К сожалению, все эти предложения игнорируются, а потому уровень энергоэффективности наших зданий до сих пор не только не повышается по отношению к базовым значениям СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий», но в ряде регионах страны остаётся на уровне прошлого века, в то время как, например, в Финляндии энергопотребление зданий на базе сжигания ископаемого топлива приближается к нулевому уровню.
В этой статье приводятся наши предложения [6] по изменению и дополнению последнего проекта приказа Минстроя, поступившего с письмом ФАУ «ФЦС» от 11 августа 2022 года «Об утверждении требований энергетической эффективности зданий и Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов», и к вступившему в силу 1 сентября того же 2022 года «Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию…» в части требований к энергоэффективности зданий и систем их инженерного обеспечения, утверждённому Постановлением Правительства РФ (ПП РФ) от 27 мая 2022 года №963, а также о некорректном определении тепловой нагрузки систем отопления жилого дома при анализе выбора типа и мощности источника энергии, результаты которого приведены в статье [7], опубликованной в новостях журнала СОК 7–12 ноября 2022 года, причиной которого стало несовершенство научно-технической нормативной базы в Российской Федерации.
Приложение к письму президента НП «АВОК» от 18 августа 2022 года №И-43/1–3 директору ФАУ «ФЦС» с предложениями В. И. Ливчака к проекту приказа Минстроя России «Об утверждении требований энергоэффективности зданий…»
ФАУ «ФЦС» письмом от 11 августа 2022 года №Исх-5102 направило на рассмотрение очередной проект приказа Минстроя России «Об утверждении требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений и Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» за подписью министра И. Э. Файзуллина. До этого, 24 марта 2022 года Комитет Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ по предпринимательству в сфере строительства направил на рассмотрение предыдущую редакцию проекта приказа Минстроя России с тем же названием.
НП «АВОК» рассмотрело этот проект, высказало критические замечания о невозможности выполнения по этому приказу задач, поставленных ПП РФ №18 от 25 января 2011 года и ПП РФ №603 от 20 мая 2017 года, предусматривающих во исполнение №261-ФЗ повышение энергоэффективности зданий: первое — на 40% к 2020 году (по сравнению с базовым уровнем 2003 года), второе — на 50% к 2028 году, в том числе на первом этапе с 2018 года — на 20% к тому же базовому году, которые до настоящего времени так и не выполнены Минстроем. И предложило альтернативную редакцию, позволяющую реально достигнуть показателей энергоэффективности жилых и общественных зданий, не только продекларированных в ПП РФ №603 для нового строительства, но и существующего жилищного фонда в «Комплексном плане мероприятий по повышению энергоэффективности экономики России», разработанном Минэкономразвития РФ и утверждённом распоряжением Правительства РФ от 19 апреля 2018 года №703-р, а также в соответствии с планом выполнения стратегии низкоуглеродного развития на нашей планете согласно Парижскому международному соглашению в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата от 12 декабря 2015 года, к которому присоединилась и Россия.
Эти предложения были направлены НП «АВОК» письмом №И-13/1 от 5 апреля 2022 года в Комитет ТПП РФ, и ответственный секретарь Комитета лично заверил меня, что письмо будет перенаправлено для рассмотрения в Минстрой России. Однако Минстрой, уверенный в своей непогрешимости, не счёл необходимым менять свои позиции и обошёл молчанием наши неоднократные критические замечания. Поэтому новая редакция проекта приказа Минстроя от 11 августа 2022 года точь-в-точь повторяет предыдущую, за исключением сдвига, намечаемого в меньшей степени по сравнению с предыдущими решениями Правительства РФ по повышению энергоэффективности зданий на прошедшие полгода. Замечания наши остались те же.
