Двадцать лет назад Viessmann открыл представительство в Российской Федерации. Расскажите, с чего всё начиналось?
М.Ш.: Поставки оборудования Viessmann в Россию начались значительно раньше. Как показывает статистика нашей сервисной службы, сейчас до сих пор работают котлы, поставленные непосредственно из Германии в начале 1990-х годов. В 1995 году мы открыли представительство в Москве, а 1998-й — это год появления филиала, то есть компании ООО «Виссманн». ООО «Виссманн» было образовано примерно в то же время, что и филиалы в других странах, поскольку именно в тот момент Мартин Виссманн принял стратегическое решение о расширении присутствия на глобальных мировых рынках и организации производства за пределами Германии.
В каких городах Viessmann работает сегодня, спустя 20 лет?
М.Ш.: По мере того, как увеличивался спрос на нашу продукцию, мы открывали новые представительства в крупных городах Российской Федерации. Сейчас, помимо центрального офиса в Москве, они работают в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Краснодаре, Самаре, Новосибирске и Казани.
Какое место занимает Россия в глобальном бизнесе компании?
М.Ш.: Очень значимое. Россия — это один из пяти ключевых внешних рынков для Viessmann, наряду с Китаем, где компания также имеет собственное производство, а также США, Канадой и Великобританией. В общей сложности на долю экспорта и продаж зарубежных филиалов приходится 56 процентов оборота компании. Доля России в этом обороте постоянно растёт, например, 2018 год здесь мы заканчиваем с 25-процентным приростом продаж по отношению к 2017-му.
Вы поставляете продукцию во многие страны бывшего СССР. Есть различие между рынками этих стран и российским?
М.Ш.: Поставки в страны бывшего Советского Союза осуществляются главным образом напрямую из Германии, и в основном это бытовое оборудование. Для нас основной рынок — это Российская Федерация, здесь у нас самый большой объём поставок, включая заказы на промышленное оборудование, который абсолютно несравним с объёмом поставок в страны СНГ.
Какая продукция Viessmann наиболее востребована на российском рынке? Чем он отличается от европейского?
М.Ш.: В России мы видим те же тенденции, что и в Европе, хотя и с некоторым опозданием. Например, в Германии домовладельцы уже практически полностью отказались от котельных в подвалах своих домов, поэтому на смену напольным котлам пришли более компактные настенные, которые можно устанавливать в любом помещении — от кухни до мансарды. Сейчас они набирают популярность и в России.
Постепенно растёт спрос и на конденсационные котлы. В Западной Европе мы сейчас продаём только их, поскольку установка традиционных котлов мощностью до 400 кВт запрещена законодательно из-за их низкой эффективности. Российские потребители тоже начинают понимать, что конденсационная отопительная техника более выгодна в эксплуатации. По нашим расчётам, разница в стоимости между конденсационным и обычным газовым котлом окупается примерно за два года, после чего пользователь получает уже чистую экономию. По мере роста цен на энергоносители выгода от использования конденсационного оборудования становится всё более ощутимой.
А какова ситуация на рынке промышленного оборудования?
М.Ш.: Продажи промышленных котлов в России значительно опережают европейские показатели и даже превосходят наши собственные ожидания. Россия — большая страна со множеством климатических зон, и на такое оборудование всегда есть высокий спрос. Именно поэтому было принято решение о запуске производства промышленных котлов в Липецке, которое работает с 2017 года.
Какова мощность производства в Липецке? Планируете ли вы его расширение и дальнейшие инвестиции?
М.Ш.: Первоначально предприятие выпускало котлы Vitomax мощностью от двух до шести мегаватт. Однако спрос опережает наши ожидания, поэтому в 2018 году мы расширили линейку и сейчас предел мощности липецких котлов составляет 8,8 мегаватт.
