Александр Сергеевич, как вы считаете, способна ли наша строительная отрасль обрести технологическую независимость?

- Верю в это. Должна обрести. Сейчас у нас действительно появилась уникальная возможность перейти на отечественное ПО и стать независимыми от других стран. К примеру, проектировщики в атомном строительстве, нефтяной и газовой отраслях активно готовятся к технологической независимости. Судя по тем клиентам CSoft из организаций нефтяной отрасли, с которыми я общаюсь, кардинальный переход на отечественное оборудование и ПО — их цель. Есть такая насущная необходимость и у клиентов CSoft в других отраслях. На слуху скандальные истории о нарушениях договорных обязательств по отношению к российским пользователям зарубежного ПО. К примеру, ещё в апреле 2021 года одну из компаний, проектировавшую объекты промышленного и гражданского назначения с применением ПО американской компании Autodesk и других западных вендоров, лишили уже оплаченной лицензии только потому, что объекты должны были строиться в Крыму.


Александр Белкин, руководитель отдела автоматизации в строительстве ГК «СиСофт» (CSoft)

После этого случая от ряда других клиентов слышал, что они пытаются себя каким-то образом обезопасить. Например, заранее отключают серверы, переходят на внутреннее общение вместо выхода в Глобальную сеть. Естественно, надо переходить на отечественное ПО, потому что у многих клиентов заканчивается лицензия на импортное программное обеспечение: у кого-то срок до ноября, у кого-то — до декабря текущего года. Соответственно, программы не будут обновляться. Это рискованно. Надо вкладываться в собственное технологическое развитие. И тогда появится шанс стать независимыми от всех остальных.

Как вы оцениваете качество подготовки в высших учебных заведениях специалистов в области информационного моделирования в строительстве?

- Насколько мне известно, российские вузы пока ещё не выпускали специалистов в области технологий информационного моделирования (ТИМ) или, как их ещё называют, BIM-специалистов. Термин Building Information Modeling, как мне видится, прижился на нашей почве. Нет выпуска, поэтому и судить о качестве подготовки подобных специалистов в отечественных вузах пока невозможно.

Развитием профобразования в сфере автоматизированного проектирования (САПР) и информационного моделирования (BIM/ТИМ) займутся совместно ФГБОУ ВО «КНИТУ», АО «СиСофт Девелопмент» и ООО «СиСофт Казань». С целью улучшения качества преподавания компания АО «СиСофт Девелопмент» предоставит ФГБОУ ВО «КНИТУ» не только собственные программные решения, но и методические материалы для подготовки учебных программ. При этом компания-разработчик окажет учреждению методическую, консультационную и информационную поддержку по всем своим программным продуктам. Сотрудничество предполагает также разработку новых и актуализацию действующих учебных курсов и образовательных программ на основе использования САПР и ТИМ, разработанных компанией АО «СиСофт Девелопмент».

Хочу заметить, что со стороны CSoft мы всегда готовы поддерживать учебные заведения: предоставлять им бесплатные лицензии, обучать преподавательский состав, помогать в подготовке учебных программ. Мы разработали уникальные методики обучения технологиям информационного моделирования, у нас есть направления «ТИМ-администратор», «ТИМ-проектировщик», а также 17 специализированных учебных курсов по нашим программным продуктам, начиная от генплана и заканчивая инженерными коммуникациями и прочим. Это обучающие программы для новичков, а также для тех, кого наши заказчики направляют к нам для повышения квалификации.

Ответственные пользователи не пренебрегают дополнительным обучением, узнают на курсах много нового в области информационного моделирования и обновления ГОСТов.

Как справиться с отставанием вузовских программ от уровня практикующих компаний?

- Тут видится только один путь: надо растить преподавательские кадры. И это, судя по всему, — большая проблема. Поделюсь своими наблюдениями. Строительный университет я окончил в 2001 году. Тогда и речи не было об информационных технологиях. Считалось, что достаточно карандаша и ватмана для чертежа. Так полагали многие преподаватели, которые были противниками нововведений и не интересовались компьютерами и информационными технологиями. Я был с этим не согласен и, наверное, поэтому по окончании вуза с головой ушёл в компьютерные технологии. Случайно, можно сказать, попал в CSoft, где и начался у меня процесс приобретения профессиональной компетенции в области информационного моделирования. Моя история не уникальна. Так же преодолевали вузовский консерватизм и другие.

