Фитинги – побочный продукт машиностроения

Слово «фитинг» (fitting) — английское и дословно переводится как «примерка». Есть и другие трактовки: «монтаж», «установка» или «сборка». Однако столь популярную соединительную арматуру изобрели вовсе не англичане и тем более не американцы. Это заимствованное и обобщённое слово сравнительно недавно вошло в обиход россиян. В Советском Союзе о фитингах ничего не слышали, советские сантехники называли их по типам: «уголки», «муфты», «тройники», «футорки» и т.д. До революции 1917 года вся резьбовая и фланцевая арматура в Российской империи имела общее определение — «швейцарские соединения». Именно в Швейцарии 200 лет назад начали производить соединительную арматуру из металла, но тогда она была предназначена не для сантехнических нужд, а для машиностроения.

Первая соединительная арматура, которую производили на железоделательных и сталелитейных заводах в Швейцарии, предназначалась для паровозов, котельных и паровых установок. Изделия выглядели примитивно, их вручную ковали из железа, меди и бронзы. Долгое время все соединения были фланцевыми, намного позже появились резьбовые аналоги. В начале XIX века швейцарские соединения эволюционировали медленно, пока не произошёл международный прорыв в машиностроении.

Когда европейским учёным и инженерам удалось обуздать пар и воспользоваться его невероятной силой в полном объёме, потребовались новые мощности — назревала техническая революция. Машиностроение стало стремительно развиваться, а вместе с ним совершенствовались и швейцарские соединения. Их стали разделять на «прямые» для труб одного диаметра и «переходные» для труб разного диаметра, появлялись новые детали.

Скачок в машиностроении серьёзно подстегнул и коммунальные системы. Их начали модернизировать. Новшества внедрялись в систему водоснабжения, расширялось паровое отопление, на улицах появилось газовое освещение. Трубопроводные сети постепенно опутывали целые города и, конечно, для их создания потребовалась новая соединительная арматура. Так на свет появились «фитинги». Их первое производство наладили на тех же машиностроительных предприятиях. Поэтому первичную сантехническую арматуру можно считать побочным продуктом машиностроения — эта отрасль стала матерью швейцарских соединений.

 

«Жоржъ Фишеръ» – отец швейцарских соединений

В начале XIX века в городе Шаффхаузене (Schaffhausen) — самом северном кантоне Швейцарии — появился «железоделательный и сталелитейный завод Georg Fischer» (GF). Это предприятие было основано в 1802 году и работает до сих пор. Штабквартира фирмы находится в Швейцарии, а её филиалы и отделения присутствуют в 32 странах мира, в том числе в Российской Федерации.

В настоящее время торговая марка +GF+ (Georg Fischer) объединяет 121 предприятие, 45 из них — производства. За 217 лет работы на мировом рынке этот промышленный концерн пережил несколько технических революций и индустриальных эпох.

Швейцарские соединения марки +GF+ появились в Российской империи в 1903 году. Эта дата отмечена в сантехническом каталоге, выпущенным «Акционерным Обществом Железоделательныхъ и Сталелитейныхъ Заводовъ “Жоржъ Фишеръ” Шафгаузенъ» в 1912 году. На чёрно-белых графических иллюстрациях реалистично изображены изделия, предшествовавшие нынешним фитингам. Они схожи практически по всем параметрам: конфигурации, размеру, толщине стенок и резьбе.

Один из подобных каталогов — «Оригинальные Швейцарские Соединения Марки +GF+» объёмом более 250 страниц — теперь является интеллектуальной собственностью и принадлежит компании PROFACTOR Armaturen GmbH. Он полностью оцифрован и в ближайшее время будет доступен на сайте немецкого производителя. В этом историческом документе представлен широкий ассортимент швейцарских соединений — около тысячи штук разных моделей. Часть сантехнических изделий спустя 100 лет не утеряла актуальности и по-прежнему выпускается в Швейцарии, Германии и других странах мира. Так, например, под торговой маркой PROFACTOR производятся фитинги и другая сантехническая арматура по тем же стандартам качества, которые были изначально разработаны и применены в соединениях марки +GF+.

