Михаил Юрьевич, в июне НОТИМ отметил свой первый день рождения — он был образован год назад крупнейшими российскими вендорами и застройщиками. С какими результатами НОТИМ завершает этот год?
Михаил Викторов, президент НОТИМ
- Хочу сказать, что мы все — то есть члены НОТИМ — за этот год очень хорошо потрудились, и можно подводить первые итоги этой работы. Один из очень заметных результатов — широкая информационная кампания и продвижение российского программного обеспечения в области технологий информационного моделирования (ТИМ). Эта идея лежала в основе создания НОТИМ, она продолжает собирать в ряды НОТИМ новых сторонников, и, как выразились наши коллеги и друзья в Минстрое России, есть национальные объединения, которые выстроены по принципу обязательности, а вот НОТИМ — «по любви». Я бы добавил — по принципу взаимопонимания и общих целей, потому что никто не заставляет компании вступать в НОТИМ, участвовать в разработках документов, помогать здоровой критикой, формировать предложения в Минстрой, Минцифры, ФАУ «ФЦС», Главгосэкспертизу.
У нас действительно сложился очень хороший коллектив единомышленников, которые активно участвуют в цифровом реформировании строительной отрасли, и я очень рад этому.
Если вспоминать, с чего начинался НОТИМ, то это, пожалуй, были события 2019 года, когда несколько ГОСТов по технологиям информационного моделирования, разработанные при содействии крупнейших западных вендоров и прошедшие все необходимые процедуры технического комитета ТК 465 «Строительство», вышли на финишную прямую для утверждения и были остановлены в последний момент. Причина — если бы эти документы были приняты, они бы способствовали монополизации рынка иностранным софтом. Поэтому Минстрой России отправил эти документы на пересмотр, а затем сменилось и руководство ТК 465, а мне, как председателю Комиссии по цифровизации Общественного совета Минстроя России, поступило предложение проработать вопрос о создании национальной экспертной площадки, которая соберёт всех лидеров в сфере ТИМ, как с точки зрения разработки программного обеспечения, так и с точки зрения имеющегося опыта в сфере заказчиков, проектировщиков, крупных генподрядчиков и госсектора.
В 2020 году мы, собрав на площадке Комиссии по цифровизации строительной отрасли около 100 организаций разного профиля, фактически заложили основу НОТИМ. В числе этих экспертов были российские разработчики программного обеспечения для строительной отрасли, крупные проектные институты, представители заказчиков — прежде всего правительства Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области. Мы провели ряд консультаций, большое установочное совещание в Минстрое России, где в тот момент вводилась должность заместителя министра по цифровизации, и, собрав около 20 крупнейших участников, приняли решение о создании НОТИМ.
Выступление Михаила Викторова на мероприятии НОТИМ
При формировании состава учредителей мы поняли, что представители государства или государственных корпораций в силу присутствия госкапитала не смогут выступить учредителями. Поэтому формировали НОТИМ крупнейшие вендоры и застройщики. Но у нас была задача дать представителям государства возможность участвовать в работе НОТИМ, определять его стратегию, поэтому, помимо стандартного коллегиального органа управления НОТИМ (правления), был сформирован Наблюдательный совет, который есть у многих институтов развития. Он в большинстве своём состоит из представителей государства и определяет вектор и приоритеты развития НОТИМ с учётом приоритетов самого государства. В Наблюдательный совет НОТИМ вошли руководитель Департамента градостроительной политик Москвы Сергей Левкин, руководитель Департамента строительства Рафик Загрутдинов, «ДОМ. РФ» в лице Николая Козака — он поддержал все наши планы и подходы, и мы сейчас очень тесно с ним взаимодействуем.
От Минстроя России по согласованию с министром были определены два заместителя министра — Сергей Музыченко, как заместитель по техническому нормированию, и Константин Михайлик, который отвечает за «цифру». С ними у нас сейчас прекрасные рабочие отношения, тем более что с Сергеем Музыченко мы общаемся и работаем последние семь лет. Константин Михайлик очень интересен как заместитель, который пришёл из крупного бизнеса со своим видением, с чётким, эффективным и рациональным подходом к решению поставленных задач. Все вопросы решаются очень быстро, чётко, лаконично. Поэтому все предложения, которые мы готовим, очень конкретные, без «лирики», с конкретными выкладками, и у нас нет ни одного повода жаловаться на отсутствие интереса со стороны наших профильных заместителей. Хочу отдельно поблагодарить министра строительства Ирека Файзуллина, потому что раз в полгода мы докладываем ему наши системные шаги, особенно по результатам ТИМ-конгрессов, и очень приятно слышать от министра благодарность за нашу активность и работу с регионами.
