В политическом противостоянии развитых стран и РФ на климатической конференции ООН в Дубае «зелёная» часть российских властей нашла новый способ неполитической самопрезентации страны. 1 декабря на COP28 Москва впервые представила климатический рейтинг городов, основанный на нестандартной методологии, практически полностью опирающейся на локальные городские, а не страновые данные. Критичное отношение к российским проектам в мире может парадоксальным образом существенно улучшить качество климатических исследований и проектов, предлагаемых внешним потребителям.
Новое исследование климатической политики и соответствующий рейтинг крупнейших городов мира (именно города, по данным ООН, ответственны почти за 70% антропогенных парниковых выбросов) правительство Москвы представило в прошедшую пятницу в рамках COP28 в Дубае. Рецензентами исследования выступали ученые из МГУ им. М. В. Ломоносова, назвав его «конструктивной попыткой оценить климатическую повестку в урбанистическом контексте на основе тщательного анализа ее ключевых элементов, что выгодно отличает его от многих международных и национальных рейтингов». Существенное отличие исследования от схожих проектов — использование 92% городских, а не страновых данных и анализ на основе не объемов выбросов, а сфер городской жизни, которые оказывают на них наибольшее влияние.
Проанализировав данные 20 крупнейших городов по таким параметрам, как источники и потребление энергии (вес — 45%), транспорт (31%), зеленые пространства (18%), образование отходов и обращение с ними (6%), исследователи и составили рейтинг «потенциала противодействия мегаполисов климатическим изменениям». Оценка города по каждому параметру принимает значение от 10 до 100 баллов и зависит от количественных (основных) и качественных (корректирующих) показателей. Первые составлены на основе открытой статистики. Вторые характеризуют климатические цели городских властей. Итоговый балл города рассчитывается как средневзвешенное значение баллов, присвоенных городу за каждую из областей оценки.
Лидером рейтинга стал Лондон, заняв высокие позиции в большинстве областей оценки: третье место в развитии чистого транспорта, четвертое — в развитии чистых источников энергии, шестое — в управлении отходами и седьмое — в потреблении энергии. На втором и третьем местах расположились Париж и Берлин, занявшие лидирующие позиции по области оценки «Транспорт» (четвертое и второе место соответственно). Париж также получил высокую оценку по области оценки «Источники энергии», а Берлин — по области оценки «Потребление энергии». В пятерку лидеров также входят Москва и Токио, а абсолютный антилидер — Дубай. Москва получила высокие баллы за развитие экологичных видов транспорта и распространение зеленых пространств, а Токио — за развитие экологичных видов транспорта и обращение с отходами (см. график). «Москва является одним из наиболее ориентированных на устойчивое развитие мегаполисов мира — около 95% программных бюджетных расходов города соответствуют этим принципам», — отметила глава департамента экономической политики и развития города Мария Багреева, назвав среди преимуществ столицы обширные зеленые территории и развитие экологически чистого общественного транспорта, хорошие результаты в сфере энергопотребления.