Наши планы всегда характеризуются одним словом: «амбициозные«»
Мариус Шуберт, генеральный директор ООО «Виссманн», подвёл итоги 2019 года
Из годового товарооборота в размере 2,5 млрд евро немецкого концерна Viessmann, мирового лидера инноваций в области отопления, 54% приходится на зарубежные страны — филиалы и представительства компании открыты в 74 государствах. Они разделены на группы по степени приоритетности для компании, и Россия в этом списке входит в топ-10 как наиболее интересный и перспективный рынок. Здесь всегда, кроме кризисных годов, перевыполняется план, а в Липецкой области находится одно из 23 производственных предприятий концерна. С какими показателями Viessmann в России завершил 2019 год и каковы планы на 2020-й?
— Период завершился так, как планировалось, или какие-то показатели выросли/упали непрогнозируемо?
— В целом год закончили с ростом по всем направлениям. Если сравнивать их между собой, то динамика по бытовой отопительной технике была слабее, чем в секторе котлов средней и большой мощности. Скорее всего, это связано с тем, что конечный потребитель «подгоняет» свои потребности под финансовые возможности и склоняется к оборудованию, которое подешевле. Тем не менее в России мы стабильно продаём около 25 тысяч бытовых котлов год.
В промышленном секторе мы получили настолько мощный рост, что перевыполнили все планы. Это в первую очередь успех завода в Липецке.
— Завод по-прежнему остаётся приоритетным направлением концерна Viessmann в России?
— Да. И каждый год мы убеждаемся в том, что это было абсолютно верное стратегическое решение — построить предприятие в России. Спрос на котлы, которые производятся в Липецке, колоссальный. Завод начинался с выпуска двух типов промышленных котлов — трёхходового Vitomax мощностью до 6,75 МВт и двухходового мощностью до 6 МВт — и работы в одну смену. К 2019 году мы вышли на проектную мощность 250 котлов в год. Расширилась линейка продуктов, мощностный ряд вырос до 14 МВт. В следующем году будем искать варианты, как ещё увеличить мощности завода, чтобы удовлетворить спрос.
Думаю, что мы по праву можем гордиться тем, что всего через два года с момента запуска предприятия в России липецкие Vitomax работают по всей стране. Наши котлы были установлены на Крайнем Севере, в Большом порту Санкт-Петербурга, в больницах, на предприятиях и в тепличных комплексах Сибири, Урала, Челябинской и Тамбовской областей. Кстати, котлы для теплиц — это совместная разработка инженеров липецкого завода Viessmann и конструкторов из Германии.
— Кстати, о разработках. В 2019 году Viessmann выводил на российский рынок какие-то ноу-хау?
— Мы представили новое поколение конденсационных настенных газовых котлов Vitodens 200 с диапазоном мощности от 1,9 до 32 кВ. Они управляются и вводятся в эксплуатацию со смартфона, имеют КПД до 98% и стали ещё более экологичными (объём выбросов NOx по сравнению с предыдущими моделями сократился на 40%).
Эти котлы оснащены новой горелкой MatriX с диапазоном модуляции 1:17 и встроенной системой регулирования горения Lambda Pro Plus. Технология автоматически управляет сгоранием и обеспечивает оптимальный режим в зависимости от потребностей. С сервисными службами и своим владельцем эти котлы «общаются» через интернет-интерфейс Vitoconnect. С помощью этого шлюза работают два приложения — ViStart App и ViCare App.
Первое предлагает расширенные возможности для специалистов по установке оборудования. Например, запуск и первичную диагностику работы котла теперь можно проводить не только через дисплей теплогенератора, но и с помощью приложения для смартфона. ViStart App предоставляет пошаговые инструкции так, чтобы безошибочно ввести котёл в эксплуатацию. Приложение для владельцев оборудования — ViCare App — даёт возможность управлять отоплением со смартфона, обеспечивать круглосуточный контроль за работой оборудования со стороны специалистов через цифровой сервис Vitoguide.
— В ноябре прошла информация о том, что Viessmann купил польскую компанию Kospel, сделав очередную крупную инвестицию в сектор электроэнергетики. Что в итоге это должно дать в среднесрочной и долгосрочной перспективе для концерна в целом и российского сегмента в частности?
— У Viessmann очень широкая линейка продуктов, но в ней не хватало электрического котла. Это важно для восточноевропейского, в частности российского, рынка: такие теплогенераторы используются в регионах, где нет газа, но есть электричество, или в качестве резервных. И нередко происходили такие ситуации, когда при строительстве котельной и установке газового оборудования Viessmann наши партнёры были вынуждены брать оборудование другого производителя в качестве резервного электрического котла.
Так что это была стратегическая задача — вывести на рынок именно электрические теплогенераторы Viessmann, отвечающее стандартам качества Viessmann. А Kospel специализируется на решениях в секторе электроэнергетики, делает продукты очень высокого уровня. В итоге мы получили электрокотёл Vitotron 100 с КПД 99,4%, способный аккумулировать тепло и экономить энергию. Мы уже начали его представлять на российском рынке: «премьера» была на выставке в Екатеринбурге в октябре.