Спрашивается: каким образом мотивировать преподавательский состав? Имеется в виду комплексная проблема. В частности, компании-разработчики ПО должны активно проявлять заинтересованность в том, чтобы вузы готовили специалистов (будь то проектировщики, строители или эксплуатанты), умеющих создавать информационные модели и пользоваться ими. Вендорам также стоит участвовать в подготовке грамотных преподавателей. Необходимо проводить тематические мероприятия, больше рассказывать о рынке заказов для проектных организаций. При этом будет польза и студентам, и преподавателям, и потенциальным заказчикам. Вендоры и вузы могут выполнять совместные проекты.

Однако немало самих проектировщиков и строителей в России считают, что и без BIM/ТИМ вполне можно обойтись. Как переломить такое убеждение?

- Полагаю, когда говорят, что технологии BIM/ТИМ строительной отрасли не нужны, это свидетельствует о боязни всего нового. Вспоминаю то время, когда я пришёл после вуза в проектную организацию. Там ещё и компьютеров не было. Работали все на кульманах с карандашом в руке. И когда появились первые компьютеры, было немало тех, кто говорил: а зачем нам это всё нужно? Мол, я карандашом быстрее нарисую.

Несколько лет прошло, пока проектировщиков научили пользоваться компьютерной техникой. Сейчас начинается новый этап: от 2D-проектирования переходим к автоматизированному трёхмерному информационному моделированию. Кстати, в машиностроительном секторе этот переход происходит относительно быстро, потому что невозможно сложные узлы обработать без 3D. Постепенно подтягиваются и проектные организации, занимающиеся промышленным и гражданским строительством. В самих строительных организациях процесс идёт тяжело, прорабы не горят желанием ориентироваться на трёхмерную модель строящегося объекта. А что уж говорить о работниках жилищно-коммунального хозяйства, обслуживающих здания…

Вероятно, здесь нужна настойчивая просветительская работа, чтобы люди оценили, в чём плюсы информационной технологии. А они очевидны: параллельное проектирование объекта специалистами разных специализаций, быстрое обнаружение коллизий в процессе проектирования, автоматическая связь с базами данных, безошибочное внесение изменений в модель на всех этапах жизненного цикла объекта и прочие плюсы. Выигрывается время и в итоге экономятся деньги.

Проектировщики всё же постепенно овладевают этой технологией. На первом этапе, может быть, и тяжело начинать, но потом, когда дело уже пойдёт, вряд ли кто-то захочет отказаться от «автоматизированной трёхмерки». Когда проектные организации полностью перейдут на цифру, возможно, появятся и единые паспорта — объекта, здания, всего города. И вот на этом этапе преимущества станут абсолютно очевидными.

Строители будут с содроганием вспоминать то время, когда они разворачивали стройку, не зная, какие коммуникации на данном участке были раньше. Проекты, выполненные в технологии BIM, позволят таких эксцессов избежать. А это экономия средств, исключение аварий и других проблем.

А что может стимулировать организации строительного сектора активнее переходить на применение технологий информационного моделирования?

- Проектным организациям, которые уже с середины 2000-х годов последовательно начали применять технологию информационного моделирования объектов капитального строительства и стали использовать импортное или отечественное программное обеспечение, сегодня будет существенно проще оставаться на плаву, чем организациям, которые всё это время продолжали работать, что называется, «по старинке».

Хорошим стимулом стало Постановление Правительства РФ от 5 марта 2021 года №331. Оно требует, чтобы проектирование объектов, финансируемых государством, осуществлялось с применением информационной модели.

Последние экономические события, связанные с военной операцией на Украине, потребовали скорректировать сроки. Теперь это постановление начнёт действовать не в текущем году, а в 2023-м. Но суть от этого не меняется. Хотите строить по контракту с государством? Тогда работайте в технологии информационного моделирования. Теперь догоняющие получили дополнительное время, чтобы достичь необходимого уровня знаний и компетенций и приобрести нужное ПО.

Полагаю, это будет отечественное программное обеспечение, потому как западные технологические компании отказались работать на нашем рынке.

Без ТИМ реально могут обойтись небольшие проектные организации, которые проектируют относительно простые объекты. Они и так справятся. Кроме того, для освоения новой технологии необходимы большие финансовые вложения. Потратиться придётся не только на приобретение ультрасовременного компьютера и соответствующего программного обеспечения, но и на подготовку кадров, если не удастся переманить квалифицированных специалистов из других организаций. Нужны будут BIM-менеджер, ведущий специалист в области трёхмерного моделирования, специалисты, которые будут заниматься подготовкой отдельных информационных баз. Также потребуется внедрить новые внутренние сети передачи информации и так далее. Не у каждой компании найдутся лишние средства на такую модернизацию.

