Если на рынке бытовых кондиционеров Россия стабильно входит в десятку самых значимых рынков, то по продажам чиллеров занимает заметное, но не лидирующее место.
Причин для этого несколько, но главная состоит в том, что при холодных зимах чиллера нуждаются в квалифицированном обслуживании. Прежде всего, консервации и расконсервации. А таких специалистов в России мало. Поэтому область их применения ограничена корпоративным сегментом. В элитном жилье доминируют кондиционеры RAC и VRF.
Кроме того, в качестве источника холода для AHU в России намного чаще используются CCU. При рынке чиллеров порядка 2500 штук в год, CCU продается более 7000.
Эти два фактора предопределили структуру продаж чиллеров. Главная особенность рынка — очень высокая средняя мощность чиллера. По итогам 2021 года она составила 316 кВт и выросла на 15% по сравнению с 2020. При этом доля чиллеров, которые пошли в дата-центры, составила 10%, а доля холодильных машин, пошедших в промышленность — 15% и она растет.
Структура российского рынка чиллеров в мощностном выражении в 2021 году.
Источник: Литвинчук Маркетинг
Доля отечественной продукции по итогам 2021 года составила 12,5%, но в 2022 году рынок существенно изменился. Доля российской продукции ощутимо выросла, по предварительным данным до 17–20%. При этом место ушедших Trane, York, Rhoss, Daikin, Climaveneta, Blue Box заняли китайские и турецкие производители.
При этом доля центробежных и винтовых чиллеров снизилась, а доля мультискрул — увеличилась. А рынок абсорбционных машин занят китайской и индийской продукцией и санкции его никак не затронули. При этом в 2021 году рынок вырос на 13%, а в 2022 снизится на 20%. То есть, ни какого обвала продаж не произошло. При этом снижение числа новых объектов во многом компенсируется заменой отработавших свой срок чиллеров.