— Viessmann регулярно принимает участие в выставках. На каком ближайшем крупном экспофоруме вы будете представлять свою продукцию и чем готовы удивлять?
— В России в феврале 2020 года участвуем в международной выставке Aquatherm в Москве. Мы представим все свои новинки, но что именно — раскрывать не буду. Лучше прийти и увидеть своими глазами, потрогать руками, задать вопросы нашим специалистам, которые будут работать на стенде.
В Европе главной выставкой для нас традиционно является ISH во Франкфурте-на-Майне. Обычно весь комплекс своих новинок мы представляем только там. Выставка проводится раз в два года, и в 2020-м её не будет. Однако мы уже начали подготовку к экспозиции 2021 года.
— Если продолжать говорить о Европе и России, какие продукты Viessmann по итогам 2019 года стали самыми популярными там и там?
— В Европе лучше всего продавались тепловые насосы. Думаю, это видно даже по нашей линейке: множество типов, моделей, солидный мощностный ряд. На Западе спрос на системы отопления, использующие альтернативные источники энергии, широко поддерживается со стороны государства — приняты законы, программы, которые стимулируют покупку подобной техники. В России такой нормативной базы пока нет, а есть недорогой газ, поэтому тепловых насосов продаётся по сравнению с Европой мало. Но они постепенно пробиваются на рынок, сегмент растёт, хоть и медленно. Я убеждён, что альтернативная энергетика в России тоже будет развиваться, пусть и немного другими темпами.
На данный момент здесь самым востребованным продуктом остаются традиционные отопительные котлы, которые в Европе вообще не продаются, потому что законодательно запрещены. На Западе можно использовать только конденсационные. Эта техника сегодня популяризируется и в России, но во многом за счёт того, что сами производители стараются продвигать её: например, в сегменте напольных котлов практически за те же деньги можно купить чугунную «телегу» или «мерседес» от Viessmann, тот же Vitocrossal с теплообменником из нержавеющей стали. Всем понятно, что по уровню комфорта, экономичности, технологичности это два разных мира. Но пока покупатели, привыкшие к чугунным котлам, ещё немного боятся. Хотя, на мой взгляд, просто дело привычки. В Европе конденсационная техника — это стандарт, почему бы ему не быть в России?
— А у вас дома какой котёл стоит?
— Он у меня висит. (Смеётся.) Настенный конденсационный Vitodens 200, лет шесть или семь уже. Хорошо работает, не ломается.
— Кстати, о поломках. Точнее, об обслуживании техники Viessmann в России. Выросло ли в 2019 году число сервис-центров?
— Количество в данном случае не критерий. У нас это динамическая величина, потому что мы расторгаем договоры с теми, кто не соответствует нашим требованиям, пробуем работать с новыми партнёрами. Поэтому число сервис-центров и филиалов у нас постоянно меняется, но мы не стремимся к охвату, здесь развитие идёт не в ширину, а в глубину, основной упор делается на качество.
— Повышать уровень качества помогают обучающие проекты, которые реализует Viessmann?
— Несомненно. Современное отопительное оборудование — и бытовое, и промышленное — это сложный высокотехнологичный продукт. Чтобы его устанавливать и обслуживать, нужны актуальные знания, практика. Поэтому на липецком заводе у нас оборудован учебный центр с подключёнными работающими котлами. Там стоят не только маленькие модели, но и большие, пятиметровые теплогенераторы, которые производит российский завод. В мае прошлого года мы выпустили первую группу сертифицированных специалистов по промышленному оборудованию. По данным на конец 2019 года, обучение в образовательном центре в Липецке прошли порядка 400 специалистов, ещё более 300 человек посетили наш завод и ознакомились с процессом изготовления промышленных котлов.
Запрос на образование высок, поэтому в 2020-м мы будем модернизировать наш учебный класс в Москве.
— Ещё какие планы на 2020 год?
— Они у нас всегда характеризуются одним словом: «амбициозные». Меня радует, что по многим пунктам мы который год подряд растём лучше конкурентов, поэтому цели ставим перед собой большие. Планируем рост производства и продаж липецких теплогенераторов на 10%, эффективный старт продаж электрических котлов и нового поколения Vitodens 200 — эти теплогенераторы прошли сертификацию в России в декабре 2019 года и поступят в продажу в начале 2020-го.
Традиционно продолжим участвовать в отраслевых выставках, чтобы как можно полнее представлять свою продукцию, находить новые рынки и возможности. В России их ещё очень много. Намного больше, чем в Западной Европе. Нам есть куда развиваться в каждом направлении: и в расширении линейки продуктов, и в повышении качества услуг.
— Энергии на всё хватит?
— Её пока много — конца ей не видно, так что будем работать!