Надежность и высокая тепло- и холодопроизводительность позволяют использовать VRF-системы в различных климатических зонах — от пустынь и тропиков до Арктики. Оборудование некоторых производителей, как утверждается, способно выдерживать даже землетрясения магнитудой 7 баллов и сильнейшие тайфуны.
Развитие технологии тепловых насосов позволило существенно увеличить теплопроизводительность VRF-систем. Сегодня многие из них способны устойчиво работать в режиме теплового насоса при температуре наружного воздуха от ‑20°С. Для решения проблемы недостаточной теплопроизводительности в условиях холодного климата ряд производителей применяет гибридные конструкции, объединяющие VRF-системы и газовые обогреватели.
Еще более повысить энергоэффективность позволяет утилизация (рекуперация) тепла. Благодаря технологическим инновациям при производстве таких компонентов, как компрессоры и микроканальные теплообменники, удалось дополнительно уменьшить габариты блоков, повысить эффективность систем и снизить негативное воздействие на окружающую среду. Продажи VRF-систем с рекуперацией тепла растут. Особенно популярно такое оборудование в странах с наиболее жесткими стандартами энергоэффективности, например, в Австралии.
Качество воздуха
В условиях пандемии под угрозой оказывается здоровье и даже жизнь людей. Системы кондиционирования воздуха, включая VRF, теперь не просто поддерживают комфортные температуру и влажность, они стали средствами жизнеобеспечения и защиты здоровья. Функции очистки воздуха в помещении и подачи свежего воздуха приобрели особую важность. Многие компании приступили к разработкам и продвижению соответствующей продукции.
Для решения задачи вентиляции помещений все чаще используются VRF-системы с функцией подачи и обработки свежего воздуха. Применение энтальпийных теплообменников в системах воздухообработки позволяет добиваться высокого качества воздуха в помещении при меньших энергозатратах.
Технические тенденции и усовершенствования
Хладагенты для VRF-систем
В настоящее время наиболее перспективными альтернативами R410A признаны хладагенты R32, R454B и R466A. Тем не менее, для систем с переменным расходом хладагента (VRF), использующим значительное количество хладагента, выбор оптимальной рабочей жидкости все еще остается нерешенной задачей. Несмотря на множество проведенных исследований, пока не ясно, какой из хладагентов наиболее перспективен. Процесс поиска идеального кандидата заслуживает самого пристального внимания.
Ситуация в Японии
В Японии для производителей действует Система определенных товаров (Designated Product System). Данная система служит для стимулирования перехода от использования фторуглеродов к хладагентам с меньшим потенциалом глобального потепления (ПГП) и не содержащим фторуглероды. Система устанавливает целевые показатели уменьшения парникового эффекта для производителей и импортеров определенных товаров, таких как бытовые кондиционеры воздуха. Целевые показатели должны быть достигнуты каждым производителем в каждой группе товаров.
В феврале 2020 года японское министерство экономики, торговли и промышленности предложило установить в качестве целевого года 2025-й и ПГП равный 750 в качестве целевого показателя парникового воздействия. При этом подразумевалось, что VRF-системам будет присвоен статус «определенных товаров» в конце марта 2021 года.
В ответ на это Японская ассоциации индустрии холода и кондиционирования воздуха (JRAIA) выступила с собственным предложением:
Сначала присвоить статус «определенных продуктов» вновь установленным VRF-системам и моделям, предусматривающим переключение режимов охлаждения/обогрева.
Как и было предложено министерством, установить 2025 год в качестве целевого года, а ПГП равный 750 — в качестве целевого показателя парникового воздействия.
До завершения соответствующих исследований исключить из Системы модели, предназначенные для модернизации, вновь устанавливаемые модели, способные одновременно обеспечивать охлаждение и обогрев, модели для холодных регионов, с водяным охлаждением конденсатора и используемые в аккумуляторах льда, доля которых невелика, и соответственно, невелик масштаб парникового воздействия.
Предложение предполагает, что в будущем все VRF-системы получат статус «определенного продукта», что заставит производителей к целевому году вывести на рынок системы, использующие хладагенты с ПГП 750 или ниже.
Ситуация в США
29 мая 2020 года Агентство по защите окружающей среды США (EPA) предварительно опубликовало документ под названием «Правило 23 – Защита стратосферного озона: Список заменителей, включенных в Программу новых значимых альтернатив (SNAP)». В дополнение к умеренно горючим (A2L) хладагентам R452B, R454A, R454B, R454C и R457A, агентство предложило при соблюдении определенных условий допустить к использованию в новых бытовых и полупромышленных кондиционерах воздуха и тепловых насосах хладагент R32. Определенные условия включают ограничение количества заправляемого хладагента, повышенные требования к вентиляции, установку датчиков утечки хладагента, автоматических отсечных клапанов, аварийной сигнализации и предупреждающих табличек на внутренних и наружных блоках.
Предыдущая редакция списка SNAP разрешала применять R32 только в моноблочных устройствах, таких как оконные кондиционеры и коммерческие моноблоки (PTAC). Теперь при выполнении перечисленных выше условий этот хладагент станет возможно использовать в сплит-системах. Это будет первым шагом на пути к применению R32 в VRF-системах в будущем.
Тем временем Honeywell направила ключевым потребителям образцы своего негорючего (A1) хладагента R466A, предложив его в качестве альтернативы R410A. Но несмотря на проведение различных тестов, сведения о достигнутых в данном направлении успехах крайне скудны.
10 декабря 2020 года на заседании Калифорнийского Совета по охране воздушных ресурсов (CARB) было объявлено о принятии регламента, регулирующего обращение гидрофторуглеродов (ГФУ) в штате Калифорния. Согласно этому документу в новых бытовых и полупромышленных кондиционерах воздуха, включая VRF-системы, с 1 января 2025 года и с 1 января 2026 года, соответственно, следует использовать хладагенты, чей ПГП не превышает 750. Соблюдение данного регламента потребует внесения изменений в действующие в Калифорнии строительные нормы и стандарты безопасности. Ранее предполагалось, что установленные новым регламентом ограничения вступят в силу с 1 января 2023 года.
Ситуация в Европе
В Европе в результате пересмотра стандартов были смягчены требования, ограничивающие объем заправки умеренно горючими (A2L) хладагентами, однако вступление новых норм в силу отложено до 2022 года. В этих обстоятельствах Daikin, LG, Panasonic и Mitsubishi Electric объявили о переводе своих мини-VRF-систем на хладагент R32 в период с 2019 по 2021 годы, а некоторые производители начали продажи мини-VRF-систем на R32 в Европе в 2020 году.
По материалам JARN