Итак, задачи, минимизированные в приказе Минстроя по сравнению с требованиями руководства страны, не будут выполнены, потому что:
1. В проекте приказа не предусматривается повышение требуемого сопротивления теплопередаче наружных ограждающих конструкций на 40–50% по сравнению с базовыми значениями. Необходимость этого подтверждается исследованиями большинства отечественных специалистов и зарубежным опытом. Повышение теплозащиты остаётся наиболее экономичным энергосберегающим решением по сравнению с применением утилизации теплоты удаляемого вентиляцией воздуха или использованием для производства энергии нетрадиционных возобновляемых источников. Такое повышение теплозащиты остаётся ещё ниже уровня, применяемого в скандинавских странах, и в сочетании с осуществлением автоматического регулирования подачи теплоты в систему отопления (и не «при условии технической возможности», как указано в п. 16 «Требований…» проекта приказа, позволяющих их неприменение, а в обязательном порядке) по разработанным нами оптимизированным температурным графикам позволяет достигнуть к 2028–2030 годам уровня зданий с низким потреблением энергии для нового строительства и такого же уровня всех капитально ремонтируемых зданий, построенных до 1980 года.
2. Необходимо вернуться к показателю энергетической эффективности здания, провозглашённому в СНиП 23-02-2003 и в ПП РФ №18 и №603, а именно удельному годовому расходу тепловой энергии на отопление и вентиляцию, отнесённому к площади квартир или полезной площади отапливаемых помещений общественных зданий, или их отапливаемого объёма (п. 2 раздела «Термины» СНиП 23-02-2003) вместо удельной характеристики расхода тепловой энергии, которая неправильно определена и не характеризует потребление энергии за год или иной период времени. Она не может быть сопоставлена с фактическим потреблением энергетических ресурсов, измеренных приборами учёта, предусмотренным новой версией Государственной информационной системы (ГИС) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, введённой в эксплуатацию с 24 декабря 2021 года.
3. Необходимо пересмотреть динамику повышения показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности зданий, подведя их к требованиям ПП РФ №603 и общемировым, принятым согласно Парижскому соглашению по климату, по которому к 2050 году (году подведения итогов долгосрочной стратегии низкоуглеродного развития) следует в отношении нового строительства перейти к строительству зданий с потреблением энергии, близким к нулевому, а в отношении существующего жилищного фонда — достичь в результате выполненного комплексного капитального ремонта уровня зданий с низким потреблением энергии для всех построенных до 2000 года многоквартирных домов. В связи с этим нами предложены новые таблицы базового уровня удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию [8] многоквартирных домов, одноквартирных домов (отдельно стоящих или блокированной застройки) и общественных зданий, а также нормируемого на первом этапе повышения их энергоэффективности, и новая таблица классов энергетической эффективности не только для многоквартирных домов, но и для других гражданских зданий.
4. Для контроля за реализацией предложенной программы повышения энергетической эффективности зданий необходимо восстановить участие экспертизы проектной документации в области энергоэффективности зданий, предусмотренной основополагающими федеральными документами №261-ФЗ и ПП РФ №18*. Утверждает класс энергоэффективности построенного и капитально отремонтированного многоквартирного дома или общественного здания согласно №261-ФЗ Госстройнадзор, но эта организация расчёты не проводит и не проверяет их, а должна ориентироваться на результаты заключения экспертизы по проектной документации и подтверждение застройщиком этих результатов с использованием инструментально-расчётных методов при вводе здания в эксплуатацию.
5. В пп. 5–8 «Правил…» рассматриваемого проекта приказа Минстроя указывается, что акт проверки соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности составляется в том числе «на основании декларации о фактических значениях удельных величин расхода энергетических ресурсов, которая подаётся в произвольной форме». Но зачем создавать лишний документ, да ещё и в произвольной форме (что предусматривает необязательность его выполнения), когда в проектной документации обязателен энергетический паспорт, в котором предусмотрено включение фактических и расчётных значений удельных величин годового расхода энергетических ресурсов? Для установления правильности режима работы системы отопления здания и выявления резервов экономии тепловой энергии при их эксплуатации важно сопоставлять фактическое теплопотребление здания на отопление и вентиляцию, измеренное по общедомовым приборам учёта и пересчитанное на нормализованный отопительный период с предложенным нами коэффициентом пересчёта при регулировании подачи теплоты по оптимизированному температурному графику, с ожидаемым проектным теплопотреблением, рассчитанным на фактический уровень заселения квартир по разработанной нами методике.
