Издание Hydrogen Insight опубликовало тезисы выступлений представителей BloombergNEF (BNEF) и Energy Transitions Commission (ETC) на Венецианском водородном форуме.
Эти две институции раньше весьма оптимистично смотрели на перспективы рынка зеленого водорода, прогнозировали быстрое снижение затрат. Например, ETC оценивала, что к 2030 году потребление «чистого» водорода может составить 50 млн тонн, а к 2050 году 500–800 млн тонн и прогнозировала, что зеленый водород будет конкурентоспособен по стоимости с серым к 2030 г. без углеродного налога.
Сегодня эксперты несколько приуныли и поменяли свою позицию. Теперь BNEF и ETC ожидают, что во многих секторах декарбонизация будет идти в большей степени за счет электрификации, а не использования водорода, поскольку стоимость электрических опций быстро снижается, а зеленый водород остаётся непомерно дорогим.
ETC предполагает, что потребление водорода может составить 450 млн тонн в год к 2050 году. BloombergNEF также понизил свой прогноз. Если в 2022 году потребности в «чистом» водороде на 2050 год оценивались в 502 млн тонн, то нынешний прогноз — это 390 млн тонн в год.
К слову, и McKinsey в своем сентябрьском докладе также пересмотрела прогноз развития рынка водорода до 2050 года в сторону понижения на 10–25 процентов по сравнению с прошлогодней работой из-за более высоких оценок затрат.
Мартин Тенглер (Martin Tengler), руководитель водородных исследований в BNEF, подчеркнул на конференции, что прогнозы о быстром снижении затрат не оправдались, и разработчики проектов нынче имеют дело с гораздо более высокими затратами, чем ожидалось. «Пару лет назад люди надеялись, что стоимость водорода и электролизеров будет идти в том же направлении, что мы видели для возобновляемых источников энергии — вниз, вниз, вниз и все ниже», — сказал он. «Но реальность такова, что за последние пару лет она напротив выросла».
«Стоимость электролизеров оказалась намного выше, чем мы думали, и большинство из нас имеют гораздо менее агрессивные оценки снижения стоимости электролизеров с течением времени», — говорит Адаир Тернер (Adair Turner), председатель ETC. В то же время солнечная энергия и батареи всё дешевеют, что делает более привлекательной декарбонизацию «через электрификацию».
Стоимость электролизеров может быть снижена вдвое к 2050 году, считает Тенглер, не так сильно, как предполагалось изначально. «Мы ожидали, что западные и китайские издержки сойдутся, теперь мы так больше не думаем». Напомним, ранее BNEF подсчитала, что стоимость электролизеров растет, а не падает, и китайские электролизеры примерно в четыре раза дешевле западных аналогов.
Эксперты теперь скептически смотрят на перспективы водорода в транспортном секторе — H2 может быть даже вытеснен с рынка большегрузных автомобилей в некоторых регионах.