С началом производства швейцарских соединений корпорация +GF+ стала строго контролировать качество и технические характеристики своей продукции. В каталоге 1912 года отмечено, что при изготовлении изделий применялись «самые отборные материалы».

Более того, старинное издание свидетельствует, что завод Georg Fischer модернизировал производство и внедрил ноухау для улучшения качества и удешевления швейцарских соединений. На предприятии решили не изготовлять арматуру посредством традиционной ковки железа, а перейти на «мягкое литьё», то есть использовать в качестве основного материала сплавы.

Например, из сплава железа с углеродом и другими примесями высокого качества получался ковкий чугун. Из него начали изготовлять новую серию фишеровских изделий.

В тексте предисловия сантехнического каталога 1912 года написано: «Въ высшей степени удачно поступилъ въ этомъ отношении учредитель первоначальной фирмы “Жоржъ Фишеръ” въ Шафгаузене, выделывая соединения трубъ изъ мягкого литья лучшего качества, взаменъ обыкновенныхъ изъ кованного железа».

Таким образом, компания «Жоржъ Фишеръ» открыла новый путь в производстве соединительной арматуры! Швейцарский завод стал первопроходцем в использовании сплавов в изготовлении сантехнических деталей. Для подтверждения надёжности усовершенствованной арматуры, её отправляли на испытания в специальные лаборатории.

В каталоге отмечено, что соединения +GF+ были протестированы на «Станциях по оценке сопротивления материалов» в следующих учреждениях:

  • Швейцарская «политехника» (высшая техническая школа) в городе Цюрихе;
  • Высшее техническое училище в городе Штутгарте;
  • Королевское высшее техническое училище в городе Мюнхене;
  • Народный институт искусств и ремёсел в городе Париже;
  • Техническое училище инженеров в городе Лондоне.

Все испытания показали, что соединения +GF+ выдерживают гораздо бóльшее давление, чем может возникнуть в бытовых или производственных условиях. Согласно техническому описанию в каталоге, «в водяных проводах максимальное давление не превышает 12, а в паровых — 25 атмосфер».

Так швейцарские соединения обрели эталон качества и надёжности, они стали пользоваться большим спросом у потребителей Европы, а потом и царской России. В каталоге 1912 года отмечено: «изделия Акционерного Общества Железоделательныхъ и Сталелитейныхъ Заводовъ “Жоржъ Фишеръ” удостоены на разныхъ выставкахъ, между прочимъ и на Всемирной Парижской высшими наградами и многими лестными отзывами».

 

Соединения марки +GF+ в России

Для легализации в Российской империи и выхода на внутренний сантехнический рынок, швейцарским соединениям потребовалось пройти регистрацию и получить разрешение в соответствующих инстанциях. Так, 5 марта 1904 года фабричная марка +GF+ была занесена в государственный реестр под №6680 и утверждена Министерством торговли и промышленности за №3180. Это ведомство стало самостоятельным учреждением после расформирования Департамента торговли и мануфактур при Министерстве финансов Российской Империи.

До революции 1917 года марка +GF+ была широко известна и популярна на российском рынке. Сантехники царских времён называли её «фишеровские» или «швейцарские соединения». Изделия +GF+, в частности, применялись в ходе реконструкции и обновления водопроводных систем в Санкт-Петербурге и Москве. Чтобы металлические трубы могли разветвляться, поворачиваться, сгибаться или переходить с одного диаметра на другой, их требовалось соединять фишеровской арматурой. Она позволяла оперативно демонтировать сантехнику и участки трубопровода в случае аварий, протечек и замены прохудившихся труб.

В фирменном каталоге есть такое наблюдение: «в настоящее время все крупные фирмы употребляют исключительно соединения этой марки, находя их самыми доброкачественными».

После регистрации фабричной марки +GF+ в госреестре, в Санкт-Петербурге и Москве появился официальный дилер предприятия «Жоржъ Фишеръ». Им стал «Штандартъ» — общество с ограниченной ответственностью для торговли техническими изделиями. Через него фишеровская арматура поставлялась на российский рынок и использовалась при монтаже «газовыхъ и водяныхъ проводовъ» и в системе центрального отопления.

