В 2021 году российский рынок полноразмерных VRF показал рост с 9100 до 10700 штук. В это же время рынок мини VRF остался на уровне 4100 штук. Если измерять рынок в МВт, то был побит рекорд 2013 года.
Каковы основные драйверы роста? Прежде всего это активное использование VRF в элитном жилье, куда ушло не менее 35–40% всей техники. Второй драйвер — растущий объем замен старого оборудования. С 2002 по 2008 год рынок VRF в России вырос с 1300 до 10700 блоков (полноразмерные + мини). Это соответствует среднегодовым темпам роста в 42% и сейчас, спустя 20 лет, поломки старой техники растут примерно такими же темпами.
Причем если оценивать рынок полноразмерных VRF по заводам производителям, то на первом месте последние годы уверенно держится Midea, за которой идет Hisense. На третьем месте Daikin, за которым следуют ME, LG и Chigo. То есть, на Китай приходится порядка 59% рынка, на Японские бренды около 31% и оставшиеся 10% на Корею.
Преобладание среди новых объектов элитного жилья привело к интересному явлению. Мощность внешних блоков превышает мощность внутренних уже 4 года подряд. Сейчас этот разрыв превышает 20% и продолжает расти. Причина его образования в том, что при сдаче элитных домов сразу ставятся все наружные блоки, а внутренние, зачастую, с большим опозданием. Они ставятся по мере продажи квартир и выполнения ремонтов. Часто это растягивается на годы. Многие элитные дома имеют свободную планировку, поэтому приобрести внутренние блоки заранее зачастую невозможно.
В этой связи приостановка деятельности ME, Daikin и LG выглядит очень рискованным шагом. Ведь именно эти марки преобладают в элитном жилье и многие владельцы дорогих квартир рискуют оказаться в ситуации, когда купить внутренние блоки нет возможности. Это грозит застройщикам серьезными конфликтами с покупателями жилья. И если пауза затянется до июня, компании, приостановившие деятельность на российском рынке VRF, рискуют навсегда попасть в стоп-лист ведущих застройщиков. В сложившейся ситуации это на долгие годы отбросит их во вторую десятку. Уже сейчас еще нереализованные проекты, в которых заложены ME, Daikin и LG, спешно пересчитывают на китайское оборудование.
А вот перед производителями из поднебесной открываются самые широкие перспективы.