Цифровизация проектно-строительной отрасли требует внесения существенных изменений в законодательство и нормативно-техническое регулирование. Профессиональное сообщество, понимая трудоемкость задачи, терпеливо вникает в нормативные нововведения, влияющие на внедрение технологий информационного моделирования (ТИМ). Специалисты отрасли, законодатели, представители федеральных и региональных органов власти, инвесторы и ученые все активнее включаются в обсуждение актуальных проблем ТИМ, обмениваются опытом.
Роль государства в деле освоения информационных технологий проектными, строительными и эксплуатирующими организациями — актуальная тема повестки форумов и конференций ввиду перехода участников инвестиционно-строительного процесса на ТИМ с 1 января 2022 года. Своим мнением об инициативах государства сегодня делится исполнительный и технический директор ООО «СиСофт Девелопмент» Игорь Орельяна Урсуа.
— Значение государственного участия в цифровизации проектно-строительной отрасли трудно переоценить. Государство было и остается регулятором всех процессов в отрасли. Насколько мне известно, в настоящий время сразу пять министерств совместно с ведущими отраслевыми профессиональными объединениями НОПРИЗ, НОСТРОЙ и НОТИМ, а также при активном участии профильных вузов, задействованы в решении вопросов стандартизации, легитимизации моделей как формы данных и обеспечения квалифицированными кадрами в области информационного моделирования. Создаются своды правил в области информационного моделирования, которые определяют принципы описания моделей и их формирования на различных стадиях жизненного цикла объекта, организации работ и ведения контроля качества строительства и эксплуатации. А также, что очень важно, затрагивают моделирование как производств, так и многоквартирных жилых домов.
Следует особо отметить, что ведущие профильные вузы принимают участие в решении вопросов адаптации образовательных программ подготовки и переподготовки кадров для дальнейшего применения информационных моделей. Ведется разработка программ дополнительного профессионального обучения для государственных заказчиков, сотрудников проектных, экспертных и строительных организаций. Кроме того, формируются профессиональные стандарты требований к компетенциям специалистов. С 18 августа 2021 года вступила в силу «Схема электронных документов, подлежащих использованию при формировании локальных сметных расчетов (XML-схема)». Минстрой России опубликовал пояснения к порядку ее применения. Разрабатываются и другие XML-схемы, необходимые для взаимодействия при формировании информационной модели, такие как «Проектная модель», «Строительство и реконструкция», «Эксплуатация».
Таким образом, государство готовит почву для перехода отрасли на широкое применение ТИМ с 2022 года. Вместе с тем, не открою тайну, участникам рынка хотелось бы и большей ясности, и большей однозначности как в действиях регуляторных госорганов, так и в новых цифровых правилах и нормах.
— Что послужило стимулом для начала создания органами государственной власти условий для ускоренного освоения BIM-/ТИМ-технологий субъектами строительной отрасли?
— Стимул понятен: возможность реализовывать современные социально значимые инфраструктурные проекты полного цикла, при этом не теряя контроль государства над экономикой проекта, сроками, качеством, и, что, наверное, самое важно, повторюсь, социально значимыми проблемами, такими как экология, комфортная среда для жизни. Вы же понимаете, что строительная отрасль касается всех аспектов существования каждого человека: ни один дом, школа, больница или завод не могут быть построены и эффективно эксплуатироваться без использования современных технологий.
Если вспомнить историю, огромным прорывом когда-то были типовые пятиэтажки, потом девятиэтажки и т. п., технологии панельного строительства, типовые проекты, блочно-модульное строительство и др. Сейчас люди усмехаются и принимают их как данность, но в те времена это были «прорывные» технологии. Вокруг них строилась новая жизнь, гораздо более высокого качества, чем была ранее. Появлялись не только сами дома — создавалась индустрия строительных материалов, внедрялись новые транспортные технологии и принципы организации строительства, формировалась новая социальная инфраструктура под «высотную» застройку, что создало огромное количество рабочих мест, стимулировало повышение квалификации строителей и т. п.