* Когда автор указал разработчикам приказов Минстроя №1550 и №399, развивающим эти документы, на отсутствие экспертизы в оценке энергоэффективности зданий, ему было сказано: «Зачем повторять то, что есть в основополагающем документе?». Теперь, когда вместо ПП РФ основополагающим документом становится приказ Минстроя, устранение экспертизы узаконивается.
6. Поскольку в п. 5 «Требований…» рассматриваемого проекта приказа Минстроя в перечисленных актах «Перечня национальных стандартов и сводов правил», утверждённых к применению ПП РФ №815 от 28 мая 2021 года, заявлено, что в них приводятся «показатели, характеризующие удельную величину годового [выделенное слово пропущено неслучайно, поскольку Вт/( м³·°C) — это не годовой расход] расхода энергетических ресурсов в жилых, общественных и производственных зданиях», а в действительности ничего подобного там нет, то необходимо использовать для определения этих показателей разработанный в НОП (ныне НОПРИЗ) стандарт СТО НОП 2.1–2014 «Требования к содержанию и расчёту показателей энергетического паспорта проекта жилого и общественного здания», поручив НП «АВОК» в кратчайший срок обновить его с учётом изъятий из СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий» (далее — СП 50) и произошедших изменений, в том числе связанных с присоединением нашей страны к Парижскому соглашению по климату 2015 года. Для усиления направленности документа нужно дать ему новое название СП «Реализация требований повышения энергетической эффективности зданий и систем их инженерного обеспечения» и утвердить на федеральном уровне в качестве методического пособия.
7. Ни один приказ или постановление не будет выполняться проектировщиком, пока его требования не будут включены в нормативно-технические документы, используемые при проектировании. В этом была одна из причин невыполнения требований повышения энергетической эффективности зданий в нашей стране. Поэтому с утверждением рассматриваемого приказа Минстроя должны быть внесены изменения в СП 50, исключив из него тексты, связанные с задачей определения энергетической эффективности зданий и расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию, в том числе понятия «удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию», раздела 10 «Требования к расходу тепловой энергии на отопление и вентиляцию зданий», Приложения Г «Расчёт удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию жилых и общественных зданий» и Приложения Д «Форма для заполнения энергетического паспорта здания».
8. Включить требования повышения энергетической эффективности зданий в отдельный свод правил или для ускорения их реализации внести как очередные изменения в близкий по содержанию СП 60.13330.2020 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» (далее — СП 60), изложенные в статье автора [9], вместе с предложениями по дополнению Приложения А и другими изменениями в тексте данного СП 60.
Предложения по изменению и дополнению утверждённых ПП РФ от 27 мая 2022 года №963 «Изменений к Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию…» в части соблюдения требований к энергоэффективности зданий и систем их инженерного обеспечения
Эти изменения и дополнения вызваны тем, что из предыдущей редакции «Состава разделов проектной документации» был исключён п. 27-1, включающий раздел 10-1 «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащённости зданий приборами учёта используемых энергетических ресурсов», и его содержание попытались разнести по другим подразделам раздела 5, не обладая соответствующей квалификацией в области требований энергетической эффективности зданий.