Любопытный момент! На титульном листе каталога 1912 года выделяется синий штамп, который свидетельствует, что фирменное издание когда-то принадлежало ООО «Штандартъ».

Активно продвигали и реализовывали швейцарские соединения в Российской империи и торговые дома, в частности, фирма «Братья Млынарские». Польские предприниматели презентовали арматуру марки Georg Fischer в своих эксклюзивых сантехнических каталогах в разделе «Трубы. Рукава. Батареи для отопления».

Фишеровские изделия относились к ассортименту товаров «Трубы железныя и соединительныя части для газоводои паропроводовъ». В своём каталоге №10 компанией «Братья Млынарские» представлена целая серия швейцарских соединений, которые прошли испытания давлением в 50 атм. Внутренний диаметр изделий составлял от 1/4” до 4”.

В их числе: муфты (прямые и переходные), угольники, тройники (прямые и переходные), кресты, отводы с муфтой, отводы с отростком, тройники (косые и полукруглые), кресты (косые и выгнутые), тройники и дуги.

Аналогичный ассортимент оригинальных швейцарских соединений +GF+ был представлен в дореволюционных каталогах Торгово-промышленного товарищества «Василий Осипович Красавин с Братьями».

Однако у этой фирмы выбор фишеровских изделий из ковкого чугуна был больше, чем у конкурентов. В отделе «Принадлежности Водопроводныя и Канализационныя» можно найти, помимо вышеперечисленных наименований, следующие товары +GF+ с внутренним диаметром от 1/4” до 4”: фланцы, пробки, контргайки, ниппеля, соединительные гайки и футорки переходные.

Однако самый широкий выбор соединительной арматуры всё-таки предлагали не торговые дома, а дилер «Жоржъ Фишеръ» — ООО «Штандартъ».

 

Выход на рынок Германии

В конце XIX века спрос на фишеровские соединения стал резко увеличиваться, как в Швейцарии, так и за её пределами, особенно в Австрии и Германской империи (Deutsches Reich). Так, например, большим спросом соединения марки +GF+ пользовались в Тироле, где успешно применялись в водопроводной системе, выдерживая давление 10–12 атм. В каталоге 1912 года отмечено, что фишеровская арматура хорошо прижилась в Тироле, и за долгое время эксплуатации все соединения +GF+ доказали свою прочность.

Швейцарскими соединениями были довольны многие фирмы в Германии, которые использовали изделия +GF+ в монтаже центрального отопления и в системах газоснабжения. Немцев привлекало высокое качество и надёжность изделий +GF+ из ковкого чугуна, их заказывали и закупали большими партиями.

В результате расширения рынка сбыта предприятию «Жоржъ Фишеръ» стало не хватать производственных мощностей и сырья, чтобы удовлетворять растущий потребительский спрос. На складах готовой продукции стал появляться дефицит. На заводе назревал кризис, рабочие трудились в три смены, производственный процесс не останавливался. Руководству требовалось найти выход из сложившейся ситуации.

Чтобы разрешить проблему, учредители фирмы «Жоржъ Фишеръ» обратились к немецким коллегам и пригласили их на переговоры в штаб-квартиру в Шафгаузене. Обе стороны пришли к однозначному выводу, что швейцарскому предприятию необходимо расширять производство. Спрос на изделия +GF+ рос не только в Швейцарии, потребителей соединительной арматуры в Германии было намного больше. В этой связи назрела необходимость открыть второй завод «Жоржъ Фишеръ», но только не в Швейцарии, а в Германии. Он смог бы удовлетворять спрос на немецком рынке и снизил бы нагрузку первого завода, а также значительно сократил транспортные расходы на доставку соединений +GF+ из одной страны в другую. Это предложение было поддержано обеими сторонами.