Внедрение информационного моделирования — это такой же эволюционный шаг: новые возможности во всех аспектах строительной отрасли как для строителей, так и для тех, кто будет жить в новых домах, работать на новых заводах и совершать покупки в новых магазинах, учиться в новых школах и получать более высокое качество услуг.
— Какое значение в деле перехода к формату BIM/ТИМ имеют «Правила формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства», принятые Правительством в сентябре 2020 года?
— Эти «Правила» имеют определяющее и стимулирующее значение. В них как раз и описываются те критерии, к которым нужно стремиться, работая в технологиях информационного моделирования. «Правила» содержат сведения о составе и форме представления информационной модели объекта капитального строительства, о ее ведении, а также подробно — об актуализации сведений, документов и материалов, их изменении и размещении в архиве. Причем на всех этапах: от выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства до реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и сноса объекта. Иными словами, в «Правилах» государство дает базовые ориентиры, в рамках которых исполнитель может реализовывать проекты.
Думаю, что организаций, способных выполнить работу по данным «Правилам», достаточно, но ресурсов потребуется гораздо больше, чем обычно. Полагаю, что ожидаемый в начале следующего года дисбаланс между требованиями государства, изложенными в «Правилах», и возможностями исполнителей будет выправлен в кратчайшие сроки: в конце концов, в последние годы очевидно, что государство старается прислушиваться к мнению отрасли и развивать ее.
- Какие требования включены в Постановление Правительства РФ № 331 (от 5 марта 2021 года) о работе с информационной моделью в госзаказе? Как вы считаете, насколько готовы предприятия и организации отрасли выполнять требования об обязательной работе с информационной моделью в госзаказе?
- Упомянутое постановление касается только тех предприятий, которые работают с бюджетным рублем, даже если это частичное финансирование.
В постановлении нет специальных требований по работе с информационной моделью. А госзаказ регулируется законом о госзакупках. То есть, по сути, никаких перемен в связи с его появлением не произойдет.
Вместе с тем, понятно, что теперь проект, который выполняется с участием федерального, регионального либо муниципального бюджета станет дороже по сравнению с идентичным, выполняемым без применения технологий BIM и ТИМ. И в связи с этим Минстрой издал приказ о повышении стоимости проекта, который осуществляется с использованием информационной модели.
Думаю, что если объект строительства маленький, то реализующая его одна из множества тысяч небольших компаний вряд ли выполнит требования самостоятельно, возможно, возьмет на субподряд исполнителя, который создаст какую-то модель с минимальными требованиями по готовому проекту и сдаст ее государству. Если проект дорогой, то богатые исполнители, выигравшие тендер на строительство, вполне справятся самостоятельно.
— Государство поддерживает разработчиков необходимого ПО и технических средств в области ТИМ-технологий? Создаются ли поощряющие условия для строительных и эксплуатирующих организаций?
— В сентябре 2021 года федеральным правительством был утвержден план мероприятий «Создание дополнительных условий для развития отрасли информационных технологий», или «дорожная карта» отрасли. В широком обиходе этот документ еще называют «второй пакет мер поддержки ИТ-отрасли». Полный текст вы можете прочесть по адресу
Этот план, содержащий 62 мероприятия, большинство из которых предполагается реализовать уже в этом году, призван обеспечить ускоренное импортозамещение программного обеспечения и электронной продукции. К примеру, выдвигается цель достичь к 2024 году 70-процентой доли расходов на отечественные ИТ-решения от общих расходов госкомпаний на ИТ. Поэтому мы ожидаем значительный рост финансирования российских разработок. Существенные изменения должны произойти и в сфере налогообложения разработчиков и потребителей информационных решений. Государство определенно озаботилось тем, чтобы реально снизить издержки компаний на внедрение отечественного программного обеспечения. Правительство обязуется снизить административную нагрузку на ИТ-компании, а также издержки заказчиков российского ПО при соблюдении коммерческих интересов его поставщиков.
