Комбинированные VRF-системы GENERAL. Серия V (фреон R410a) Конструктивно комбинированные VRF-системы GENERAL состоят из нескольких наружных блоков (до трех) и внутренних блоков (до 48), объединенных в один фреоновый контур. Общая мощность охлаждения одной такой системы может достигать 120 кВт. Учитывая допустимый коэффициент загрузки наружных блоков 150 %, с помощью одной системы можно кондиционировать до 1500 м2 площади офисных помещений. Достоинства новой серии V VRF-систем GENERAL очевидны: 1. Большая длина фреоновых трубопроводов — до 150 м между наружным блоком и самым удаленным внутренним. 2. Большой перепад высот — до 80 м между наружным блоком и самым низкорасположенным внутренним. На сегодня это самый лучший результат среди VRF-систем всех производителей! 3. Компактность трубопроводов. Если использовать не комбинированные наружные блоки, а три отдельных блока, то вместо одной пары трубопроводов необходимо прокладывать три. Три пары трубопроводов с изоляцией будут занимать намного больше места, чем одна той же мощности. 4. Эксклюзивно низкий уровень шума канальных внутренних блоков. Благодаря новейшим технологиям электронного управления и самому низкому уровню шума канальных внутренних блоков среди всех производителей VRF-систем компания GENERAL выиграла тендер на кондиционирование крупнейшего объекта в мире с VRF-системами — отеля RITZ CARLTON в Джакарте. Установлено 248 наружных блоков и 1189 внутренних серии V GENERAL. Напомним, что уровень звукового давления внутренних блоков кондиционеров в отелях класса «А» должен быть в ночной период не более 25 дБА (табл.1). 5. Современная система управления и мониторинга. Система дистанционного мониторинга позволяет в любой точке мира протестировать через интернет систему кондиционирования воздуха, выявить тип неисправностей (если они есть) и дать рекомендации по их устранению. Безопасность пользователей при аварийном выбросе хладагента Комбинированные VRF-системы относятся к классу систем кондиционирования с непосредственным испарением хладагента во внутренних блоках (местных кондиционерах). Поэтому в случае аварийной разгерметизации фреонового контура может произойти попадание хладагента в зону дыхания людей обслуживаемых помещений. Фреон R410a тяжелее воздуха, не является токсичным веществом и в небольших концентрациях безвреден для человеческого организма. Однако R410a не поддерживает дыхание, в случае попадания человека в зону заполнения фреоном происходит удушье и потеря сознания. Если в течение 15 минут человека не эвакуировать из данного помещения, помочь ему будет уже невозможно. Если для некомбинированных фреоновых систем кондиционирования количество хладагента в пределах одного контура не превышало 20 кг, то для комбинированных VRF-систем эта цифра уже значительно больше и доходит до 60 кг. Обязательным условием проектирования VRF-систем должна быть проверка на аварийную концентрацию хладагента в обслуживаемых помещениях. Процесс определения концентрации хладагента в случае аварийного выброса производится следующим образом: 1. Определить критичное (расчетное) помещение. Как правило, это минимальное по объему помещение на одной VRF-системе, в котором могут находиться люди (рис.1). 2. Определить объем воздуха в данном помещении V. Объем измеряется по ограждающим строительным конструкциям. Допустим, площадь самого маленького помещения составляет 12 м2 при высоте от пола до потолка 2,7 м. Значит объем этого помещения равен 32,4 м3. 3. Определить количество хладагента в системе по формуле: Qном. + Qдоп. = Q∑, Qном. — количество хладагента в наружном блоке, заводская заправка, кг; Qдоп. — дополнительное количество хладагента (на длину магистралей), кг; Q∑— общее количество хладагента в системе, кг. Примечание: Если в одном помещении установлено два внутренних блока от разных VRF-систем, необходимо учитывать суммарное количество хладагента. Количество хладагента у любых производителей зависит от мощности наружного блока и длины магистралей.Для укрупненного расчета можно пользоваться следующей формулой (для R410a): 0,3 Qхол. + L ,01= Мфр., где: Qхол. — номинальная производительность по холоду наружного блока, кВт; L — фактическая длина жидкостного трубопровода между наружным и самым удаленным внутренним блоками, м; Мфр. — полное количество хладагента в системе, кг. Допустим, наша система состоит из двух наружных блоков суммарной мощностью 80 кВт. Максимальная длина магистралей — 100 м. Тогда общее количество хладагента в системе равно: 0,3 + 100,01= 48 кг. 4. Определить концентрацию хладагента в критичном помещении по формуле: Сфр. = Мфр.V + L, кг/м3, где L — количество вытяжного воздуха, удаляемого из данного помещения системами механической вентиляции, м3/ч. Величина L учитывается только при постоянной работе механической вытяжки из рассматриваемого помещения.