Напомню, что два наших конгресса «ТИМ-Сообщество» мы проводим именно в регионах — в марте в Санкт-Петербурге, в конце июня — в Екатеринбурге, при этом обеспечиваем очное участие как членов НОТИМ, так и иных интересных докладчиков. Потому что замечания, критика, обратная реакция и даже обмен контактами всегда успешнее при личном контакте.
И мы очень благодарны, когда наши очень занятые спикеры находят время, чтобы поехать, встретиться с людьми, ответить на все вопросы и получить хорошую почву для последующих действий.
Можно сказать, что за этот год НОТИМ стал «равным среди равных» и встал в один ряд крупнейших национальных объединений — рядом с НОСТРОЙ и НОПРИЗ. НОТИМ не воспринимают как «малыша» — во всех смыслах. Как получилось так быстро занять эту нишу?
- Есть такое выражение: мал золотник, да дорог, и мы это доказали качеством своей работы. За прошедший год мы решили задачу, которую поставили наши создатели, — собрали на нашей площадке ядро российского ПО в области строительства. И сейчас усилия НОТИМ идут на анализ, мониторинг, сбор, объединение проектов второго уровня развития — стартапов, новых идей и сервисов. То есть всего того, что может дополнять основные платформы САПР или среды общих данных. И что замечательно — таких разработок очень много в регионах, их только нужно найти, представить и вывести на рынок. НОТИМ в этом смысле — хорошая рекламная площадка для новых продуктов.
Вторая тематика, которая стала чрезвычайно острой в последнее время, когда из России начали уходить иностранные вендоры со словами, что Россию отключат от западного ПО, — это формирование каталога отечественных разработок с возможностью замены иностранных продуктов на российские. С этой точки зрения НОТИМ оказался на самом пике проблемы, когда из Минстроя России пришла задача сформировать реестр отечественного ПО, обозначить, что на что можно поменять, и ответ со стороны НОТИМ был дан буквально за неделю. Сейчас эти реестры шлифуются и дополняются, проектировщики пробуют российское ПО, и, несмотря на все жалобы и критику, переходный период идёт достаточно спокойно и плотно. Я считаю, что это главное достижение НОТИМ за первый год работы.
В качестве примера могу привести конкурс на лучшего специалиста в сфере технологий информационного моделирования, который был проведён правительством Москвы в рамках конкурса «Московские мастера». В этом году по предложению НОТИМ в состав конкурсных задач было включено применение российского ПО — продуктов «Ренга» и «Нанокад». При этом была разработана методика оценки работ конкурсантов, которую можно тиражировать и на другие регионы России. Когда наши молодые специалисты знакомились с «Ренгой», они отзывались о продукте очень хорошо, потому что в нём есть вещи, которые сделаны на порядок лучше, чем в западном ПО, и учтена российская специфика.
Лично мне это очень приятно слышать. Это значит, что НОТИМ и его члены действуют правильно, что Минстрой России действует правильно, и что курс на развитие российского ПО и САПР тоже правильный. Никто не исключает возможности изучать и пользоваться западным ПО, перенимать их опыт, но иметь сильные российские наработки необходимо. И это один из результатов работы НОТИМ — мы показали, что у нас это есть и мы можем это развивать очень эффективно.
На следующий год мы ставим цель вывести такие разработки на конкурентоспособный уровень не только в России, но и на внешних рынках — это страны ЕАЭС, Китай, Индия, Бразилия. Это новая задача, сложившаяся по результатам первого года работы.
Если же говорить о НОТИМе, как о новичке в компании национальных объединений, то это немного не так. У нас собралась очень опытная команда, у которой есть опыт создания Национальных объединений, прежде всего НОСТРОЙ — со всей структурой, документами, идеологией и т. д. Мы постарались не повторять ошибок и взяли за основу всё лучшее, что можно развивать дальше: это принципы открытости, состязательности, тесной работы с бизнес-сообществом, регионами и государством. Конечно, можно обвинить НОТИМ в прогосударственности — ну, а для кого мы всё это делаем? В строительном комплексе большой частный сегмент, но все правила, методологию, требования устанавливает именно государство. Поэтому участвовать в этой работе можно только тесно сотрудничая с государственными структурами.
Я всегда говорю, что критиковать, говорить, что всё плохо, — легко. Гораздо сложнее, высказав критику, предложить свои аргументы или свой документ. Исходя из моей практики, предложения, имеющие аргументированную основу, государством принимаются. И мы этот принцип ставим в основу — принцип сотрудничества, помощи государству. Критикуя — предлагай и добивайся результата.
