7 декабря в Совете Федерации состоялись парламентские слушания Комитета по экономической политике «Импортозамещение продукции высоких переделов на примере отрасли производства систем отопления», в которых приняли участие более 100 ключевых участников и регуляторов климатического рынка.
В парламентских слушаниях приняли участие Сергей Шатиров - заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике; Александр Лаврик - член Совета Федерации, Артём Кирьянов - член Общественной палаты, Сергей Бородин - заместитель Председателя Законодательного Собрания Владимирской области, Александр Квашнин – исполнительный директор Ассоциации производителей радиаторов отопления «АПРО», а такжепредставители федеральных органов исполнительной власти и органов власти регионов, руководители крупных производителей, импортеров, оптовых поставщиков и розничных продавцов отопительных приборов, национальных и отраслевых бизнес-ассоциаций, а также представители экспертного сообщества.
Всего в слушаниях принимают участие более 120 человек от 70 компаний и организаций, которые представляют 23 региона Российской Федерации, а также Беларусь, Италию, Германию, Австрию и Польшу.
«Мы попытались создать условия для импортозамещения на внутреннем рынке и роста доли продукции отопительных приборов отечественного производства без кредитной поддержки. И нам удалось достичь определенных успехов. Так, если в 2015 году доля российской продукции не превышала 22-24%, то в текущем году мы вышли на показатель роста в 34%. А по планам Минпромторга предполагалось снижение доли импорта в потреблении радиаторов из цветных металлов. Таким образом, уже за первый год работы мы перевыполнили показатель импортозамещения вдвое», - отмечает Сергей Шатиров, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике.
По оценкам и прогнозам спикеров доля отечественных отопительных приборов на внутрироссийском рынке потребления к 2020 году вырастет до 50-70%, так как производства отопительных приборов работают уже в 18 субъектах Российской Федерации, и в ближайшие 3 года планируется открыть не менее 5 крупных новых производств отопительных приборов.
«Введение обязательной сертификации – это эффективная и выгодная мера не только для потребителей отопительных приборов, но и для самих отечественных производителей и государства, - подчеркивает Александр Квашнин, исполнительный директор Ассоциации производителей радиаторов отопления «АПРО». - Государство получит гарантии надежности, долговечности и бесперебойности работы отопительной системы ЖКХ. Для потребителей существенно снизятся затраты на отопление, а также эта мера уменьшит риск возникновения аварий радиаторов отопления и необходимость повторного монтажа отопительных приборов».
В ходе совещания в качестве эффективной меры по развитию импортозамещения было предложено предоставить отечественным производителям отопительных приборов 15-процентную ценовую преференцию при участии в государственных и муниципальных закупках, что позволит насытить рынок качественной и надежной продукцией отечественного производства.
Александр Лобач, генеральный директор производителя биметаллических и алюминиевых радиаторов отопления ЗАО «РИФАР», акцентировал внимание на проблеме ввоза некачественных китайских радиаторов отопления через Беларусь и Казахстан, на отсутствие отечественного оборудования для производства отопительных приборов, а также на необходимость более тесной кооперации гражданских предприятий отрасли с заводами, входящими в состав оборонно-промышленного комплекса России.
Особым вниманием участников заседания было отмечено выступление итальянского представителя Международной Ассоциации производителей алюминиевых радиаторов AIRAL, который сообщил о начале строительства на территории России новых производств отопительных приборов в рамках реализации инвестиционных проектов западноевропейских компаний, не смотря на санкционную европейскую политику в отношении России.
Сегодняшние парламентские слушания - это продолжение работы по развитию импортозамещения на рынке отопительных приборов и систем, которую Комитет проводит уже более полутора лет, начиная с Совещания в апреле 2015 года. В рамках того Совещания мы рассматривали показательную и компактную отрасль по производству отопительных приборов для промышленности, объектов гражданского строительства, ЖКХ и населения.
По словам Сергея Шатирова, показательным являлось то, что для дальнейшего развития этой отрасли не требовалось выделения бюджетных средств и других финансовых инструментов господдержки, а речь шла только об одном – создать условия для импортозамещения на внутреннем рынке и роста на нем доли продукции отечественного производства. То есть - во главу угла не ставился вопрос о кредитной поддержке.
В текущем году почти на треть снизился ввоз радиаторов в Россию – и в основном это – «серый импорт» из Китая. Это - прямое следствие активной работы Федеральной таможенной службы. контроль таможенной стоимости. Существенно усилен ввозимых отопительных приборов, что серьезно снизило мотивацию недобросовестных импортеров использовать «серые схемы».
