C 1 января 2024 года ужесточатся требования Минпромторга РФ к зарядным станциям для электромобилей (ЭЗС), чтобы они могли считаться произведёнными в России.
Сейчас выпускающая зарядные колонки компания обязана иметь техническую документацию на изделие, зарегистрированное в российском реестре программное обеспечение для станций, собственные конструкторские подразделения и сервисные центры. Помимо этого, требуется набрать определённое количество баллов за используемые при сборке российские комплектующие. Их обязательная сумма с 1 января 2024-го вырастет с 40 до 50 баллов.
Больше всего баллов даётся за преобразователи энергии и коннекторы — по 20 и 10 соответственно. Но далее по ценности идут, казалось бы, не самые принципиальные детали для подобного устройства — монитор (6 баллов), корпус (5 баллов), и счётчики электроэнергии (5 баллов). Российские контроллеры управления, например, стоят всего по 2 балла. Максимально отечественная станция может набрать 65 баллов.
Кто выпускает российские ЭЗС
В конце 2023 года в реестре промышленной продукции, произведённой на территории России, по подсчётам «Делового Петербурга», находилось 12 моделей ЭЗС, если не считать отдельно одни и те же станции с разной степенью локализации. Наибольшее количество баллов у колонок ООО «Завод нефтегазовой аппаратуры «Анодъ»« — 59.
Четыре станции татарстанского ООО «Энергоинновации», выпускаемых под брендом E-Prom, набирают по 51 баллу. Продукцию этой компании недавно начало использовать ПАО «Россети Ленэнерго« — главный игрок на рынке ЭЗС Петербурга. В начале декабря в «Ленэнерго» сообщили об установке в городе шести новых электрозаправок, на которых присутствует логотип E-Prom. В досанкционные времена компания развивала свою сеть ЭЗС по большей части на основе станций швейцарского концерна ABB, который в 2022 году ушёл из России. Но рассказывать подробности об эксплуатации отечественных станций в «Ленэнерго» пока не торопятся, так как с их монтажа прошло ещё слишком мало времени.
Помимо этого, установленную планку в 50 баллов перешагнули станции «Портал Энерджи» и «Парус Электро».
Также в перечне Минпромторга находятся ещё три зарядные станции ГК Engy. Но они российские лишь на 49 баллов. Чтобы оставаться по-настоящему отечественными и в 2024 году, компании придётся повышать уровень локализации. В аналогичной ситуации оказались и ООО «Зеленодольский электротехнический завод» и АО «Государственный рязанский приборный завод».
Стоит отметить, что попадание в список Минпромторга имеет не только имиджевый аспект. Российские операторы сетей электрозаправок заинтересованы в покупке именно отечественного оборудования, так как подтверждение российского происхождения ЭЗС необходимо для получения субсидии на установку станций в рамках региональных программ по развитию электротранспорта.
Предложения будет достаточно
Конкуренция среди российских производителей зарядного оборудования для электрокаров будет только ужесточаться, говорят участники рынка. Собственные ЭЗС проектируют и даже вводят в эксплуатацию, например, АО «Силовые машины» и петербургский стартап «Яблочков». В августе 2023 года о старте разработки собственных установок заявил оператор сети ЭЗС Sitronics Electro (входит в Sitronics Group). Помимо этого, выпускать станции собираются и ведущие компании по производству электромобилей в России — «Моторинвест» и «Москвич».
Иностранные компании, такие как ABB и Schneider Electric, обладают высокотехнологичными решениями (например, в части инверторов), с которыми отечественной индустрии на текущем этапе тяжело конкурировать по техническим характеристикам, рассуждает руководитель проектов SBS Consulting Дмитрий Бабанский.
«Но производство оборудования для ЭЗС — это сейчас активно развивающийся сегмент, представленный различными игроками. Вместе с тем, уровень локализации некоторых российских производителей выше, чем просто «отвёрточная сборка»», — считает аналитик.
Как сообщал «ДП» в июле, в рамках пилотного проекта по созданию зарядной инфраструктуры в Петербурге в 2024 году должна быть введена 61 зарядная станция для электромобилей. Компаниям, решившим выйти на рынок ЭЗС, по условиям программы компенсируется 60% затрат на возведение самой станции и ещё 30% расходов на её подключение к сетям.
В середине 2023-го городская сеть ЭЗС состояла из 160 электрозаправочных станций. До конца года, согласно обещаниям Смольного, их число должно превысить 200 единиц.