Секрет немецкого постоянства прост и кроется в профессионально-техническом образовании и традициях наставничества, схожих с советскими профтехучилищами и техникумами. Однако современная система образования в России несравнима с немецкой, где Ingenieur — инженер — более ценен и уважаем, чем Manager — управленец.
Взлёт и падение отечественных профтехучилищ
Старшее поколение в России помнит, как в советское время можно было с лёгкостью поступить в профтехучилище или техникум, сдав экзаменационный минимум. Популярность этих учебных заведений в своё время поднял актёр театра и кино Геннадий Хазанов с сатирическими миниатюрами о студенте из кулинарного техникума. Его выступление впервые показали по советскому телевидению в середине 1970-х годов, а потом юмориста часто приглашали на разные передачи и в программу «Вокруг смеха».
Народ тогда смеялся от души над рассказами наивного и незадачливого персонажа, которого часто спрашивали: зачем он пошёл в кулинарный техникум? А он отвечал, что «у нас такое же учебное заведение, как и любое другое». По стопам героя Хазанова шли многие выпускники советских средних школ и овладевали рабочими специальностями.
Хотя эта специализация и не считалась особо престижной, но недобора и свободных мест в советских училищах не было.
Огромная страна постоянно нуждалась в рабочих кадрах — тысячи мелких, средних и крупных производственных предприятий, не говоря уже о заводах-гигантах, которые ежегодно обеспечивали рабочими местами всех выпускников профтехучилищ.
До распада Советского Союза выпускники ПТУ и техникумов были задействованы на всех производственных сферах, набирались опыта, соревновались за выполнение плана, учились у своих наставников — опытных мастеров.
После развала СССР экономику России пришлось полностью перекраивать, советское наследие не вписывалось в новые рыночные отношения, а производственная база бóльшей частью устарела и не соответствовала требованиям международных стандартов. Продукция многих советских предприятий была неконкурентоспособной, рыночного спроса на неё не было.
По меньшей мере 2/3 отечественных заводов и фабрик расформировали и ликвидировали, более эффективные предприятия были приватизированы, модернизированы и продолжили работать. Однако они уже не могли в полной мере обеспечивать рабочими местами всех оставшихся «за бортом» опытных рабочих и мастеров, не говоря о выпускниках профтехучилищ. Масштабное сокращение кадров затронуло все отрасли экономики России с 1990-х годов и продолжается до сих пор. Миллионы трудоспособных граждан в стране вынуждены искать себе хоть какую-то работу.
В сложившихся условиях выпускники средних школ потеряли интерес к рабочим специальностям, они не имели перспектив трудоустройства. Студентов ПТУ и техникумов нигде не ждали и не приглашали на работу.
На многих предприятиях часто задерживали зарплату, порой от нескольких месяцев до года и более, или выдавали долги «натурой», то есть произведёнными товарами, с напутствием «идите и сами продавайте». Чтобы выжить и прокормить семью, люди шли на рынки к перекупщикам, сбывали им товары за копейки или сами стояли у самодельных прилавков на улицах, на вокзалах, на платформах железнодорожных станций и ходили по вагонам в электричках.
Престиж квалифицированных рабочих и мастеров в то время резко упал, количество поступающих в колледжи и техникумы значительно снизилось, большинство профтехучилищ испытывали хронические недоборы.
Будущее профессионально-технического образования в России оказалось под серьёзным ударом. Сведения из разных официальных источников сводятся к тому, что за последнее время в России было сокращено более 1000 училищ и техникумов. Так, например, с 2012 по 2016 годы количество колледжей в России снизилось с 5053 до 3900, то есть на 1153 единицы.
Более того, нынешний министр просвещения РФ заявила, что собирается исключить к 1 сентября 2020 года почти 100 позиций из перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования.
Как выпускникам колледжей нашли замену
В настоящее время выпускники российских школ не спешат в ряды сантехников и слесарей, техников и монтажников, плотников и столяров, их больше прельщает перспектива менеджера. Эта вакансия всегда открыта в мелких коммерческих фирмах, в офисах сетевого маркетинга, интернет-магазинах и т. д.
Никакого диплома об образовании эти работодатели не требуют, им не нужны опыт работы и знания соискателя. При приёме на работу молодым людям сулят «золотые горы», а на деле используют несколько месяцев под предлогом испытательного срока, «кормят» обещаниями и будущими вознаграждениями. Некоторые недобросовестные работодатели открыто привлекают соискателей на позицию менеджера без зарплаты, обещая заплатить «хорошие проценты» от заключённых сделок, проданного товара или привлечённых клиентов. Увы, но многие соискатели соглашаются на подобные условия и втягиваются в аферы, пытаясь «легко» заработать.
Как же обходятся без профессиональных рабочих и мастеров те работодатели, которые формировали кадры из выпускников профтехучилищ и техникумов? Кто же заменяет их, например, в огромной структуре муниципального и жилищно-коммунального хозяйства, а также на строительных площадках и производственных предприятиях?
Службам по подбору персонала в госсекторе и среди коммерческих подрядчиков — управляющих компаний, удалось своеобразно решить проблему дефицита кадров — они заменили выпускников из российских училищ на мигрантов. Теперь все рабочие ниши в ЖКХ, на стройках, складах, торговых точках, в цехах и на производствах занимают гости из соседних республик, получившие в России временную регистрацию и патент на трудоустройство от Федеральной миграционной службы.
Иметь дело с заезжими «трудовыми резервами» оказалось более выгодно, так как мигранты не претендуют на высокие оклады и премии, не жалуются на тяжё- лые условия труда, не выбивают места в общежитии, они довольствуют тем малым, что имеют. Такая кадровая политика оказалась весьма удобной и эффективной для многих работодателей, которые приспособились обходиться без выпускников нынешних колледжей.