В настоящее время подготовлен Проект постановления Правительства о введении обязательной сертификации отопительных приборов (радиаторов и конвекторов). Данный проект находится на «продвинутой стадии». Уже проведено его публичное обсуждение и отраслью он полностью поддержан. Ожидается, что подготовка Проекта постановления Правительства по включению радиаторов и конвекторов в единый перечень сертифицируемой продукции будет доведена до логического завершения.
Перед отраслью сегодня стоят два важных вопроса. Первый заключается в том, что российские производители отопительных приборов по-прежнему не имеют никаких преференций при доступе к госзакупкам, а доступ сомнительных иностранных товаров к ним никак не урегулирован, не ограничен. Как минимум, российские производители заслужили право на скорейшее предоставление им 15-процентного ценового преимущества при участии в государственных и муниципальных закупках. Вторая проблема – к сожалению, в работе по продвижению российских товаров на рынке отопительных систем недостаточно активную роль пока играет Минстрой России. В связи с этим предлагается рекомендовать Минстрою России подключиться к работе по импортозамещению на рынке данных строительных изделий. Сергей Шатиров отметил, что прежде всего, Минстрою России необходимо рассмотреть вопрос о распространении 15-процентного ценового преимущества на закупки строительных материалов и изделий подрядчиками для выполнения работ, финансируемых за счет средств региональных операторов (фондов) капитального ремонта.
Итогом работы собравшихся стал проект рекомендаций (приведен ниже). Кроме того, запланировано в срок до 16-го декабря направить в адрес аппарата Комитета Совета Федерации предложения и замечания к проекту рекомендаций слушаний. В итоговом документе изложено много важной и полезной информации. В частности, присутствовавшие эксперты отметили, что российские производства отопительных приборов (радиаторов отопления и конвекторов) в настоящее время функционируют в 18 субъектах Российской Федерации, входящих в состав семи федеральных округов (Республика Карелия, Удмуртская Республика, Красноярский и Приморский края, Владимирская, Волгоградская, Кемеровская, Московская, Оренбургская, Псковская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Тверская и Челябинская области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург).
В ближайшие два-три года планируется создать такие производства еще в 5 регионах России (Республика Ингушетия, Пермский и Ставропольский края, Калининградская и Липецкая области), в результате чего число отечественных производств отопительных приборов к 2020 году увеличится до 30 предприятий.
При этом российские предприятия производят весь существующий спектр видов отопительных приборов: алюминиевые и биметаллические секционные радиаторы отопления, стальные панельные радиаторы отопления, чугунные батареи эконом- и премиум-сегментов, конвекторы отопительные различных типов монтажа (настенные, напольные, внутрипольные из черных и цветных металлов).
К настоящему времени отечественной отраслью производства отопительных приборов, в частности, в сегменте алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления, уже достигнуты и перевыполнены целевые показатели по снижению плановой доли импорта в потреблении, предусмотренные приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31 марта 2015 г. № 651 «Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в отрасли цветной металлургии Российской Федерации», согласно которому предполагалось достижение снижения доли импорта в потреблении радиаторов отопления из цветных металлов с 90% до 85% к 2020 году. Вместе с тем 70-процентную долю в потреблении радиаторов отопления на российском рынке по-прежнему занимает продукция иностранного производства.
В связи с отсутствием обязательных требований продукция иностранного производства зачастую поставляется по заниженным ценам, нередко сопровождается недостоверными (завышенными) потребительскими характеристиками на упаковке и в сопроводительной документации, а также не соответствует требованиям стандартов (ГОСТам), что создает угрозу аварий (разгерметизации) отопительных приборов. В свою очередь, российские производители в последние годы вложили в создание и расширение производств отопительных приборов на территории Российской Федерации значительные объемы частных инвестиций без привлечения средств государственной поддержки и готовы снизить долю импорта на внутрироссийском рынке потребления отопительных приборов до 30-50% к 2020 году.
В этой связи для защиты отечественных производителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных товаров и поддержки отрасли российского производства необходимо рассмотреть вопрос о введении ряда мер государственного регулирования.
Во-первых, в настоящее время завершено публичное обсуждение подготовленного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в единые перечни продукции, подлежащие обязательному подтверждению соответствия», который предусматривает введение обязательной сертификации всех типов радиаторов отопления и конвекторов отопительных. В рамках публичного обсуждения указанный проект полностью поддержан российскими производителями и предпринимательскими объединениями.