Следует отметить, что Изменения, утверждённые ПП РФ №963, связаны с усилением роли экспертизы — первый пункт начинается со слов: «1. Настоящее положение устанавливает состав разделов проектной документации, подлежащей экспертизе…» (в предыдущей редакции документа ссылки на экспертизу не было) и распространяет действия предлагаемого документа не только на строительство новых зданий (а также при их реконструкции и капитальном ремонте), но и с расширением распространения принятых в проектной документации технических решений на «возможность их реализации при эксплуатации объекта капитального строительства» (см. Изменения 2 к п. 3 «Состава разделов»). Делается попытка усилить внимание к «требованиям энергетической эффективности», но не сосредоточив эти требования в одном пункте (ранее это был п. 27-1 раздел 10-1), а «размазав» их по отдельным разделам проектной документации, посвящённым, например, архитектурным решениям (п. 13, раздел 3, подпункт б3); электроснабжению (п. 16, подпункты ж3 и ж4) «в части показателя, характеризующего годовую удельную величину расхода электроэнергии, потребляемой зданием и максимально допустимой величины отклонения от нормируемого показателя»; водоснабжению (п. 17, подпункты т4 и т5) «в части показателя, характеризующего годовую удельную величину расхода воды и максимально допустимой величины отклонения от нормируемого показателя», не разделяя на расходы холодной и горячей воды и не выделяя величину годового удельного расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, что обязательно для оценки потребления суммарной конечной и первичной энергии объектом; потреблению тепловой энергии системами отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, величина годового удельного расхода которой и её отклонение от нормируемого показателя не фиксируется, что неправильно, а ограничивается (в п. 19, подпункты о3 и о4) «показателем, характеризующим годовую удельную величину расхода теплоносителей и максимально допустимой величиной отклонения их от нормируемого показателя», хотя в законодательстве Российской Федерации таких показателей нет, а энергоэффективность оценивается по удельному годовому теплопотреблению!
В этом законодательном документе отсутствует показатель, характеризующий «годовую удельную величину расхода топлива в объекте капитального строительства и максимально допустимую величину отклонения этого показателя от нормируемого» (п. 21, посвящённый газоснабжению, подпункты р2 и р3). Зачем-то в п. 23 раздела 7 «Проект организации строительства» включён подпункт «ф2) перечень мероприятий по обеспечению соблюдения установленных требований энергетической эффективности», включающий задачи, не соответствующие специалистам, выполняющим проект организации строительства.
А в п. 26-1 раздела 10 «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства» содержится подпункт «з) перечень требований энергетической эффективности, которым здание должно соответствовать при вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации, и сроки, в течение которых в процессе эксплуатации должно быть обеспечено выполнение указанных требований энергетической эффективности (за исключением зданий, на которые требования энергетической эффективности не распространяются)». Всё это подтверждает, что неправильно был исключён раздел 101 «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности…», который, в соответствии с требованиями СНиП 23-02-2003, имел чёткое и ясное название «Энергоэффективность зданий».
И такой раздел должен быть восстановлен в составе разделов проектной документации строящихся и капитально ремонтируемых зданий, потому что этот раздел, как никакой другой, включая отдельные мероприятия, которые могут быть указаны в специализированных разделах, оценивает их воздействие по суммарному удельному годовому расходу энергетических ресурсов, сравнивая его с нормируемыми показателями, на основании чего устанавливается соответствие энергоэффективности здания требованиям норм и устанавливается класс энергетической эффективности, который подтверждается экспертизой, а утверждение класса по результатам приёмочных испытаний остаётся за стройнадзором, как и полагается по №261-ФЗ.
Тогда перечисленные выше подпункты должны быть исключены из «Состава разделов проектной документации», а в п. 15 раздела 5 включить следующий подпункт: «ж) подраздел "Энергоэффективность здания и систем их инженерного обеспечения"», содержание которого излагается после п. 21 подраздела «Система газоснабжения» в новом пункте со следующим текстом:
21-1. Подраздел «Энергоэффективность здания и систем их инженерного обеспечения» раздела 5 должен содержать следующий текст:
в текстовой части:
а) Пояснительную записку: с расчётами приведённого сопротивления теплопередаче наружных ограждений и приложением протоколов теплотехнических испытаний, подтверждающих принятые расчётные теплофизические показатели строительных материалов, и сертификатов соответствия на светопрозрачные ограждения; с расчётами энергетических показателей здания и оценкой тепловой энергоэффективности проекта по удельной годовой величине расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию строящегося или капитально ремонтируемого здания, отнесённой к площади квартир жилого здания или полезной площади отапливаемых помещений общественного здания. При установлении класса энергетической эффективности по результатам энергоаудита существующих многоквартирных домов (МКД) или общественного здания включают, помимо удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания, по которому оценивается его тепловая энергоэффективность, также и суммарный удельный годовой расход тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и расход электрической энергии на общедомовые нужды, квартиры и на кондиционирование воздуха, в соответствие с которым оценивается энергоэффективность здания по потреблению конечной энергии, а в сравнении с фактически измеренным и пересчитанным на нормализованный отопительный период — неиспользованный ресурс энергосбережения.
