Переход на отечественные ИТ-решения

«ПИ "Красаэропроект"» — одна из немногих компаний, имеющих в своём портфолио BIM-объекты аэропортовой инфраструктуры. По BIM-технологии были спроектированы аэровокзалы в целом ряде городов России. И это неудивительно: без информационного моделирования сегодня представить работу невозможно. Заказчикам важно получать документацию с информационной моделью, содержащей всю полноту данных об объекте: о размерах, производителе, материалах вплоть до артикулов. Это обеспечивает возможность её дальнейшего использования на этапах строительства и эксплуатации. Содержащиеся в модели данные позволяют строителям строго следовать графику и не допускать ошибок при разведении сетей. На втором этапе эксплуатации модель становится основным источником информации, к которому обращаются специалисты, обслуживающие аэропорт.

В начале 2022 года компанией было принято решение переходить на российское ПО. В качестве такового была выбрана разработка отечественного вендора «СиСофт Девелопмент» — Model Studio CS и CADLib. Теперь эти программные продукты «ПИ “Красаэропроект”» использует при выполнении всех своих проектов. Расскажем о некоторых из них.

Первый — большое здание аэровокзала с грузовым терминалом на востоке страны. Все инженерные сети были спроектированы в среде Model Studio CS, а целиком проект с архитектурой и конструкциями собирался через единую среду CADLib «Модель и Архив» (рис. 1–4).


Рис. 1. Общий вид в CADLib «Модель и Архив»


Рис. 2. Внутренняя часть здания

Второй проект — несколько объектов аэродромной инфраструктуры (аварийно-спасательная станция, контрольно-пропускной пункт, учебная площадка) в одной из соседних стран. Выполнение этих проектов показало впечатляющий результат (рис. 5–8).

Преимущества Model Studio CS заключаются в быстром и гармоничном переходе с привычных всем 2D-программ в 3D-модель. Знакомый интерфейс и файлы в формате DWG (для хранения данных в 2D и 3D) обеспечивают простому инженеру возможность начать работу уже после одного дня обучения.


Рис. 3. Внутренние инженерные сети здания аэровокзала

Гибкость и адаптивность инженерного софта

Гибкость программы позволяет BIM-менеджерам и BIM-координаторам выполнять любые настройки для адаптации программы под свои индивидуальные нужды. Однако это требует глубокого изучения многоуровневого функционала и возможностей Model Studio CS, в чём незаменимым помощником стала компания TBS Software, обеспечившая хорошую техническую поддержку и обучение. В совокупности такой подход позволяет успешно освоить продукт и использовать его максимально эффективно.

«Наши технологи создали собственную библиотеку оборудования от чайника до пожарных машин, настроили под неё шаблоны чертежей и спецификаций, — рассказали об интеграции софта специалисты «ПИ “Красаэропроект”». — И теперь достаточно просто расставить их и несколькими нажатиями клавиши мыши получить чертёж и спецификации, а затем немного дооформить. Это значительно экономит время».


Рис. 4. Внутренние инженерные сети здания аэровокзала

Выбор в пользу Model Studio CS определило тестовое моделирование с его помощью реального ангара для вертолёта Ми-8. Результат подтвердил все преимущества, описанные вендором. В «ПИ “Красаэропроект”» уже научились создавать и объединять качественные 3D-модели, получать 2D-документацию по некоторым разделам. Впереди ещё много интересной и непростой работы.

В частности, предстоит реализовать экспертизу модели. Сейчас запускаются ещё несколько объектов, которые будут полностью подниматься средствами Model Studio CS, а затем компания будет проходить Главгосэкспертизу с цифровой информационной моделью.

В форварде технической поддержки

Попытки внедрить BIM-технологии с помощью различного ПО в компании предпринимались давно, ещё с 2018 года. За это время сменилось несколько команд, ответственных за внедрение. Затем, в начале 2022 года, было принято решение протестировать Model Studio CS. Время показало, что для внедрения обязательно нужны квалифицированные BIM-менеджеры и BIM-координаторы в каждой группе (АР, КР, ОВ и т. д.). А для этого требуется серьёзная программа обучения при поддержке руководства.

Системно подойти к изучению функционала Model Studio CS помогла команда TBS Software, которая организовала группу в мессенджере с разбивкой на темы по каждой программе. Это позволило получать квалифицированные ответы на возникшие вопросы не только BIM-менеджерам, но и BIM-координаторам каждой группы.

Благодаря сохранности доступной всем истории общения каждый специалист может почерпнуть опыт и нужную информацию, избегая дублирования вопросов. Это многократно ускоряет обучение работе с ПО и его внедрение.


Рис. 8. Проработка внутренних инженерных сетей

Эффективность использования модели и выпуска документации

Программное обеспечение Model Studio CS в компании пока только внедряется, главные успехи впереди. На данный момент получаемая 2D-документация ещё дорабатывается, но всё идёт к тому, чтобы полностью автоматизировать данный процесс. При этом нет стремления полностью уйти от 2D, поскольку при построении зачастую требуются 2D-наброски из вспомогательных линий. 3D-модель, в свою очередь, позволяет визуализировать все проектные решения, упрощая их проверку, а также осуществить точный подсчёт объёмов и проверку на коллизии.


Рис. 9. Создание проработанной модели

Так, проект аэровокзала с грузовым терминалом был сделан в 2D, но дальнейшее его представление в виде детализированной 3D-модели (рис. 9) позволило обнаружить множество коллизий, а также некоторые ошибки объёмов (рис. 10–11).


Рис. 11. Коллизии, отмеченные в профильном приложении проектировщика

Проект в 3D-формате даёт заказчику максимально полную картину, а заодно обеспечивает ему возможность понять некоторые ранее неочевидные проектные решения. Это сильно упрощает работу со всеми участниками проекта, тем более что появилась возможность отмечать выполненные на строительной площадке элементы. Пусть создание 3D-модели не всегда ускоряет выполнение проекта, но всегда значительно улучшает качество проектных решений.

«Путешествие в тысячу вёрст начинается с первого шага, и в каждый момент можно сделать только один шаг. Развиваясь в своём темпе, мы и далее будем с помощью BIM-технологий готовить гавани для нужд воздухоплавания с учётом всех современных требований, улучшая качество с каждым проектом. Маленькими шагами движемся к великим целям», — отметил BIM-менеджер компании «ПИ “Красаэропроект”» Владимир Арбузов.

 

 

Рис. 3. Внутренние инженерные сети здания аэровокзала

 

Рис. 5. Объекты инфраструктуры аэропорта

Рис. 6. Аварийно-спасательная станция

Рис. 7. В информационной модели были использованы 3D-модели техники, созданные и запараметризированные в Model Studio CS

 

 

Рис. 10. Коллизия, перенесённая из прежних 2D-чертежей объекта и найденная с помощью CADLib «Модель и Архив»