Сейчас во многих машиностроительных, инжиниринговых компаниях идёт борьба за повышение эффективности и производительности труда. Поэтому от неэффективных сотрудников стараются избавляться. Это связано со многими параметрами.
Так, по наблюдениям специалистов компании «Агентство Контакт», которая занимается подбором топ-менеджеров уже четверть века, 10 лет назад на фоне дорогой нефти и в связи с этим бурного экономического роста для компаний не было таким принципиальным вопросом повышение эффективности, и во многих компаниях был раздут штат сотрудников, а зарплаты обгоняли реальную себестоимость труда и реальную рентабельность. Однако последние же три-четыре года наблюдается тенденция по снижению маржинальности бизнеса, и в связи с этим акционеры и топ-менеджеры озадачены тем, чтобы сохранить рентабельность бизнеса и не «генерировать» убытки. Поэтому, конечно, пересматриваются и планы, связанные с системой мотивации персонала, организационной структурой компании.
Серьёзных сокращений заработных плат у топ-менеджеров и менеджеров среднего звена мы не наблюдаем, но при этом лишь единицы компаний провели индексацию заработных плат. Так, крупные американские и европейские компании провели индексацию только в пределах 10 %. Бонусная политика в течение 2015 года тоже останется без изменений. В целом, повышение заработных плат в ближайшее время ожидается очень «точечное» и будет направлено на удержание наиболее эффективных сотрудников.
Сам рынок в ближайшей перспективе также расти не будет. Связано это с санкциями, отсутствием инвестирования, особенно долгосрочного, нестабильным курсом валют. Некоторые небольшие компании в этом году вынуждены были полностью ликвидировать бизнес в связи с изменившимся курсом и наличием долгосрочных проектов, которые привели компанию к банкротству. Также в силу высокой конкуренции на рынке найти новых клиентов сейчас становится очень и очень сложно.
Что касается кадровой ситуации, то на сегодняшний день компании не увеличивают свой штат в связи с развитием бизнеса и открытием новых направлений, а чаще всего осуществляют так называемые «реплейсменты», то есть замены менее успешных менеджеров более успешными и перспективными. Наиболее востребованными по-прежнему остаются грамотные главные инженеры с глубокими техническими знаниями, но при этом и с коммерческим подходом, технические директора с высоким уровнем квалификации, которые могут обеспечить выполнение сложных технических проектов с максимальной прибылью для компании. Также, безусловно, рынку необходимы успешные директора по продажам, коммерческие директора, директора по развитию, финансовые директора и директора по логистике и закупкам.
Уровень доходов перечисленных менеджеров может отличаться в несколько раз в зависимости от масштабов бизнеса компании. Например, технический директор российской инжиниринговой компании численностью 15 человек зарабатывает в среднем от 80 тыс. до 100 тыс. рублей в месяц. Тогда как ежемесячный доход технического директора международной компании численностью несколько тысяч человек может достигать 400-500 тыс. рублей.
Также крупные компании, участвующие в государственных контрактах, нуждаются в директорах по GR, уровень дохода которых может составлять в крупных компаниях до 600 тыс. рублей в месяц. И в связи с кризисной ситуацией, когда компаниям сложно найти покупателей крупного оборудования, актуальна такая позиция, как директор по сервису, который отвечает за продажу запчастей, постгарантийный ремонт, и способен развить сервисную составляющую бизнеса в целом. Средний доход такого менеджера, работающего в компании-производителе, составляет от 200 тыс. до 400 тыс. рублей.
Последние три-четыре года наблюдается тенденция по снижению маржинальности бизнеса, и акционеры и топ-менеджеры озадачены тем, чтобы сохранить рентабельность бизнеса. В связи с этим пересматриваются и планы, связанные с системой мотивации персонала, организационной структурой компании
Прогнозировать дальнейшее развитие рынка сейчас довольно сложно, так как очень многое зависит от политических решений, повлиять на которые мы не в силах. По нашей оценке, 2015 год по объёму рынка в рублях в целом останется на прежнем уровне по сравнению с 2014 годом, те компании, планы и бюджет которых заложены в валюте, испытают падение до 20-40 % от прошлогодних результатов.
Кроме того, многие компании двигаются в сторону импортозамещения, локализации производства и поставщиков. Но главным вопросом при этом останется следующий: «Как же сохранить качество продукции?» Ведь для этого потребуются большие временные и инвестиционные затраты.