«В удивительном здании Эльбской филармонии даже монтажные шахты проложены не по прямым линиям...»
Музыкальные шедевры создаются не за одну ночь. Большинство из них — это результат многолетнего труда, а некоторые даже остаются незавершенными. Зато работы мастеров радуют и воодушевляют людей десятилетиями, а иногда и веками. Это относится и к архитектурным сооружениям, посвященным искусству — таким, как Эльбская филармония, новый «храм музыки» Гамбурга. После десяти лет строительства он, безусловно, относится к полностью завершенным произведениям. Вскоре после торжественного открытия стало ясно, что архитектурное совершенство этого здания дополняется безупречной акустикой его концертного зала.
Как обычно бывает в больших произведениях, многие важные детали Эльбской филармонии незаметны с первого взгляда. Например, это звукопоглощающие стеновые панели, от которых зависят акустические свойства помещений. Или инженерные системы, непрерывно снабжающие людей чистой питьевой водой и предотвращающие ее застой благодаря адаптации к суточным перепадам потребления.
Когда Эльбская филармония строилась, за основную инфраструктуру водопровода и отопления отвечала одна из старейших гамбургских компаний A. C. Vorwald & Sohn GmbH, которая специализируется в этой сфере с XIX века. Опытные инженеры решили монтировать трубопроводы из системных компонентов Viega, и достойно справились со всеми трудностями проекта. Даже с теми, о которых на этапе проектирования никто не мог подумать.
Сложные задачи
Когда вы плывете по Эльбе на своей яхте или на туристическом судне, приближаясь к Гамбургу с севера, перед вами возникает подобие гигантского футуристичного корабля, поднявшего стеклянные паруса. Это и есть Эльбская филармония, «бросившая якорь» в Хафенсити — историческом центре Гамбурга, где стоят знаменитые портовые склады. Архитектура здания уникальна: на монолитном основании, стилизованном под старинный кирпичный склад, возведен стеклянный дворец с волнистыми шпилями.
Здание претендует на то, чтобы стать культовым — и для мира архитектуры, и для мира искусства в целом. Генеральный подрядчик, компания HOCHTIEF, воплотила в этом уникальном произведении традиционное для истории Гамбурга мастерство инженеров и строителей, сделав это вполне по-современному.
«Для участия в проекте Эльбской филармонии было бы недостаточно одних только инженерных навыков. Мы использовали лучшие монтажные технологии, а огромная стройплощадка потребовала логистического и управленческого опыта», — рассказывает Йенс-Петер Рюккер, вспоминая 10-летнее строительство. Как управляющему директору компании A. C. Vorwald & Sohn GmbH, ему пришлось решить много сложных задач для успешного завершения работ, в то время как другие монтажные компании вышли из проекта из-за крайне нестандартных требований, многочисленных изменений первоначального плана и нескольких приостановок строительства.
Йенс-Петер Рюккер родился в Гамбурге и всеми силами стремился сделать амбициозный строительный проект очередной историей успеха в любимом городе. «Этот год для нас был особенным, — с гордостью говорит он. — Мы отметили 150-летний юбилей нашей компании, и в этом же году в Гамбурге построено это “здание столетия”, в котором есть доля нашего труда».
Вызов мастерству: масштаб проекта
В здании Эльбской филармонии 26 этажей, а его общая площадь 125 000 квадратных метров. Для сравнения, самое высокое здание Германии, «Коммерцбанк-Тауэр», имеет площадь только 110 000 квадратных метров при высоте 260 метров.
В огромном пространстве Эльбской филармонии поместились большой концертный зал, два малых концертных зала, отель на 250 номеров, несколько ресторанов, 45 квартир и центральный холл, открытый для публики. Этот этаж находится между красным кирпичным основанием и верхней стеклянной структурой. Отсюда открывается захватывающий панорамный вид на гавань и на весь город.
«Чтобы обеспечить все здание питьевой водой и теплом, мы смонтировали в нем более 10 километров межэтажных распределительных трубопроводов, используя компоненты медной пресс-системы Viega Profipress диаметрами до 108 мм. Дальнейшие отводы в секторах за пределами холла и большого концертного зала делали другие подрядчики. Нам было крайне важно соблюдать строгие дедлайны и предоставлять заданные проектом интерфейсы, несмотря на изменения в планах и остановки строительных работ», — рассказывает Рюккер о некоторых препятствиях, которые он преодолел за годы строительства.