Таким образом, мигранты заменили отечественные кадры с профессионально-техническим образованием, дефицит которых в Российской Федерации уже превысил 40%.
Немецкая модель — свои сложности
Совсем по-другому обстоит дело в Германии. Немецкое профессионально-техническое образование не теряет популярности среди молодёжи, скорее наоборот. Желающих поступить в профтехучилища становится больше, но не все студенты могут осилить программу обучения и полностью завершить учёбу. Сложности в получении профессии испытывают в среднем 25% студентов. Четверть немецких учащихся бросают обучение из-за хронической неуспеваемости, отмечает источник в Федеральном статистическом управлении Германии (Destatis — Statistisches Bundesamt).
Немецкая система профессиональнотехнического образования считается одной из лучших и самых строгих в Европе. Она подготавливает молодёжь в возрасте 16–21 лет в течение трёх лет, а выпускники получают государственный диплом.
Образовательная программа утверждается тремя инстанциями — федеральным правительством, ассоциациями работодателей и профсоюзами. Общий контроль и руководство деятельностью профтехучилищ выполняют местные торговопромышленные палаты (ТПП). В учебный процесс входит обязательная подготовка студентов на рабочем месте четыре дня в неделю и дополнительно один день теоретического обучения.
По данным немецкого Федерального статистического управления, в 2018 году было заключено 521900 новых контрактов с гражданами, желающими получить профессиональное образование. Это на 6200 контрактов или на 1,2% больше, чем в предыдущем году. Количество мужчин в технических училищах за год увеличилось на 2,6%.
Однако трудовой рынок в Федеративной Республике Германия продолжает испытывать нехватку квалифицированных рабочих кадров.
Тенденция увеличения количества обучающихся техническим специальностям и инженеров всё-таки не покрывает постоянно растущий спрос. Немецкая экономика чрезвычайно ёмкая и постоянно нуждается в квалифицированных рабочих и инженерах.
В первом квартале 2019 года нехватка представителей инженерных профессий в ФРГ составила 86300 специалистов. С 2011 года количество открытых вакансий в Германии растёт на 7–8% в год. Эта ситуация превращается в кадровое бедствие, с которым частично позволяют справиться иностранные специалисты.
Для их привлечения немецкое правительство предпринимает все возможные меры, в частности, предоставляет «Голубую карту ЕС» — удостоверение личности, подтверждающее наличие временного вида на жительство и права на трудоустройство в странах Евросоюза для иностранцев.
Однако иностранец, устраивающийся на работу на немецкое предприятие, должен подтвердить свой документ о высшем образовании, полученном вне Германии. Его диплом и квалификация обязательно проверяется госкомиссией на соответствие немецкому аналогу. Хотя по найму разрешается работать и без полного подтверждения, простого признания работодателем иностранного диплома вполне достаточно, и это не противоречит законодательству страны.
Средний возраст специалистов в инженерной отрасли в Германии составляет от 46 до 55 лет и старше. В других странах ЕС работающие инженеры гораздо моложе. Если в европейских странах около 35% инженеров не старше 35 лет, то в Германии таких всего 18%.
Условия работы и привилегии у инженеров в Германии считаются лучшими в Европе — в первые годы работы молодые специалисты рассчитывают на годовую зарплату от 42 до 53 тыс. евро (без вычета налогов). Их карьерный рост практически ничем не ограничен, поэтому бóльшая часть директоров и топ-менеджеров в немецких компаниях являются инженерами по образованию.
Инженеры с опытом работы от десяти лет зарабатывают на предприятиях в Германии в среднем 70–80 тыс. евро в год. А в наиболее востребованных областях зарплата технических специалистов достигает 90 тыс. евро в год.
Первой же ступенью на пути к инженерным высотам являются профтехучилища, где молодые специалисты проходят начальный отбор и отсеиваются в ходе обучения. Для тех, кто преодолевает начальное обучение, заканчивает ПТУ и получает диплом, двери немецких предприятия открыты. Обычно выпускники устаиваются на работу на те фабрики и заводы, где ранее проходили студенческую практику, например, в компанию Profactor Armaturen GmbH — немецком производителе инженерной сантехники. Часть рабочего коллектива предприятия состоит из выпускников профтехучилищ, которые были прикреплены к мастерамнаставникам, участвовали в изготовлении сантехники, осваивали оборудование и получали первые профессиональные навыки на рабочем месте.
Традиция наставничества в Германии до сих пор играет важную роль в подготовке квалифицированных рабочих. Более 2/3 наставников на немецких предприятиях обладают сертификатом мастера, они владеют глубокими знаниями, навыками и профессиональным опытом. Свой бесценный багаж мастера передают ученикам. Эта традиция стала важной составляющей в истории успеха немецких товаров.
Согласно данным Destatis, около 70% нынешних рабочих в Германии обучались в профтехучилищах и успешно сдали квалификационные экзамены с учё- том отраслевой специфики работодателя. В этом процентном соотношении Германия лидирует среди стран Европы. Подобную квалификацию, например, в Нидерландах имеют всего 40% рабочих, а в Англии и США — около 30%.
Немцы считают, что менеджмент как самостоятельная дисциплина — опасное явление, порождающее в человеке эгоизм, нелояльность и пренебрежение к качеству продукции. Поэтому Ingenieur von Beruf (инженер по профессии) более ценен и уважаем, чем Manager — управленец.
В Германии больше ценят предприимчивых специалистов, инженеров, мастеров, чем менеджеров со степенью МВА, не имеющих технического образования.