Во-вторых, крайне незначительной по-прежнему остается доля радиаторов отопления и конвекторов российского производства, поставляемых на социально значимые объекты в рамках государственных и муниципальных закупок (не более 5-10%). В этой связи необходимо обеспечить предоставление российским производителям отопительных приборов преференций при участии в государственных (муниципальных) закупках путем установления ограничений или условий допуска иностранных товаров данной категории к таким закупкам. По экспертным оценкам, введение указанных мер позволит уже в течение года в 3-4 раза увеличить объем государственных и муниципальных закупок радиаторов отопления и конвекторов российского производства.
В-третьих, необходимо обеспечить системную основу для работы таможенных органов по упорядочению осуществления импорта на территорию Российской Федерации отопительных приборов из иностранных государств, включая контроль достоверности таможенной стоимости ввозимых товаров.
В настоящее время данная работа существенно затруднена из-за отсутствия в отношении наиболее популярных типов радиаторов отопления (алюминиевых и биметаллических) отдельных кодов в Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). Положения ТН ВЭД ЕАЭС в данной части существенно устарели, поскольку содержат коды только на чугунные батареи и стальные радиаторы, в то время как на трендовую продукцию, ввозимую в Россию в три раза больших объемах, коды ТН ВЭД ЕАЭС отсутствуют.
Учитывая изложенное, в целях принятия эффективных мер защиты внутрироссийского рынка потребления отопительных приборов и обеспечения развития отрасли отечественного производства продукции отопительных систем участники парламентских слушаний дали ряд рекомендаций.
Министерству промышленности и торговли Российской Федерации рекомендовано:
- ускорить внесение в Правительство Российской Федерации проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в единые перечни продукции, подлежащие обязательному подтверждению соответствия», предусматривающего введение обязательной сертификации всех типов радиаторов отопления и конвекторов отопительных;
- дополнить План мероприятий по импортозамещению в отрасли черной металлургии Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31 марта 2015 г. № 652, позициями 25.21.11.110 «Радиаторы центрального отопления и их секции чугунные», 25.21.11.120 «Радиаторы центрального отопления и их секции стальные», 25.21.11.150 «Конвекторы отопительные стальные»;
- разработать меры стимулирования создания и развития отечественных предприятий, выпускающих оборудование для производства отопительных приборов: литьевые, сборочные, окрасочные, сварочные комплексы для производства радиаторов отопления; трубообрабатывающие, штамповочные, сборочные, окрасочные линии для производства конвекторов.
Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рекомендовано:
- рассмотреть вопрос о предоставлении российским производителям строительных материалов и изделий преференций (15-процентного ценового преимущества) при поставках своей продукции для выполнения работ за счет средств региональных операторов по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах путем внесения соответствующих изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»;
- совместно с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации разработать рекомендации по осуществлению монтажа на строительных объектах отопительных приборов определенных типов с учетом необходимости обязательного выполнения требований нормативных документов (санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, свода правил СП 60.13330.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003»), обеспечивающих безопасную эксплуатацию отопительных приборов в соответствии с температурным графиком регионов, а также качества водоподготовки в условиях существующей инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства;
- предусмотреть в проекте технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» специальные обязательные требования к радиаторам отопления и конвекторам (теплофизические, геометрические, весовые и гидравлические показатели их безопасности), а также проведение процедуры оценки (подтверждения) соответствия радиаторов отопления и конвекторов указанным обязательным требованиям в форме сертификации.
Министерству экономического развития Российской Федерации рекомендовано:
- дополнить перечень товаров, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 марта 2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», позициями 25.21.11.120 «Радиаторы центрального отопления и их секции стальные», 25.21.11.130 «Радиаторы центрального отопления и их секции из прочих металлов», 25.21.11.150 «Конвекторы отопительные стальные», 25.21.11.160 «Конвекторы отопительные из прочих металлов»;
- совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральной таможенной службой подготовить и внести на рассмотрение Подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции проект решения Коллегии Евразийской экономической комиссии, предусматривающий выделение в отношении алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления отдельных товарных подсубпозиций ТН ВЭД ЕАЭС (на уровне 10-го знака) в рамках товарных позиций 7615 и 7616 ТН ВЭД ЕАЭС соответственно, с финансово-экономическим обоснованием целесообразности предлагаемой меры;
- обеспечить выполнение подпункта «а» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам XXIII Съезда Российского союза промышленников и предпринимателей от 8 апреля 2016 г. № Пр-633 о представлении предложений по введению процедуры нотификации в отношении аккредитованных органов, осуществляющих обязательную сертификацию отдельных групп товаров.
Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и иным федеральным органам исполнительной власти, на которых возложены соответствующие функции, рекомендовано активизировать проведение мероприятий по контролю и надзору за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза).
