В связи с изменением требований Минприроды к ввозу холодильников и кондиционеров возникло много вопросов по лицензированию этой продукции.
Предлагаем вашему вниманию публикацию Дмитрия Кузина, Исполнительного директора АПИК:
«Уважаемые коллеги,
в ответ на Ваши запросы, сообщаем, что действительно есть такое РЕШЕНИЕ Коллегии Евразийской экономической комиссии №113 от 03.10.2024 г. за подписью Председателя Комиссии ЕЭК Б. Сагинтаева о внесении изменений в список D Приложения N 1 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30. РЕШЕНИЕ опубликовано на всех соответствующих сайтах (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_487620/).
Проще говоря, в части нас касаемой, под лицензирование попадают не только кондиционеры, но и их внешние блоки. РЕШЕНИЕ вступает в силу 07.11.2024.
Этого следовало ожидать, исходя из результатов совещания в Минпромторге 21.06.2024 г., на котором обсуждалась инициатива белорусов о включении в список D вообще всех частей кондиционеров. Ограничились внешними блоками. Хоть так.
А теперь самое «интересное». Как достойное дополнение к упомянутому РЕШЕНИЮ, чиновники из Минприроды, в очередной раз, непонятно по каким таким причинам, но фактически вводят санкции против российских граждан, нашего бизнеса и интересов страны в целом. Пока это, в основном, касается компаний-импортеров промышленных систем кондиционирования и холодильной техники, бытовых кондиционеров и холодильников.
Дело в том, что Минприроды выпустило «разъяснения» по условиям лицензирования ввозимых в нашу страну кондиционеров и холодильного оборудования, содержащего так называемые «озоноразрушающие газы». Так вот, согласно этому «разъяснению», лицензированию вдруг стало подлежать оборудование, которое заправлено смесевыми хладагентами (не моногазы, а смесь нескольких газов, например, фреон R410a). Такое промышленное оборудование составляет от 40 до 60% продаж на российском рынке, а в бытовом сегменте и того больше.
Основной вопрос в том, что «разъяснение» было опубликовано только на сайте Минприроды 12.10.2024 г., без предварительного уведомления коллег по Минпромторгу, представителей бизнес-сообщества и без предоставления импортерам хотя бы какого-никакого периода для адаптации к новым правилам игры.
Более того в «разъяснении» не была указана дата вступления этого документа в силу. На этот конкретный вопрос в этой самой Минприроды делают удивленные глаза, что мол они лишь уточнили положения своего предыдущего «разъяснения» (по поводу расширения списка «озоноразрушающих газов» от 2021 года, и мол все импортеры должны были получать лицензии на заправленное смесевыми газами начиная с 2021 года. Откровенное лукавство. Таких лицензий никто не брал, а их и не выдавали, поскольку то же Минприроды, опять же три года назад говорило, что оборудование со смесевыми газами под лицензирование не попадает.
У компаний-импортеров огромное количество холодильников и кондиционеров находится на выходе с завода-изготовителя, в пути, или уже на таможне. Если оформлять лицензию прямо сейчас, то это займет месяца полтора, как минимум. Действует лицензия до конца этого года. Стоит лицензия 250000 (плюс/минус)на каждый вид оборудования на конкретном газу. То есть платятся деньги за годовую лицензию, которая будет действовать одну-две недели, за которые импортерам предлагается завезти в страну все закупленное ими оборудование на смесевых газах. Всем сразу всё сразу оборудование и за 2 недели! Как это сделать — не знает никто. Не хочется говорить о перебоях с поставками холодильников и кондиционеров вполне вероятны.
По состоянию на сейчас. Вроде бы как есть договоренность между Минприроды, Минпромторгом и ФТС о ввозе БЕЗ ЛИЦЕНЗИЙ на территорию РФ оборудования, заправленного 410-м и другими смесевыми газами. Подтверждением тому является работа таможни, которая реально пропускает «железо на смесях». НО, нет никаких официальных писем или разъяснений по поводу сложившейся ситуации. Непонятно надолго ли это и чем закончится.
Напоминаем, что 07.11.2024 г. вступает в силу РЕШЕНИЕ Коллегии ЕЭК №113 по лицензированию внешних блоков кондиционеров. Будущее оборудования, заправленного смесевыми газами пока весьма туманно, но пока «таможня дает добро» надо этим пользоваться.
Есть робкая надежда, что при любых раскладах, нас хотя бы заранее уведомят и дадут время на подготовку к очередным судьбоносным инициативам начальников. Которые, судя по всему, так и читали Монреальский протокол, на который они все так любят ссылаться.
Между тем, согласно Монреальскому протоколу, лицензированию не подлежит в принципе какое бы то ни было оборудование, заправленного какими бы то ни было самыми, что ни на есть зловредными газами. Лицензированию, учету и квотированию подлежат сами хладагенты из списка F, которые перевозятся в СПЕЦИАЛЬНЫХ ЕМКОСТЯХ, предназначенных исключительно для перевозки и хранения сжиженных газов.
Всем удачи!
Дмитрий Кузин, Исполнительный директор АПИК».