Кроме того, в записке приводится перечень мероприятий по рациональному использованию тепловой и электрической энергии, расходуемой для теплои холодоснабжения, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, освещения, водои электропотребления, реализованных в проекте.
б) Энергетический паспорт проекта с результатами расчёта абсолютных значений и удельных показателей расходов тепловой и электрической энергии на отопление и вентиляцию за отопительный период, по которому судят о классе энергоэффективности проекта данного здания, ожидаемых удельных годовых расходах энергии на горячее водоснабжение и кондиционирование, освещение и электроснабжение и ожидаемого водопотребления за год.
в) Соблюдение требований оснащённости зданий, строений и сооружений приборами учёта используемых энергетических ресурсов.
г) Обоснование выбора оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений и их надлежащей реализации при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта с целью обеспечения соответствия зданий требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащённости их приборами учёта используемых энергетических ресурсов.
д) Перечень требований энергетической эффективности, которым здание должно соответствовать при вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации, обоснование требуемых температурных графиков центрального регулирования системы отопления в зависимости от изменения температуры наружного воздуха и с учётом теплового баланса здания и выявленного запаса тепловой мощности системы отопления, в системы вентиляции — для поддержания заданной температуры приточного воздуха, в системе горячего водоснабжения — поддержание заданной температуры и давления в местах водоразбора, на вводе тепловых сетей в здание — ограничение максимального расхода теплоносителя из тепловых сетей с учётом использования аккумулирующей способности здания для гашения суточной неравномерности потребления горячей воды.
в графической части:
е) Ситуационный план расположения в здании приборов учёта и автоматического регулирования, используемых энергетических и водных ресурсов.
ж) Принципиальную схему подключения оборудования систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, холодного и горячего водоснабжения к магистральным сетям с размещением на ней приборов учёта и автоматического регулирования.
Для обеспечения энергетической эффективности зданий при их проектировании необходимо включить следующее:
1. В СП 60.13330.2020 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» или в методический документ в развитие этого СП — раздел «Определение удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию», по которому оценивается энергоэффективность запроектированного здания и систем отопления и вентиляции его обслуживающих. При этом в помещениях здания должны обеспечиваться: нормативный воздухообмен, предотвращение выпадения конденсата на внутренней поверхности наружных ограждений и внутренний климат на уровне нижнего значения комфортных условий. При этом аналогичный раздел 10 и Приложения Г и Д из СП 50.13330.2012 исключить.
2. В СП 30.13330.2011 «Внутренний водопровод и канализация зданий» — раздел «Определение удельного годового расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение».
3. В СП 124.13330.2012 «Тепловые сети» — раздел «Энергоэффективность системы теплоснабжения», который включает мероприятия по снижению энергозатрат на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение зданий, подключённых к централизованной системе теплоснабжения, тепловых потерь трубопроводов тепловых сетей и затрат электроэнергии на перекачку теплоносителя, циркулирующего в тепловых сетях и внутридомовых системах отопления и водоснабжения, а также на освещение помещений общедомового назначения.
4. Внести изменения в СП 510.1325800.2022 «Тепловые пункты и системы внутреннего теплоснабжения» и обновить стандарт СТО НОП 2.01–2014 «Требования к содержанию и расчёту показателей энергетического паспорта проекта жилого и общественного здания» с учётом прошедших изменений и совершенствований.