Что, на ваш взгляд, реалистичней — учить будущих BIM-профессионалов в вузе или переучивать специалистов на дополнительных курсах?

- Оба обучающих подхода важны. Но прежде всего будущий BIM-специалист должен получить в вузе базовые знания и навыки, выучиться на инженера. А курсы повышения квалификации ему понадобятся в зависимости от того программного обеспечения, в котором он будет в дальнейшем работать. Работа может быть связана с конкретным направлением: технологическим, строительным, электротехническим и так далее. Все составляющие проект продукты знать невозможно, а конкретную специфику своей работы надо изучить. Как правило, это делается на курсах повышения квалификации специалистов. Между тем обучать придётся многих: специалистов службы технического заказчика, руководство девелоперских компаний, проектировщиков, строителей, сотрудников госэкспертизы, эксплуатантов.

В некоторых профильных строительных вузах студентам старших курсов и выпускникам, как я слышал, уже предлагают познакомиться с проектированием в 3D. Это дополнительное образование по желанию.

Есть ещё такое понятие, как профессиональная переподготовка специалистов. Это дополнительное профессиональное образование для получения новых компетенций. Есть идея проводить курсы базового и продвинутого уровня по категориям: государственный заказчик, строительные подрядные организации, экспертиза, госстройнадзор, проектные компании, эксплуатация, банки. СМИ приводят очень большие цифры дефицита BIM-специалистов на сегодня — 50 тысяч человек по стране и даже больше. Когда мы говорим о большом количестве специалистов, которых сейчас не хватает, имеются, конечно, в виду все смежные направления. Пока же вендорам чаще всего приходится обходиться собственными силами и самостоятельно обучать информационному моделированию персонал заинтересованных организаций, что, добавлю, и делает CSoft.

В настоящий момент в одной из проектных организаций Нижнего Новгорода мы готовим группу ТИМ-специалистов, которые в дальнейшем смогут заниматься поддержкой информационного моделирования и работать с заказчиками в новой технологии проектирования.

Для работы с информационными моделями какими знаниями и навыками должен обладать специалист?

- В первую очередь, конечно, необходимы базовые знания по работе с компьютером. Не надо его бояться, надо быть с ним на «ты», уметь работать в нескольких программах, не бояться проектировать в системе 3D.

Например, следует знать, как работать не только в отечественных программах, но и в зарубежных. То есть соискатель работы должен показать, что он стремится расширять свой кругозор. Бывает, человек рассуждает так: «Зачем мне 3D? Я в 2D всё сделаю». Этот специалист, возможно, на 3D так никогда и не перейдёт. Но есть люди любознательные. Если кто попробовал сделать работу в 3D, тот в 2D не вернётся и дальше уже пойдёт в нужном направлении, осваивая систему информационного моделирования. При этом большую роль играют стремление и желание человека.

А кого вы берете в команду CSoft?

- Непременное условие для желающих оказаться в нашей команде — получение сначала специальности инженера. Не обязательно учиться в строительном вузе. Это может быть и политехнический институт. Например, в нашем офисе работают специалисты, которые окончили Дзержинский политехнический институт (филиал) Нижегородского государственного политехнического университета имени Р. Е. Алексеева (ДПИ НГТУ). А уже потом мы их начинаем учить, что называется, «нашему делу».

Долго ли приходится в вашей компании выращивать специалистов по информационному моделированию?

- Опыт показывает: чтобы стать BIM-специалистом, требуется немало времени. А чтобы сотрудник без нашей поддержки мог самостоятельно работать с проектировщиками, пользователями, клиентами, ещё должно пройти некоторое время. От наших специалистов требуется умение работать с программным продуктом и аппаратными средствами. Они должны знать «каждый винтик и шурупчик», потому что во время презентации им могут задать абсолютно любой вопрос по теме. И если ответа не последует, то пользователю это не понравится, он может разочароваться и в специалисте, и в продукте.

Кстати, в CSoft для тестирования специалистов разработан пул вопросов — так называемый опросник. Он содержит и теоретические, и практические задания. В течение 40 минут необходимо выполнить тестовые задания. После их проверки мы уже говорим, готов человек к работе или ещё нет.