция цифровых технологий в образовательные процессы, включая создание методической базы.

Что касается первого аспекта, адаптация происходит достаточно быстро. Наши отечественные продукты зрелые, функциональные и, что важно, изначально адаптированы под российские нормы и стандарты. Это позволяет преподавателям и студентам быстро освоить новые инструменты. Часто мы сталкиваемся с начальным скепсисом: мол, привыкли к западным решениям, зачем менять? Но после недели или двух работы с нашими продуктами преподаватели признают их удобство, особенно в вопросах создания рабочей документации. Некоторые даже говорят, что теперь они не вернулись бы к западным решениям, даже если бы они снова стали доступны.

— А в чем заключается сложность второго аспекта — внедрения цифровых технологий в образовательные процессы?

— Это действительно сложный вопрос, требующий системного подхода. Одна из ключевых проблем — возраст преподавательского состава. Многие специалисты привыкли работать по традиционным методикам, и цифровизация для них дается с трудом. Здесь важно обновление кадров и привлечение молодежи, которая более открыта новым технологиям.

Но даже этого недостаточно. Необходимо создание качественной методической базы. Просто передать вузу лицензию на программное обеспечение — это не решение. Нужны учебные пособия, методички, лабораторные работы, которые помогут преподавателям интегрировать ПО в процесс обучения. Мы активно работаем над этим, обучаем преподавателей, создаем практико-ориентированные курсы, поддерживаем студенческие инициативы, такие как хакатоны и олимпиады. Например, на международном строительном чемпионате, организованном Минстроем России, студенты Питерского политеха, работая на наших продуктах, заняли призовые места. Это яркий пример того, что совместные усилия дают результат.

— Как воспринимают ваши продукты преподаватели и студенты? Какие отзывы и пожелания вы от них получаете?

— Реакция, как правило, положительная. Преподаватели часто отмечают, что наши продукты не уступают западным, а в некоторых аспектах даже превосходят их. Студенты проявляют интерес и активно осваивают новые инструменты. Но важно понимать, что процесс обучения и интеграции — это беспрерывный цикл. Мы разрабатываем учебные пособия, ПО обновляется, и материалы требуют адаптации. В этом мы привлекаем к работе сами учебные заведения. Например, преподаватели и студенты участвуют в создании методичек, адаптируя их под новые версии программ. Это не только разгружает наши ресурсы, но и позволяет вузам глубже погружаться в процесс освоения ПО. Результат налицо: студенты, освоившие наши продукты, становятся востребованными специалистами еще до окончания учебы.

— С какими учебными заведениями вы сотрудничаете?

— Мы работаем более чем со сотней технических вузов по всей России. Формат сотрудничества зависит от конкретных задач. Где-то идет глубокая интеграция наших решений: разрабатываются проекты, проводится научная работа… В других вузах наши продукты используются модульно — как часть учебных дисциплин. Например, в строительных специальностях наш Model Studio CS применяется для создания 3D-моделей, которые студент разрабатывает и рассчитывает в своих проектах. А на направлениях, связанных с управлением проектами, наши продукты становятся основой курса: они охватывают весь процесс от цифрового двойника до ввода объекта в эксплуатацию.

— Какие результаты вашей работы в этой области вы считаете наиболее значимыми?

— Мы не оцениваем победы в олимпиадах как главный результат. Наша цель — массовая подготовка специалистов, которые будут работать в строительной отрасли. Ведь строительством управляют не только отличники с красными дипломами. Мы хотим, чтобы каждый студент, независимо от успеваемости, получил качественное обучение и был готов к работе с отечественным ПО.

Важным направлением также является работа с учреждениями среднего профессионального образования. Недавно мы провели масштабное обучение для консорциума колледжей, где рассказывали о внедрении технологий информационного моделирования. Это еще один шаг к тому, чтобы строительство в России полностью перешло на цифровые рельсы.

— Планируете ли вы в будущем вводить новые подходы или инновации в образовательный процесс?

— Конечно. У нас есть множество идей, но их реализация зависит от ресурсов. Работа с образовательными учреждениями не приносит мгновенных дивидендов — это инвестиция в будущее. Образовательный цикл занимает годы. Если сейчас студент начинает учиться, пройдет 10–15 лет, прежде чем он достигнет позиции, где сможет принимать решения о выборе ПО. Поэтому эту работу могут себе позволить только крупные вендоры. Мы понимаем, что без таких долгосрочных инвестиций невозможно обеспечить отрасль квалифицированными кадрами в будущем.

— Сергей, спасибо за интересную беседу! Желаю успехов в вашем начинании и надеюсь, что ваши усилия принесут результаты.

— Мы будем продолжать работать, чтобы обеспечить нашу строительную отрасль квалифицированными кадрами и надежными цифровыми инструментами.