НП «АВОК» готово представить обновлённые форму и содержание «Энергетического паспорта проекта жилого и общественного зданий» и содержание текста с методиками расчёта показателей энергетической эффективности здания. Изменения и дополнения в вышеперечисленные СП опубликованы для рассмотрения инженерной общественности в научно-технических журналах и переданы в Минстрой и Минэкономразвития России.
О некорректном определении тепловой нагрузки систем отопления жилого дома при анализе выбора типа и мощности источника энергии, результаты которого приведены в статье [7] (см. новости журнала СОК 7–12 ноября 2022 года)
В разделе «Затраты тепловой энергии на отопление» статьи [7] определяется «Расчётная тепловая мощность на отопление и вентиляцию зданий коттеджного типа» с учётом «в соответствии со СНиП 23-02-2003 мощности внутренних источников теплоты для жилых зданий в среднем 10 Вт/м²». На квадратный метр какой площади? По данному СНиП, должно быть, жилой площади — и определяться по п. Г. 5 Приложения Г в зависимости от расчётной заселённости дома по интерполяции между 17 и 10 Вт/м² жилой площади. Ничего не сказано и о том, какой принят вентиляционный воздухообмен, а это неотъемлемая часть теплового баланса здания и перечисленная выше в тексте.
Далее указывается, что «средний коэффициент теплопередачи ограждений здания определён по формуле (Ж. 1) из СП 50:
Максимальное из найденных значений коэффициентов теплопередачи ограждений получено для Краснодара — 0,691 Вт/( м²·К), минимальное для Красноярска — 0,414 Вт/( м²·К), для Москвы получили 0,505 Вт/( м²·К)».
Но в формуле (Ж. 1) из Приложения Ж СП 50, на которую ссылаются авторы статьи, определяется не средний коэффициент теплопередачи ограждений здания kобщ [Вт/( м²·°C)], а удельная теплозащитная характеристика здания kоб [Вт/( м³·°C)] — они и по размерности отличаются.
Общий коэффициент теплопередачи ограждений здания kобщ [Вт/( м²·°C)] находится из формулы (Ж. 2), близкой к (Ж. 1), но отличающейся тем, что вместо отапливаемого объёма здания Vот в формуле, приведённой в статье, указана сумма площадей всех наружных ограждений теплозащитной оболочки здания Aнсум.
Чтобы избежать этого неизвестного Aнсум по формуле (Ж. 2), надо в знаменателе вместо Aнсум подставить VотКкомп, где Ккомп — это коэффициент компактности здания, а не «компоновки», как в статье. Вероятно, значения kобщ будут отличаться при этом от приведённых в статье в абзаце после первой формулы.
Теперь переходим к определению мощности системы отопления. Поскольку о жилой площади, как и о расходе теплоты на нагрев вентиляционного воздуха, в статье ничего не говорится, предположим, что из известных нам значений тепловая мощность системы отопления дома площадью Aот = 300 м², построенного в климатических условиях города Москвы, была определена по формуле:
Qотр = [kобщ(tв — tнр)VотКкомп — qбытAот]10–3 = [0,505×(20 + 26)×900×0,9–10×300]×10–3 = 15,8 кВт.
То же, что и на рис. 1 в [7] — красная точка для здания объёмом 300 м³. Следовательно, помимо того, что неправильно были определены коэффициент теплопередачи ограждений здания и удельная величина бытовых теплопоступлений, при определении мощности системы отопления не была учтена составляющая теплового баланса здания — расход теплоты на нагрев наружного воздуха для вентиляции квартир. А значит все последующие расчёты в статье [7] также некорректны.