Это была не только логистическая, но и управленческая задача — обеспечить своевременную доставку всех компонентов на место монтажа, где из них собирали системы питьевой воды и отопления. Именно поэтому компания Vorwald & Sohn выбрала обширный модельный ряд компонентов медной пресс-системы Profipress в сочетании с ускоренной логистикой, которую предлагает Viega. Менеджер компании в Гамбурге подтверждает: «Когда шли работы, мы всегда получали прямо на месте все нужные детали, даже очень специфические». А специфических деталей для этого проекта потребовалось немало...
Вызов мастерству: архитектура
При проектировании ультрасовременного концертного зала, напоминающего университетскую аудиторию, тщательно рассчитывались его акустические свойства. Концепцию Эльбской филармонии разработал всемирно известный аудиоинженер Ясухиса Тойота. Для отделки стен и потолка он создал специальную структуру из 10 000 гипсовых пластин, каждая из которых индивидуально фрезеровалась с миллиметровой точностью. Эти пластины отражают звук под всеми углами. Впрочем, разговор о концепции «углов» вызывает улыбку у Йенса-Петера Рюккера. Он хорошо знает, что в этом здании нет никаких углов — даже в монтажных шахтах. Геометрия трубопроводных систем постоянно меняется и в вертикальных, и в горизонтальных плоскостях.
Компоновка трубопроводов определялась сложной архитектурой. Монтажникам потребовались тысячи деталей всех типоразмеров. По словам Рюккера, очевидными аргументами в пользу медной пресс-системы Viega Profipress стали ее качество, надежность и быстрая сборка. «Пресс-технология считается самой современной, и она помогает нам почти мгновенно соединять любые трубы. Кроме того, для всех элементов водопровода и отопления, которые установлены в Эльбской филармонии, главным требованием была абсолютная надежность герметичных соединений», — вспоминает Рюккер, эксперт по газовым и водопроводным системам.
Пропускная способность главного насоса питьевой воды определяется огромными размерами здания — 97 кубометров в час. Этот насос поднимает воду до седьмого этажа. Далее другие насосы распределяют воду по всему зданию. В той части системы, где находятся жилые помещения, установлен водосливной блок Viega с функцией Hygiene+. Он нужен, чтобы потребители гарантированно получали свежую проточную воду. Во избежание опасного для здоровья застоя воды в трубах, этот блок автоматически сбрасывает определенные порции с заданной периодичностью. Другие водосливные блоки, установленные в каждой квартире, делают питьевую воду в кранах еще гигиеничнее. Они программируются индивидуально, чтобы состояние труб оставалось идеальным, даже когда квартира не используется несколько дней или недель.
Испытания труб на герметичность проводились для разных частей распределительной сети с учетом различий в высоте и давлении. Немецкие монтажники хорошо знают, насколько упрощается контроль герметичности в крупных проектах благодаря контуру безопасности SC-Contur, которым оснащен каждый пресс-фитинг Viega. Контур безопасности помогает быстро выявить все фитинги, которые случайно остались неопрессованными, а это нередко бывает при сооружении сложных, разветвленных, многокилометровых трубопроводов. Конструкция фитинга обеспечивает гарантированную контрольную утечку в неопрессованном состоянии, причем во всем диапазоне испытательных давлений. Если где-то обнаруживается ошибка монтажа, она немедленно исправляется опрессовкой соответствующего фитинга. «Этой важной защитной функции нет в продукции большинства других поставщиков», — отмечает Рюккер.
По немецким стандартам (ZVSHK) испытания трубопровода на герметичность проводятся в два этапа: сначала воздухом или инертным газом, а затем водой. В первом тесте давление должно быть в диапазоне от 22 мбар до 3 бар, во втором тесте — от 1 до 6,5 бар. Если неопрессованные фитинги обеспечивают контрольные утечки только при каком-то определенном давлении или в узком диапазоне давлений, то даже самые профессиональные испытания не смогут их выявить. При строительстве Эльбской филармонии это было одним из решающих факторов выбора в пользу Viega.
Поразительная архитектура Эльбской филармонии уже сделала ее новым символом Гамбурга. И знатоки музыки уже оценили великолепную акустику во время концертов — как академических, так и современных. Здание строилось долго, но в результате получился один из лучших концертных залов мира. И в стенах этого архитектурного шедевра скрыты замечательные работы профессионалов инженерного искусства.