В Постановлении Правительства РФ (№ 1031 от 28 июня 2021 года ) говорится о том, что малые и средние предприятия смогут купить российское программное обеспечение по более выгодным ценам. Согласно документу, величина скидки должна составлять 50% от средней рыночной цены. Субсидии предоставляются напрямую разработчикам ПО, которые обязуются снизить стоимость своей продукции для малого и среднего бизнеса, чтобы те смогли сократить свои издержки на приобретение отечественного софта.
То есть государство говорит: берите отечественное, и мы вам вернем половину стоимости лицензии. Это ответственный подход, который определенно будет стимулировать применение информационных технологий и в коммерческих проектах.
Необходимое уточнение: отечественным считается программный продукт, разработанный предприятием, находящимся на территории государства, и внесенный в список Минцифры.
— Кто является регулятором процесса внедрения BIM-/ТИМ-технологий в строительной отрасли? Надо ли, на ваш взгляд, что-то менять в системе контроля строительства объектов по ТИМ-технологии?
— Проектно-строительную отрасль регулирует Минстрой, у которого есть подведомственное учреждение ФАУ ФЦС — Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве. Этот госорган и является сегодня основным регулятором в области внедрения BIMи ТИМ-технологий. Правильно это? Не знаю. С одной стороны, государству виднее, какие требования предъявлять к проекту, которое оно финансирует, и как принимать работы по таким проектам. С другой стороны, возникают риски ограничения конкуренции и повышения цен на строительство из-за новых технологий.
Сейчас менять что-либо уже поздно, времени на подготовку было достаточно, но считаю, что не было найдено надлежащего финансирования цифровой трансформации, не было должного отклика от строительной отрасли, и, возможно, крупные компании не имели особого желания, чтобы их деятельность регулировали еще и в ИТ-аспекте. В итоге было выпущено крайне мало нормативных актов по теме, а те, что есть сегодня, требуют обновления, недостающие нормативы планируется разработать уже по пути к «цифровизации». По сути, «Правила формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства» — это тот мотивирующий аргумент, который сдвинул с места трансформацию отрасли, и сейчас важно не навредить этому импульсу: полету мяча, по которому ударил форвард, не стоит мешать, если он летит в ворота и на его пути нет препятствий.
— Как обстоят дела с разработкой стандартов информационного моделирования? На что здесь надо опираться?
— Насколько мне известно, к концу 2021 года были подготовлены к выпуску 5 ГОСТов семейства ЕСИМ (Единой системы информационного моделирования), в которых будут определены требования к структуре элементов информационной модели на различных стадиях жизненного цикла объекта.
ЕСИМ — это единственная система, которую Росстандарт по договоренности с Росатомом на сегодняшний день считает основной в технологиях информационного моделирования. Собственно говоря, эта система и создавалась для того, чтобы объединить в новых реалиях всех участников инвестиционно-строительного цикла и информацию, обеспечив бесшовную работу на всех этапах.
В ноябре 2021 года Росстандарт вывел в публичное обсуждение три стандарта ЕСИМ: «Цели и задачи», «Основные положения» и «Термины и определения». Специалисты CSoft выдвигают свои замечания и предложения авторам этих стандартов и участвуют в обсуждении обнаруженных противоречий. Мы считаем, что российский и советский опыт инженерной и строительной школы необходимо гармонизировать с зарубежным опытом, что должно найти свое отражение в стандартах.
— Сегодня по предложению разработчиков технологий информационного моделирования средние и малые фирмы тестируют их программные продукты, выполняя пилотные проекты. Не создается ли таким образом «пестрое одеяло» из различных технических подходов, фирменных ПО и прочих нововведений?
— Конечно, создается. В начале пути это нормально. Средние и малые фирмы тестируют новые программные продукты. Накапливается опыт как у разработчиков, так и у исполнителей заказов. Количество когда-нибудь перейдет в качество.
— Каждый разработчик ПО, естественно, стремится продвинуть на рынок собственную продукцию. Какой вы видите конкуренцию в сфере BIM-/ТИМ-технологий? Пойдет ли рынку на пользу создание национальных ТИМ-альянсов по примеру западных?
