В реализации проекта участвовал авторизованный партнёр АО «СиСофт Девелопмент» — компания Softica, являющаяся одним из ведущих поставщиков программного обеспечения в сфере САПР в Узбекистане (softica.uz). Основной сферой деятельности компании является автоматизация промышленных, нефтегазовых предприятий и проектных институтов. Компания Softica организует поставки комплексных программно-аппаратных решений для проектов, осуществляемых в сфере промышленного и гражданского строительства, архитектурного проектирования, землеустройства и ГИС, машиностроения и технологической подготовки производства, электронного документооборота, нормативно-технической документации, обработки сканированных чертежей, векторизации и гибридного редактирования. В пул бизнес-партнёров компании Softica входят более 50 производителей программного и аппаратного обеспечения.
Комплексным проектированием надземного метро в Ташкенте с помощью ПО Model Studio CS занимается АО «Boshtransloyiha» — узбекский головной проектно-изыскательский институт по транспорту (генеральная лицензия кабинета министров Республики Узбекистан).
Институт занимается инженерно-техническими изысканиями и разработкой проектно-сметной документации по проектированию железных дорог и соответствующей инфраструктуры. Основным заказчиком института является АО «Ўзбекистон темир йўллари».
АО «Boshtransloyiha» осуществляет проектно-изыскательские работы по широкому профилю объектов. Созданный в 1953 году, этот проектный институт участвовал в строительстве многих инфраструктурных объектов на территории республики. В частности, кроме проектов по развитию железных дорог и соответствующей инфраструктуры, специалисты АО «Boshtransloyiha» осуществляют поэтапное проектирование кольцевой надземной линии метрополитена в Ташкенте. Сотрудничество с АО «СиСофт Девелопмент» по этому проекту началось в 2019 году. Первый этап строительства кольцевой надземной линии метро с применением решений программного комплекса Model Studio CS был выполнен в 2021 году.
Примечательно, что в стратегию ближайшего развития АО «Boshtransloyiha», в частности, включено намерение направить свою основную деятельность в 2022–2026 годах на модернизацию производства предприятия. Головной проектно-изыскательский институт стремится к повышению качества оказываемых услуг до мировых стандартов и снижению производственных расходов путём дальнейшей автоматизации проектных работ.
Было принято решение продолжать внедрять технологии информационного моделирования и новые современные программы по проектированию и изысканиям. В тексте официальной стратегии отмечается: «Это позволит закрепить позиции АО «Boshtransloyiha» на отечественном рынке проектных услуг и обеспечить выход продукции на ближнее и дальнее зарубежье».
Решение активно внедрять в ближайшие годы технологии информационного моделирования и новые современные программы по проектированию и изысканиям, несомненно, стало результатом преимуществ, которую получил институт благодаря применению инструментов программного комплекса Model Studio CS при проектировании первого и второго этапов строительства надземной кольцевой линии ташкентского метро. Как сказано в стратегии развития АО «Boshtransloyiha», организация намерена инвестировать в оснащение рабочих мест современными техническими средствами и осуществлять другие необходимые мероприятия по совершенствованию условий труда.
Приняв участие в проекте строительства первого этапа надземной кольцевой линии ташкентского метро, компания «СиСофт Девелопмент» успешно выполнила свою часть проекта, включающую обучение специалистов, поставку программного обеспечения, интеграцию ПО в рабочий процесс, автоматизацию бизнес-процессов.
Продукты Model Studio CS, которые использовал заказчик: Model Studio CS «Строительные решения» и CADLib «Модель и Архив».
Руководство АО «Boshtransloyiha», рассмотрев ряд программных комплексов разных разработчиков, выбрало Model Studio CS, по достоинству оценив преимущества линейки продуктов этой российской комплексной системы по сравнению с конкурирующими решениями.
Информация для сравнения:
1. Model Studio CS «Строительные решения».
Конкурирующие продукты на рынке: Autodesk Advance Steel, Prostructures, ArchiCAD, Bentley Prosteel, Proconcrete, Tekla, AVEVA, Bentley AECOsim, Bocad, Allplan.
