Впервые Франция опубликовала свою водородную стратегию («Национальную стратегию развития безуглеродного водорода») в 2020 году, наряду со многими другими странами Европы.
Она предусматривала создание мощностей электролиза в объеме 6,5 ГВт к 2030 году и более 10 ГВт к 2035 году.
На прошлой неделе Министерство экономики, финансов, промышленности и цифрового суверенитета Франции опубликовало пресс-релиз, в котором сообщается, что правительство обновило водородную стратегию.
Целевая мощность электролиза снижена на 2030 год с 6,5 до 4,5 ГВт, а на 2035 год с более чем 10 ГВт до 8 ГВт.
Причины: «внедрение решений по сокращению выбросов углекислого газа с помощью водорода требует времени», развитие рынка «предсказуемо» отстает от прежних прогнозов, «сектор сталкивается со структурными изменениями, включая международную конкуренцию и быстрый прогресс в области альтернативных подходов к декарбонизации».
В то же время французское правительство подтвердило, что предоставит 4 миллиарда евро субсидий для поддержки производства низкоуглеродного водорода до 2040 года. Эти субсидии направлены на поддержку коммерциализации и индустриализации водородных проектов на ранних стадиях, а также на разработку необходимой нормативно-правовой базы и инфраструктуры.
С момента объявления о своей первой водородной стратегии в 2020 году правительство Франции поддержало более 150 инициатив, связанных с водородом, в различных отраслях.
Новая версия стратегии в большей степени нацелена на локализацию оборудования и технологическую независимость, развитие национальных центров транспортировки и потребления водорода.
Возобновляется конкурс проектов «Технологические водородные блоки IDH2», что поддержит развитие некоторых важнейших элементов водородных технологий.
Также объявляются меры поддержки исследований проектов по производству синтетического топлива. Цель Франции состоит в том, чтобы к 2030 году наладить первое промышленное производство синтетического топлива для воздушного и морского транспорта.
Одновременно с пересмотром водородной стратегии был объявлен новый конкурс проектов по внедрению водородных транспортных средств. Посредством поддержки закупок легких коммерческих автомобилей в 2025 году будет стимулироваться технологическое развитие топливных элементов и баков.
Согласно недавним расчетам компании Westwood, только 17% запланированных проектов ЕС в области «чистого» водорода могут быть реализованы к 2030 году. Это эквивалентно примерно 12 ГВт.
Согласно отчету, подготовленному в ноябре Агентством Европейского союза по сотрудничеству органов регулирования энергетики (ACER), водородные цели ЕС, «скорее всего», на будут достигнуты. По данным ACER, общая установленная мощность электролизеров в Европе в 2023 году составила 216 МВт. Хотя существуют планы по установке примерно 70 ГВт до 2030 года, не все они будут реализованы.
В апреле 2024 года генеральный директор французской TotalEnergies Патрик Пуянне заявил в своём выступлении на Всемирном экономическом форуме, что достичь цели ЕС по потреблению 20 миллионов тонн зеленого водорода к 2030 году невозможно. Рынок, включая производство электролизёров, находится на ранней стадии развития, и стоимость зеленого водорода чрезвычайно высока.
Согласно недавно опубликованной информации Агентства по оценке окружающей среды Нидерландов (PBL), стоимость производства зеленого водорода с помощью электролизера в Нидерландах составит от 12 до 16 евро за килограмм в течение следующих 15 лет. Этот показатель может являться ориентиром стоимости зеленого H2 в Европе (хотя не означает, что во всех странах стоимость обязательно будет столь высока).
Согласно оценке BloombergNEF (декабрь 2024 года), зеленый водород останется (в течение ближайших десятилетий) намного более дорогим, чем считалось ранее.