1917 год Вернувшись после первой мировой войны, Иоганн Виссманн открыл собственную мастерскую и занялся производством сельскохозяйственных машин. Прекрасное сочетание фантазии, исследовательского духа и ремесленного чутья позволило Иоганну Виссманну выйти за рамки производства сельскохозяйственных машин. Если у кого-то в родном городе ломался текстильный станок — он брался за работу и выполнял ее. В это время, фактически на заре автомобилестроения Виссманн ремонтировал только что создаваемое «чудо техники» — автомобили. Иоганн Виссманн занимался и разработкой агрегата для вулканизации протекторов автомобильных шин и конструированием мишеней для своих коллег охранников. Так развивалась из маленькой мастерской «фабрика машиностроения, автогенные сварочные работы и автомобильная мастерская» Иоганна Виссманна. 1928 год В этом историческом году Иоганн Виссманн начал по просьбе садовников города Хоф производство котлов. На рынке отопительной техники царили те производители, которые изготавливали составные части котлов из чугуна. Виссманн увидел сразу несколько возможностей для модернизации котлов. За сравнительно короткий срок в собственной мастерской он наладил производство отопительной техники совершенно нового поколения. Иоганн Виссманн применил стальные трубы, способные выдерживать большое давление и легче поддающиеся обработке с помощью автогенной сварки. Стальные котлы имели в противоположность чугунным более низкий расход топлива и нагревали помещения гораздо быстрее. Эти преимущества оказались более чем убедительными. Многие садовники из города Хоф и окрестностей поставили у себя эти экономичные котлы. Применение своим котлам он нашел и на садовых участках города Лейпциг, жители которого использовали в качестве топлива дешевый бурый уголь для обогрева своих оранжерей. Иоганн Виссманн принимал участие в учебном курсе по электрической дуговой сварке, который проводила фирма Кильберг из города Финстервальд. Здесь он придумал сварочный трансформатор и заварил котел с помощью электричества — и это был очень заметный прогресс, так как стало возможным производить сварку с высокой скоростью и при низких потерях тепла. Внедрение данной технологии привело к разработке котлов совершенно иной конструкции. При производстве труб и корпуса котла Иоганн Виссманн применял только стальные листы. Данная концепция позволила перейти к изготовлению котлов с малой мощностью и небольшой окалиной, что сделало их более экономичными. Для Иоганна Виссманна его успехи всегда являлись хорошим стимулом для улучшения уже созданной продукции и создания новой. Он находил потрясающие решения с помощью совершенно простых средств. Эта его способность привела к разработке конструктивно новых и разнообразных решений в области отопительных установок. Виссманн разработал для столовых привлекательные по цене водогрейные отопительные установки. При установке радиаторов под окнами он создал змеевики, проходящие под подоконниками, прямо по стене. А на обувной фабрике, например в городах Зельбиц и Шауэнштайн Виссманн установил котел с комбинированным внешним и внутренним выжигом. В топочной камере этого котла стало возможным сжигать не только кокс, но и остатки кожи, бумаги и картона. Многочисленные городские здания, производственные цеха и жилые дома оснащались паровыми котлами низкого давления фирмы Виссманн. Иоганн Виссманн получил на свои отопительные котлы лицензию «О защите промышленных прав», зарегистрированные промышленные образцы и патенты. Его технические открытия стали основой для производства современных стальных котлов на долгие годы. 1937 год По договору с одним предприятием Иоганн Виссманн покинул город Хоф для того, чтобы расширить и вывести на качественно новый уровень производство своей продукции. В городе Аллендорф, расположенном на берегу реки Эдер он заложил основу для сегодняшней корпорации Виссманн. В то время на производстве работало всего 30 человек. Во время второй мировой войны производство стальных котлов на заводе в г. Аллендорф не останавливалось. Ганс Виссманн, сын основателя фирмы, служил в это время солдатом в специальном подразделении, работая с аппаратами дециметровой направленной связи. В свободное время он посещал не только лекции по юриспруденции в Афинском университете, но и занимался в оставшееся время проектами новых отопительных котлов. 1945 год С папкой, полной эскизов и планов, а также с многочисленными идеями Ганс Виссманн вернулся домой. 1947 год Ганс Виссманн взял в свои руки управление отцовским ремесленным предприятием, насчитывающим 35 сотрудников. Свои усилия он направил прежде всего на наладку производства и использование самого современного оборудования и технологий для изготовления котлов, с учетом жестких технических требований. На момент денежной реформы количество сотрудников выросло до 100 человек. В этот период предприятие стало экономическим центром местности Франкенберг. 50-ые годы Начало экономической реформы в Германии. Проводится экономическая политика Людвига Эрхарда, которая следует принципам социального экономического рынка. 1951 год В этом году решается проблема Германии с точки зрения энергообеспечения. На арабском полуострове налаживают конвейер поставок, который связывает месторождение нефти на Персидском заливе со Средиземным морем. Для отопительной техники это означает структурный переворот: жидкое топливо завоевывает все большую популярность и начинает вытеснять до того момента доминирующие виды твердого топлива, а именно кокс. Благодаря этому виду топлива процесс работы теплогенератора стал полностью автоматизированным, и как следствие — повсеместное введение водяного отопления. Эти изменения явились началом изготовления закрытых отопительных установок с мембранными расширительными баками. Предприниматель Ганс Виссманн использовал шанс и разработал отопительный котел для нового вида сырья – жидкого топлива. Также в это переходное время разрабатывается и вводится в эксплуатацию первый комбинированный котел, позволяющий работать и на коксе и на мазуте — первый котел «Duokessel». 1957 год Виссманн представил на выставке в Ганновере необычайно прогрессивную по тем временам программу отопительной техники. В этой программе был показан комбинированный котел с горелкой и для твердого топлива и для жидкого — котел «Triola». Топочная камера данного котла не требовала кирпичной облицовки и явилась оптимальным решением для сжигания мазута. С помощью ручных изменений данный котел легко переводился с жидкого топлива на твердые виды топлива. В верхней части котла находился большой и мощный прямоточный водонагреватель, ведущий от медной трубы к нагревателю воды. Преимущества новых стальных котлов перевернули рынок отопительной техники, на котором в то время еще господствовали чугунные котлы. Оптимальное решение топочной камеры, отказ от кирпичной облицовки, как и возможность приготовления горячей воды, принесли фирме Виссманн большую известность. Это стало точкой отсчета для эры стальных котлов. С началом автоматизации процесса сжигания топлива возрастает значение регулирующей техники. Подмес обратного хода с 4-х ходовым смесителем стал важной деталью в отопительной технике. При необходимости котел моментально приготавливал горячую воду для пользователей, переключаясь с режима отопления на режим горячего водоснабжения и работая на полную мощность — данный принцип называется «приоритет ГВС». Предприятие расширяло и дальше номенклатуру своей продукции. В производственную программу вошли стальные смесители, контроллеры и техника автоматического управления. Структура производства требовала дальнейшего увеличения численности персонала. В эти года количество работников компании насчитывало уже более 350 человек, а общая производственная программа — около 5000 котлов. Продолжение исторической хроники предприятия Viessmann читайте в следующем номере журнала "С.О.К." Картинки и рисунки: ~2~, ~3~
Отопительное оборудование Viessmann — хронология успеха. Viessmann в первой половине двадцатого века
Опубликовано в журнале СОК №9 | 2003
В городе Хоф на реке Зале стоит надгробный камень, на котором написано: 'Здесь покоится основатель предприятия Виссманн - Иоганн Виссманн, рожденный в 1879 году в городе Кулмбах, который работал ремеслинником в нашем городе'.