Базовые преимущества:
- настроенные профили генерации чертежей и спецификаций, ведомостей работ для разработки разделов проекта АР, АС, КМ, КЖ;
- обширные библиотеки по разделам проектов АР, АС, КМ, КЖ;
- реализация импортозамещения (актуально в сравнении с иностранными продуктами);
- компонент системы Model Studio CS «Строительные решения» для разработки комплексной информационной модели.
2. CADLib «Модель и Архив».
Конкурирующие продукты на рынке: Autodesk Navisworks, Intergraph Smart Review, Intergraph SmartPlant Foundation, AVEVA E3D, Bentley Navigator, Bentley Synchro 4D, Solibri.
Базовые преимущества:
- мощный функционал для визуализации, создания электронного архива, работы с календарными планами, а также возможность адаптации и доработки продукта под корпоративные стандарты заказчиков;
- компонент системы Model Studio CS для разработки комплексной информационной модели;
- интероперабельность и интеграция продукта с наиболее популярными BIM-платформами;
- возможность построения системы управления инженерными данными (СУИД).
Использование Model Studio CS для строительства объектов метрополитена в Ташкенте
Создание кольцевой надземной линии метрополитена в Ташкенте предусматривает прокладку 54,8 км путей, строительство 35 станций, двух электродепо для сервисного обслуживания электропоездов и одного пункта техосмотра. Кольцевая ветка метро будет строиться в пять этапов. В рамках завершённого первого этапа, при проектировании которого применялись решения Model Studio CS, была проложена 11-километровая линия с семью станциями. На пятом этапе строительства линия замкнётся на станции «Дустлик» и образует кольцо.
Команда из проектировщиков архитектурно-строительного отдела под руководством ГИПа Рузиева Бекзода Дильмурадовича и начальника отдела Темиргалиева Радика Асхатовича запроектировала станцию №6 ташкентского кольцевого метро, используя Model Studio CS и CADLib «Модель и Архив».
На первом этапе для строительства надземного метро было привлечено свыше 2000 специалистов и рабочих, задействовано примерно 300 единиц различной техники. Надземное метро шумоизолировано, станции оснащены турникетами с возможностью бесконтактной оплаты за проезд и эскалаторами. Особенностью данного проекта было то, что линия проходит по жилым массивам города и расположена в девятибалльной сейсмической зоне.
Применение указанного выше ПО доказало эффективность его использования и удобство наглядной презентации заказчику будущего объекта.
Как осуществлялся процесс реализации проекта
В начале 2020 года десять сотрудников института прошли обучение программе Model Studio CS «Строительные решения». Из-за внезапно случившейся пандемии COVID-19 и резкого снижения заказов со стороны основного заказчика провести пилотный проект, как было запланировано, не удалось. Однако благодаря видеоматериалам, размещённым в интернете, наши проектировщики смогли применить полученные знания в 2021 году при окончании строительства первого этапа кольцевого метро в Ташкенте.
Особенно хотелось бы отметить практически мгновенную обратную связь со службой техподдержки и сопровождения в Ташкенте. На все возникавшие вопросы были получены подробные и квалифицированные разъяснения и ответы, что помогло не останавливать проектирование на длительный срок.
В дальнейшем хотелось бы всё-таки провести пилотный проект с охватом смежных специальностей для объединения сетей ЭО, ВК, ОВ в единую модель с архитектурными и конструкторскими решениями.
Какие задачи удалось решить в ходе реализации проекта
В результате реализации проекта получилась 3D-модель, построенная в программе Model Studio CS «Строительные решения» и соединённая в единое целое в программе CADLib «Модель и Архив». О сокращении времени говорить не приходится, так как данный проект был осуществлён проектировщиками самостоятельно, без «пилота», и поэтому занял на первых порах даже больше времени, чем выпуск документации в 2D.
На данный момент началось строительство второго этапа кольцевой линии ташкентского метрополитена, где генеральным проектировщиком является головной проектно-изыскательский институт по транспорту АО «Boshtransloyiha». При проектировании новых станций на втором этапе строительства также активно используются упомянутые программы.
Благодаря уже готовым разработкам, полученным при проектировании первого этапа, 3D-модели станций формируются значительно быстрее.