Результатом такой работы я считаю очень быстрое появление НОТИМа в соответствующих рассылках министерств, в программах, «дорожных картах», поручениях правительства и органов власти. В НОСТРОе нам на это потребовалось более двух лет. Конечно, в НОТИМе мы начинали не с нуля — площадка Общественного совета Минстроя России во главе с Сергеем Степашиным очень серьёзная и открытая. И не зря Общественный совет Минстроя признан лучшим среди всех федеральных органов государственной власти. Поэтому мы сразу интегрировались в работу со всеми предыдущими наработками, и НОТИМ уже с лета прошлого года приглашали в штабы отрасли на уровне вице-премьера Марата Хуснуллина и другие органы управления. Все наши предложения были учтены, приняты, и НОТИМ указан как соисполнитель многих пунктов «дорожной карты» по внедрению ТИМ.
Так сложилось, что в НОТИМ входят и вендоры, и проектные компании, и застройщики, и производители стройматериалов, и мы готовы с этой точки зрения работать с любыми отраслевыми объединениями, а смотреть, кто старше, а кто младше, меряться функционалом и авторитетом — не имеет смысла. Мы готовы вместе с НОПРИЗ защищать интересы проектировщиков, и точно также мы интегрированы в работу с НОСТРОем.
Я руковожу строительным СРО, в котором собраны крупнейшие заказчики и подрядчики Минобороны, правительства Москвы, «Роскосмоса», и их точку зрения в работе НОТИМа мы стараемся учитывать. На все наши мероприятия мы приглашаем НОСТРОЙ и НОПРИЗ, делимся нашими идеями, результатами, и я надеюсь, что работа будет активной, совместной и плодотворной.
Какие планы у НОТИМ на следующий, 2023 год?
- Мы начинаем формировать нашу внутреннюю структуру — и прежде всего комитеты НОТИМ. Потому что сейчас есть только одна проблема — делегирование прав и ответственности руководства НОТИМ его членам. Возросшее количество запросов на участие в совещаниях, дискуссиях, встречах уже не может быть закрыта двумя-тремя сотрудниками.
Да и НОТИМ — это не руководство, это все компании — его члены. Например, по подготовке кадров в области ТИМ есть специалисты, которые знают вопрос намного лучше меня, и в дискуссиях на эту тему участвовать от имени НОТИМ должны именно они. Поэтому мы уже создали первый комитет НОТИМ по подготовке кадров во главе с ректором Университета Минстроя НИИСФ РААСН Алиной Постоваловой.
Кроме того, мы сейчас формируем комитет по строительным материалам и первым делом планируем запустить обсуждение с нашими членами от стройиндустрии идею формирования библиотек компонентов. Причём мы хотим, чтобы это было сделано не на западном ПО, а на основе российских САПР и тех библиотек, которые уже есть на рынке. То, что эта работа нужна предприятиям стройиндустрии, это понятно, потом что такую задачу нам поставили те крупные холдинги, которые входят в НОТИМ, — «КНАУФ», «Алютех», ГК «Рубеж». Для них это форма продвижения своей продукции, ведь когда есть оцифрованный компонент, который удобен для пользования, как некое типовое решение для проектировщика, все процессы ускоряются.
Из разрозненных элементов, которые есть у крупных заказчиков, вендоров и в отдельных частных проектах, нужно сделать единую, мощную общероссийскую платформу ТИМ-компонентов. Мы уже предварительно обсуждали эту идею в Минстрое России, будем обсуждать её на конгрессе в Екатеринбурге, и я считаю, что это очень перспективное направление, которое нужно рынку предлагать и такой комитет формировать.
Кроме того, мы сейчас завершили большое исследование совместно с МГСУ по функционалу заказчика, где инициатором была одна из компаний — членов НОТИМ. В ближайшее время мы оформим это исследование и представим его широкому кругу заинтересованных коллег. Научно-методическое направление, тесная работа с консорциумом архитектурно-строительных вузов (прежде всего с МГСУ) для НОТИМ очень важны.
Поэтому могу сказать, что НОТИМ, в отличие от других нацобъединений, получился уникальным по своему составу как мультиформатный отраслевой союз федерального масштаба. Мы стараемся работать открыто, развивая все возможные форматы, доводя информацию до рынка через отраслевые СМИ, телеграмм-канал, запустили свой чат, в котором идут очень активные обсуждения всего, что связано с ТИМ. Это показывает, что НОТИМ нужен и востребован сообществом, и у нас впереди очень много большой и интересной работы.