В 1895 году в Германии открылось первое представительство «Жоржъ Фишеръ» и был возведён самостоятельный завод в городке Зинген (Singen) в земле БаденВюртемберг. Новое предприятие было оснащено тем же оборудованием, которое работало на заводе в Шафгаузене. Немцы заимствовали все технические нюансы и специфику изготовления фишеровских соединений. Особое внимание они стали уделять «доброкачественности употребляемых материалов» и взяли на вооружение швейцарский принцип: «дорого обходится неуместная бережливость в употреблении дешёвых материалов».

Новый завод «Жоржъ Фишеръ» в Германии вскоре стал образцом производства швейцарских соединений и начал поставлять фирменную продукцию во многие европейские страны.

В 1896 году оба завода перешли в собственность «Акционерного Общества Железоделательныхъ и Сталелитейныхъ Заводовъ “Жоржъ Фишеръ”» в городах Шафгаузене и Зингене. Общее количество рабочих на производственных предприятиях к тому времени составило более 3000 человек, а ассортимент продукции Georg Fischer расширился до 4000 штук разных изделий. Они использовались и в царской России, пока не произошла революция 1917 года. Большевики закрыли границы и разорвали связи с Европой на долгое время. Классические швейцарские соединения, производимые нынешними европейскими предприятиями, конечно, вернулись на российский рынок и стали называться на современный манер — фитинги.

 

Послесловие

Швейцарские и немецкие конструкторы XIX века значительно опередили своё время. Для нужд машиностроения и инженерной сантехники они создали уникальную соединительную арматуру, которая спустя века остаётся практически неизменной. Многие европейские производители унаследовали от швейцарских соединений многие принципы производства. В их числе, например, и компания PROFACTOR Armaturen GmbH, сохранившая каталог изделий «Жоржъ Фишеръ» и приравнявшая его к интеллектуальной собственности.

Швейцарские соединения передали эстафету фитингам и тем самым сохранили гениальную инженерную мысль предыдущих поколений. Эта мысль неподвластна времени. Конструкция многих изделий +GF+ остаётся неизменной более века. Вполне возможно, что спустя 100 лет потребность в соединительной арматуре не исчезнет, и она продолжит играть ведущую роль в сантехнике и дееспособности трубопроводных коммуникаций.

Иоганн Фишер — металлург, изобретатель и основатель Georg Fischer

Иоганн Конрад Фишер (1773–1854) родился в городе Шаффхаузен (Швейцария). После окончания гимназии он трудился в ремесленной мастерской своего отца, которая производила ручные пожарные насосы из меди. В 1802 году Иоганн Фишер приобрёл мельницу в долине Мюленталь и создал небольшой литейный цех, в котором самостоятельно разрабатывал новые сплавы. В 1805 году он первым в континентальной Европе наладил выплавку тигельной стали. Фишеровская сталь оказалась сравнима по качеству с продукцией лидирующей английской компании Huntsman Steel. Иоганн Фишер вдохновенно экспериментировал с цветными металлами, различными сплавами и легирующими добавками к стали, создав, например, низколегированную марганцевую сталь и множество других передовых сталей и сплавов. К тому времени его компания была широко известна в кантоне Шаффхаузен, немецкоязычной части Швейцарии и Южной Германии. Французское министерство внутренних дел, впечатлённое успехами Фишера, предлагало швейцарскому металлургу переехать во Францию, а российский император Александр I в 1814 году посетил его металлургическое производство во время своего визита в Швейцарию. Никелированная сталь, разработанная Фишером в 1824 году, принесла ему заказы из Австрии, Франции, Германии и Англии. Затем компания Фишера окончательно сфокусировалась на чугуне и стали. Промышленная революция набирала обороты, быстро развивающаяся часовая, текстильная и машиностроительная отрасли обеспечивали ненасытный спрос на дешёвые и прочные стальные и чугунные материалы. В 1827 году швейцарский металлург создал разновидность ковкого чугуна. В том же году Иоганн Фишер и его сын Георг Фишер I (1804–1888) основали сталелитейный завод Hainfed в Австрии, где действовало патентное законодательство. Так из первоначально управляемой по патриархальному принципу семейной компании постепенно создавался международный производственный концерн Georg Fischer — детище Иоганна Фишера из далёкого XIX века…