— Конкуренция — классический двигатель экономики. Однако я считаю, что сегодня мы не можем дожидаться, когда конкурентная борьба вендоров приведет к оптимальному результату. Государство должно создавать на рынке ТИМ-технологий среду для удовлетворения запросов множества участников рынка. Но кроме функциональных и финансовых требований должны рассматриваться еще и требования безопасности. В этой связи напомню об импортозамещении: считаю, что это очень важный фактор! Наверное, нет смысла говорить, что использование закрытых форматов данных и зарубежного ПО несет для государства и общества высокие риски потерь. Разве допустимо, чтобы честно оплаченные лицензии на право использования программного обеспечения были запрещены? А это уже существует! Представьте себе документ, который нельзя открыть и прочитать, потому что он читается лишь одним программным продуктом, который запрещен к применению из-за санкций!
Чтобы избежать подобных проблем и гарантировать суверенитет как государственный, так и технологический, но при этом не ограничивать возможности использования иностранного ПО, необходимо создавать собственные форматы, системы и стандарты, развивать собственную ИТ-инфраструктуру и решения, открыто и честно диктовать требования, которые иностранные и отечественные разработчики смогут реализовать, чтобы присутствовать на российском рынке.
Вот такой, на мой взгляд, и должна быть разумная политика протекции. И, полагаю, созданию собственных форматов и собственных правил игры могут содействовать российские национальные альянсы участников рынка информационного моделирования.
— Как вы оцениваете результат внедрения информационных технологий в строительстве?
— Оцениваю положительно. Вы посмотрите, как быстро строятся объекты жилищного строительства и городской инфраструктуры, что было бы невозможно без ИТ-технологий. Масштаб инвестиций, объемы работ и конкуренция — верные друзья развития ИТ-технологий в строительстве. А государство ровно этим и занимается последние годы: финансирует мегаи социально-значимые проекты. Конкуренция в строительном бизнесе есть и растет быстрыми темпами, что и двигает ИТ в строительстве вперед.
— Как вы считаете, во сколько обойдется государству переход строительной отрасли на технологии информационного моделирования?
— Мне цифры неизвестны. Думаю, что государство готово потратить крупные суммы на переход проектно-строительной отрасли на форматы информационного моделирования объектов в их полном жизненном цикле. В любом случае, за внедрение информационной модели придется платить.
Хотел бы отметить, что инвестиции в строительную отрасль — это возможность не только решать на современном уровне социальные задачи внутри страны, но и участвовать и получать прибыль на мировом рынке. Современный мир диктует новые требования, включая информационное моделирование.
Согласно отчетам консалтинговой компании «Grand View Research» (Индия и США), которые используются всемирно известными академическими учреждениями и компаниями из списка Fortune 500 для понимания глобальной и региональной деловой среды, объем мирового рынка гражданского строительства в 2019 г. оценивался в 8,73 триллиона долларов США, а в период с 2020 по 2027 гг. ожидается рост в среднем на 5,4%. Это огромный рынок строительства, который может быть разделен без участия российской строительной отрасли!
— Достаточно ли, на ваш взгляд, информированы заинтересованные проектные и строительные организации о требованиях, стандартах, результатах внедрения? На каких площадках это обсуждается?
— Самой крупной площадкой является подкомитет ПК 5 «Управление жизненным циклом объектов капитального строительства» технического комитета по стандартизации ТК 465 «Строительство». По сути, вступить в него может любая организация, имеющая интерес к данной тематике. Но при взгляде на участников этого «клуба» порой возникают сомнения.
Что касается информированности, то в строительных организациях либо вовсе нет практики применения информационных моделей, либо же ее крайне мало, а система приемки работ и актирования завязана на бумажный документ с подписью, формы отчетности — это простые таблицы, где заполняются объемы выполненных работ и освоенных средств. Строители крайне мало информированы о технологии и о выгодах. Проектные организации понимают лучше, о чем идет речь, хотя бы потому, что каждый день и на многих проектах применяют в той или иной степени средства создания и редактирования информационных моделей.