Рис. 1. Зависимость расчётной мощности системы отопления от площади отапливаемого здания [7]
Помимо недостаточной компетентности авторов статьи в рассматриваемой тематике, эти ошибки можно списать на несовершенство существующей нормативно-технической базы в этой области, которую предлагается исправить. Методика определения мощности (тепловой нагрузки) системы отопления при проектировании вновь строящегося или капитально ремонтируемого существующего многоквартирного дома или общественного здания приведена в предлагаемых изменениях СП 60 [2]. При намечаемых к застройке жилых районов на стадии, когда отсутствуют строительные чертежи каждого дома, а известна только этажность и общая площадь квартир предполагаемых к строительству зданий, для оценки требуемой тепловой нагрузки многоквартирных домов следует использовать уточнённую нами в 2022 году «Таблицу удельных показателей максимальной тепловой нагрузки на отопление и вентиляцию жилых домов», включённую в Приложение В СП 124.13330.2012 «Тепловые сети», но пока не исправленную, а представленную нами в предложениях к изменению «Правил…» ПП РФ №306 от 23 мая 2006 года по определению нормативов потребления коммунальных услуг на отопление, горячее водоснабжение и электроснабжение, в том числе на общедомовые нужды (пп. 29, 43 и 45 Правил и пп. 18–20, 23, 24, 26 и 27, 30–37 Приложения 1), переданных НП «АВОК» в Минэкономразвития и Минстрой России письмом №И-35/4 от 23 июля 2019 года. Ниже приводятся предложения в части определения нормативов теплопотребления на отопление МКД.
Предложения к изменению «Правил» ПП РФ от 23 мая 2006 года №306 (с изменениями на 1 марта 2022 года) в части определения нормативов теплопотребления на отопление МКД
Норматив энергопотребления зданием предполагает нормирование удельной величины для возможности использования её во всех зданиях указанного назначения независимо от их размера. Уточнения связаны с неправильным толкованием, к какому параметру должна относиться данная удельная величина.
Со времени утверждения первого нормативного документа, регламентирующего энергоэффективность зданий (СНиП 23-02-2003), показателем энергоэффективности был принят удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию зданий, отнесённый к 1 м² общей площади квартир, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас, или полезной площади нежилых отапливаемых помещений общественных зданий, согласно приказу Минэкономразвития России от 30 сентября 2011 года №531 и СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные» (далее — СП 54).
В соответствие с приказом Министерства по земельной политике, строительству и ЖКХ РФ от 4 августа 1998 года №37 (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 19 мая 2008 года), на который ссылается СП 54, показатели общей площади квартиры используются для целей официального статистического учёта жилищного фонда, оплаты жилья и коммунальных услуг, а посему эта площадь будет во всех отчётных показателях. Причём в том же приказе Минэкономразвития, в примечании к п. 3.36 «Инструкции о проведении учёта жилищного фонда в Российской Федерации», указано, что применявшееся ранее в официальном статистическом учёте жилищного фонда понятие «общая площадь» равнозначно понятию «общая площадь квартиры».
Так было принято, потому что указанные площади, согласно СНиП на жилые и общественные здания, характеризуют строящиеся и существующие здания и их использование вместо общей площади здания, в которую в МКД, помимо площади квартир, входит площадь помещений общедомового назначения (лестнично-лифтовые узлы, межквартирные коридоры и вестибюли) и та часть площади перекрытия, на которую опираются внутренние стены, и грамотное решение по соотношению этих площадей дополнительно стимулирует повышение энергоэффективности здания.
Под отапливаемой площадью одноквартирного дома понимают сумму площадей отапливаемых помещений с расчётной температурой внутреннего воздуха выше +12°C, для блокированных зданий — общую площадь квартиры за исключением встроенного гаража.
За рубежом в качестве такого показателя принимается кондиционируемая площадь помещений, что корреспондируется с принятой у нас. В европейских нормах EN 15217:2007 [10] в разделе «Термины» сформулировано (п. 3.12), что «показатель энергоэффективности» (Energy Performance Indicator) — это энергетический параметр, делённый на кондиционируемую площадь, а «кондиционируемая площадь» (сonditioned area) — это площадь пола кондиционируемых помещений за исключением нежилых подвалов и нежилых частей помещений (п. 3.26). В то же время в Примечании 3 к п. 3.26 указывается, что точное определение кондиционируемой площади даётся национальными органами. Эта же формулировка повторяется в ISO 13790:2008 [11]. Из этого следует, что предлагаемые в СНиП 23-02-2003 и действующем ГОСТ 31427–2010 [12] формулировки не противоречат европейским нормам.