Федеральной службе по аккредитации рекомендовано:
- в случае принятия Правительством Российской Федерации постановления о включении радиаторов отопления и конвекторов отопительных в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, оказать заинтересованным лицам методическую и информационную помощь, необходимую для обеспечения наличия к моменту вступления в силу указанного постановления органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), аккредитованных на проведение работ по осуществлению обязательной оценки (подтверждения) соответствия отопительных приборов;
- активизировать проведение проверочных мероприятий по контролю и надзору за деятельностью аккредитованных лиц (органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)), осуществляющих оформление документов об оценке (подтверждении) соответствия и протоколов испытаний в отношении отопительных приборов (в случае поступления информации о фактах несоответствия аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, фактах нарушения правил выполнения работ по сертификации и (или) фактах представления недостоверных результатов исследований (испытаний) и измерений или возможности таких нарушений).
Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии рекомендовано:
- совместно с Федеральной службой по аккредитации рассмотреть подготовленный представителями отрасли производства отопительных приборов проект национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р «Оценка соответствия. Правила сертификации радиаторов отопления и конвекторов отопительных»;
- предусмотреть создание в структуре технического комитета по стандартизации «Строительные материалы (изделия) и конструкции» подкомитета «Строительные изделия для инженерных систем водоснабжения, канализации и отопления».
Федеральным органам исполнительной власти рекомендовано для защиты внутрироссийского рынка товаров от недобросовестной конкуренции, выпуска в обращение фальсифицированной и (или) опасной продукции активизировать использование инструментов, предусмотренных Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», а именно:
- применение ссылок на национальные стандарты и информационно-технические справочники в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти;
- установление требований о соответствии продукции документам, разрабатываемым и применяемым в национальной системе стандартизации, при осуществлении закупок, предусмотренных Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Фонду развития промышленности (ФРП) рекомендовано в случае поступления соответствующих заявок в приоритетном порядке рассмотреть возможность финансовой поддержки инвестиционных проектов в отрасли производства продукции систем отопления (включая отопительные приборы).
Ассоциации «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ) рекомендовано совместно с Ассоциацией производителей радиаторов отопления «АПРО» и Ассоциацией предприятий индустрии климата (АПИК) реализовать проект по созданию Подсистемы добровольной верификации оборудования, приборов и изделий для систем инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений в рамках Системы добровольной оценки соответствия (СДОС) «НОСТРОЙ», рассмотрев целесообразность проведения верификации отопительных приборов в качестве пилотного проекта, с последующим направлением в саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, информации о перечнях продукции, прошедшей и не прошедшей процедуру верификации.
Законодательным (представительным) и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано в случае создания на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации предприятий по производству продукции систем отопления (включая отопительные приборы) рассмотреть вопрос о предоставлении им максимально возможных мер поддержки, налоговых и имущественных льгот регионального уровня.
Исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства рекомендовано направить в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации предложения для включения в рекомендации по осуществлению монтажа на строительных объектах отопительных приборов определенных типов с учетом необходимости обязательного выполнения требований нормативных документов (санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, свода правил СП 60.13330.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003»), обеспечивающих безопасную эксплуатацию отопительных приборов в соответствии с температурным графиком регионов, а также качества водоподготовки в условиях существующей инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства.
Фонду капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы и другим региональным операторам программ капитального ремонта общего имущества собственников в многоквартирных домах рекомендовано обеспечить контроль деятельности подрядных организаций по осуществлению закупки и монтажа отопительных приборов, соответствующих требованиям стандарта ГОСТ 31311-2005 «Приборы отопительные. Общие технические условия» и имеющих достоверные показатели номинального теплового потока (теплоотдачи).
Ассоциации производителей радиаторов отопления «АПРО» рекомендовано:
- обеспечить направление подготовленного представителями отрасли проекта национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р «Оценка соответствия. Правила сертификации радиаторов отопления и конвекторов отопительных» для рассмотрения в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и в Федеральную службу по аккредитации;
- совместно с предпринимательским и экспертным сообществом проработать вопрос о возможной методологии установления классов энергетической эффективности отопительных приборов (радиаторов отопления и конвекторов);
- в 2017 году провести в рамках ведущих отраслевых выставок в российских регионах серию экспертно-деловых мероприятий «Термо конвент – 2017» с целью формирования консолидированной позиции всех участников рынка по вопросам дальнейшего развития отрасли систем отопления.
Производителям промышленной продукции рекомендовано активизировать участие в деятельности межведомственных рабочих групп при Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, а также комиссий по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в субъектах Российской Федерации.