В 2019 году расширение нашего производства продолжится — в частности, мы начинаем выпускать в Липецке мощные котлы (до 14,2 мегаватт) и обсуждаем вопрос о начале производства более 16-ти и 20-мегаваттных. Кроме того, на территории завода расположен учебный центр, где в действующем режиме представлена вся продаваемая в России продукция. Здесь мы регулярно проводим обучение и экскурсии для партнёров, а также приглашаем всех желающих посетить наше высокотехнологичное производство.
Насколько велик спрос на продукцию завода? Кто её основные потребители?
М.Ш.: Спрос и темпы роста превосходят наши ожидания. В докризисные годы уже был период, когда мы продавали в России более трёхсот промышленных котлов в год. Тогда всё это оборудование поставлялось из Германии. Сейчас мы видим, что скоро выйдем на аналогичные показатели, но теперь этот спрос будет обеспечивать липецкий завод. Чтобы удовлетворить его, мы уже в этом году ввели на предприятии вторую смену.
Что касается потребителей, то это предприятия разного профиля. Очень высок спрос на промышленные котлы со стороны городских теплоснабжающих организаций, муниципальных и государственных предприятий, которые строят новые и модернизируют существующие котельные и ТЭЦ, в том числе в рамках перехода с угля и мазута на газ. Но это также и коммерческие компании: производители продуктов питания, фармацевтические и биохимические компании, целлюлознобумажные комбинаты и многие другие. Промышленным предприятиям важны эффективность использования топлива и надёжность оборудования.
Каковы общие объёмы продаж компании Viessmann в России?
М.Ш.: Липецкий завод был рассчитан на 250–300 промышленных котлов в год, и на этот объём мы выйдем уже в 2019 году. В 2018-м до конца годы мы ставили план по отгрузке примерно 170 котлов. Что касается сегмента бытового оборудования, то здесь мы продаём 25 тысяч котлов ежегодно, не считая сопутствующего ассортимента: радиаторов и комплектующих для систем отопления, тепловых насосов, систем воздухообмена и водоподготовки и другого оборудования.
Существует ли в современной России спрос на энергоэффективные решения и ВИЭ: тепловые насосы, солнечные коллекторы?
М.Ш.: Спрос есть, но пока он невысок. В Европе этот спрос, как и спрос на конденсационное оборудование, стимулирует государственная поддержка, различные субсидии и льготы, на которые могут рассчитывать те, кто выбирает энергоэффективные решения. Благодаря этому нам удалось добиться больших успехов в развитии энергосберегающих технологий. Например, у Viessmann сегодня различных моделей тепловых насосов гораздо больше, чем настенных котлов. В России также представлена небольшая линейка тепловых насосов, несмотря на то, что спрос на них здесь пока невелик. Я думаю, что в вопросах энергосбережения очень многое зависит от законодательства и государственной поддержки.
Какова стратегия Viessmann в России на ближайшую перспективу? Как отражаются санкции на бизнесе компании?
М.Ш.: Санкции однозначно усложняют работу, одна из самых больших проблем для нас — это ограничение западных инвестиций. Это затрудняет реализацию многих крупных объектов. Несмотря ни на что, в 2019 году мы ожидаем дальнейшего роста и планируем ещё немного потеснить конкурентов. В своей работе мы придерживаемся максимальной прозрачности, в том числе в вопросах ценообразования. Наша стратегия продаж одинакова для всех и ориентирована на честную конкуренцию, мы всегда выполняем свои обязательства и ожидаем того же от своих партнёров.
Каких новинок ожидать российским потребителям в 2019 году?
М.Ш.: Свои новинки мы традиционно представим в марте во Франкфурте-на-Майне, на главной ежегодной отраслевой выставке ISH. Ассортимент, который будет представлен там, частично появится и в России. Могу сказать, что мы планируем привезти новые модели настенных котлов и пополнить линейку оборудования Vitoset. Кроме того, мы планируем расширить спектр сервисных услуг, а также предложить новые инструменты для проектировщиков. Будут и другие новинки, которые станут приятным сюрпризом для российских потребителей. Мы строим большие планы на будущее!