Однако в «Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг…» присутствуют другие непонятные и противоречивые формулировки. Так, в Приложении 1 к «Правилам…» в разделе «Формула расчёта норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях» написано:
«18. Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал на 1 м² общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) определяется по формуле:
где Qо — количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учёта тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учёта тепловой энергии (Гкал), определяемое по формуле (19); Sоб — общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов, м²; nот — период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде)».
А в п. 20 при определении часовой тепловой нагрузки на отопление многоквартирных домов или жилых домов, не оборудованных приборами учёта тепловой энергии, используется формула:
qmax = qудS, (20)
где qуд — нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию многоквартирного дома или жилого дома ([ккал/(ч· м²)] или [Вт/м²] общей площади квартир), предусмотренный в табл. 4; S — общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или площадь жилого дома, м².
В обоих случаях для МКД площади Sоб и S — это одна и та же величина Sкв, называемая, как уже было установлено выше, площадью квартир без летних помещений, а для жилых домов — так же площадь квартир без летних помещений и гаража.
Поскольку в этих «Правилах…» определяются нормативы не только отопления, но и горячего водоснабжения, следует добавить в обозначении удельных величин в формулах (19) и (20) «от» (отопление): qруд.от и qmax.от; заменить «о» на «от» в Nот и Qот; а nот заменить на nоп, где «оп» — отопительный период.
Табл. 4, на которую дана ссылка в п. 20 Приложения 1 к Правилам, взять из Приложения В СП 124.13330.2012 с небольшими уточнениями (исправленная табл. 4 представлена в данной статье), обоснование которых приведено в [13–15]. Следует учесть, что при необходимости пересчёта показателей, приведённых в табл. 4, с Вт/м² на ккал/(ч· м²) надо разделить их на 1,163.
Далее текст п. 19 сохраняется без изменений, за исключением добавления в начале первого предложения после слов «…или жилого дома»: «, не оборудованных автоматикой центрального регулирования подачи теплоты в систему отопления», далее по тексту с добавлением следующего абзаца, обусловленного тем, что на период неисправности прибора учёта коммунальной услуги на отопление расчёт оплаты потребления данной услуги по нормативам следует выполнять с использованием расчётного метода, изложенного в пп. 18 и 19 Приложения 1 к «Правилам…» ПП РФ №306, исходя из проектной нагрузки на отопление с пересчётом на фактическую среднесуточную температуру наружного воздуха за месяц или меньший период отключения прибора учёта. При этом продолжится помесячный расчёт с потребителями тепловой энергии на отопление, что, безусловно, правильно при отключении прибора учёта на непродолжительный период поверки прибора или устранения неисправности, а также для исключения не поддерживаемых населением вынужденных перерасчётов из-за отличия фактических погодных условий от расчётных при определении годового теплопотребления.
Тогда в конце текста п. 19 Приложения 1 к «Правилам…» ПП РФ №306 надо записать: «На период неисправности прибора учёта коммунальной услуги на отопление расчёт оплаты потребления данной услуги по нормативам следует выполнять с использованием расчётного метода, изложенного в пп. 18–20 Приложения 1 к Правилам, исходя из проектной нагрузки на отопление с пересчётом на фактическую среднесуточную температуру наружного воздуха за месяц или меньший период отключения прибора учёта. Для этого в скобках надо записать: «(Гкал/месяц)», а в формуле (19) и пояснениях к ней вместо tср.оп записать «tср.мес — среднемесячная температура наружного воздуха или средняя за период отключения прибора учёта», вместо nоп записать "nмес — количество суток в данном месяце или периоде отключения прибора учёта"».