Если гарантии в постоянной работе вытяжки нет, лучше в расчет данную величину не вводить. В нашем случае в помещении постоянно работает механическая вытяжная вентиляция и удаляет из него 80 м3/ч воздуха. Тогда концентрация фреона в случае аварийного выброса будет: Сфр. = 48,4 + 80/6= = 1,050 кг/м3. 5. Теперь нужно сравнить полученную концентрацию с предельно допустимой концентрацией аварийного выброса СПДК. Для разных хладагентов величины СПДК отличаются (табл.2). В нашем случае применен хладагент R410a. Концентрация фреона в контрольном помещении при аварийном выбросе Сфр. превысит СПДК: 1,05/0,44 = 2,39, т.е. более чем в два раза. В таком виде VRF-систему оставлять нельзя, необходимо принять меры по обеспечению безопасности людей в случае аварийного выброса фреона. Какие существуют варианты выхода из сложившейся ситуации? Вариант 1 — самый простой и эффективный. Необходимо разбить комбинированную систему на несколько независимых таким образом, чтобы количество фреона в одной системе не могло привести к превышению аварийной концентрации даже в самом маленьком помещении. Для этого удобно пользоваться таблицей 3. В нашем примере при площади критичного помещения 12 м2 необходимо использовать наружный блок с мощностью до 28 кВт. Вариант 2. Необходимо обеспечить не менее 0,15 % от площади помещения открытого пространства над и под дверью (рис.2). Если у нас площадь помещения 12 м2, то нам необходимы отверстия общей площадью 12 ,0015 = 0,018 м2. Вариант 3. Необходимо во всех критичных помещениях установить датчик-газоанализатор на используемый фреон и отдельную систему аварийной вентиляции. В случае превышения ПДК фреона датчик дает сигнал на систему оповещения людей и на включение аварийной вентиляции помещений. Выше была описана европейская методика EN 378-1. В наших нормативных документах также есть требования по определению аварийной концентрации хладагента в помещениях. СНиП 41-01–2003 п.9. 5, г говорит по этому поводу следующее: «Поверхностные воздухоохладители (испарители хладонов)…, а также кондиционеры автономные моноблочные, раздельного типа и с регулируемым объемом хладона допускается применять, если масса хладона при аварийном выбросе его из контура циркуляции в меньшее из обслуживаемых помещений не превысит допустимой аварийной концентрации (ДАК) 310 г/м3 расхода наружного воздуха, подаваемого в помещение, или на 1 м3 объема помещения при отсутствии общеобменной приточновытяжной вентиляции. Значение ДАК допускается принимать по данным производителя хладона при наличии гигиенического сертификата». Конечно, это определение вызывает вопросы. Например, какой имелся в виду расход воздуха — в час, за 10 минут или какой-то другой? Существует еще один подход к определению аварийной концентрации фреона. Он встречается в каталогах производителей VRF-систем: 1. Необходимо определить строительный объем V самого малого помещения в пределах одной VRF-системы. 2. Определить количество фреона М в пределах одной VRF-системы. 3. Разделить полученное количество фреона М на строительный объем помещения V. 4. Сравнить с предельной концентрацией 300 г/м3. Если получилось больше — принимать вышеописанные меры. В данной методике не учитывается удаление паров хладагента системами механической вентиляции и предельная концентрация для R410a принята не 470, а 300 г/м3, поэтому допустимый объем хладагента в VRF-системе получается в 1,5 раза меньше, чем в методике EN 378-1. РИСУНКИ:1~4~;2~5~; ТАБЛИЦЫ:1~1~; 2~2~; 3~3~;
Комбинированные VRF-системы и безопасность пользователей
Мультизональные системы кондиционирования, системы кондиционирования с переменным расходом хладагента, VRF-системы — все это названия одного класса центральных систем кондиционирования, использующие в качестве энергоносителя не воду или воздух, а фреон. Ежегодно объемы продаж VRF-систем увеличиваются на 15–20%, поэтому стабильный, не зависящий от погоды спрос подталкивает производителей климатической техники к выпуску этого перспективного типа оборудования. Сегодня на мировом рынке присутствуют VRF-системы от японских, корейских и китайских производителей. Кроме увеличения объемов продаж происходит быстрое развитие функциональных характеристик VRF-систем. Относительно недавно мы наблюдали появление трехтрубных VRF-систем, VRF-систем с водяным охлаждением конденсатора, VRF-систем с комбинированным наружным блоком. Уже сегодня разработан новый класс, или второе поколение, VRF-систем с совершенно другими техническими характеристиками (использующих фреон R410a). В данной статье рассматриваются характеристики именно комбинированных VRF-систем, т.к. зачастую при их проектировании нарушаются требования безопасности для пользователей системы кондиционирования данного класса.