Китай — это ключевое звено глобальной производственно-сбытовой цепи индустрии климата, представители которой сталкиваются с колоссальным давлением и огромными проблемами, выражающимися в остановках производства во время пандемии, высоких ценах на сырьё, дефиците полупроводников, нестабильности китайской валюты и затруднённостью морских перевозок.
Проблемы производства и их решение
С марта 2022 года правительство Китая принимает жёсткие меры для борьбы с распространением пандемии. Жителям многих регионов страны запрещено покидать дома, что создаёт дефицит рабочей силы и затрудняет работу заводов. Производство кондиционеров воздуха и компонентов для них останавливалось на заводах в Гуандуне, Ляонине, Шаньдуне, Шанхае… На фоне серьёзных помех ведению бизнеса, сохраняющихся уже в течение долгого времени, к проблемам производителей добавилась нехватка финансов.
Цены на сырьё для изготовления кондиционеров воздуха растут с самого начала пандемии в 2020 году. В этих условиях производители активно стараются не допустить увеличения стоимости своей продукции. Например, заранее создают запасы сырья, исследуют возможности уменьшения размеров и веса медных труб, а также использования вместо меди более дешёвого алюминия. Алюминием уже заменена медь в компонентах некоторых оконных кондиционеров, предназначенных для экспорта в Северную Америку. Несмотря на все усилия, производители не справляются с повышением стоимости сырья, и вынуждены объявлять об увеличении цен на бытовые кондиционеры воздуха и компрессоры. В период с 2020 по 2022 годы цены на бытовые кондиционеры воздуха в Китае выросли на 20–30%, а цена ротационных компрессоров увеличилась более чем на 30%.
Рынок коммерческих (полупромышленных) систем кондиционирования в Китае в 2022 году заметно расширился благодаря быстро растущему спросу со стороны строительной отрасли. Однако удовлетворение спроса, скорее всего, затянется из-за серьезного дефицита полупроводниковых изделий, таких как интегральные микросхемы и силовые устройства. В июне этот дефицит начал понемногу уменьшаться, ожидается, что в августе-сентябре он сойдёт на нет.
Проблемы с каналами распространения и их решение
Большие объёмы складских запасов долгое время представляли собой серьёзную проблему для сегмента бытового кондиционирования воздуха в Китае. В настоящее время ситуация значительно улучшилась.
Начиная с августа 2021 года почти ни один китайский производитель бытовых кондиционеров не поставлял свою продукцию дилерам не в сезон. Вместо этого ведущие производители использовали свои возможности для поддержки дилеров с меньшими запасами и уменьшали финансовое давление, что привело к общему сокращению складских запасов.
Кроме того, китайская индустрия кондиционирования воздуха повышает эффективность продаж, объединяя складские запасы для онлайни офлайн-торговли. Продукция для офлайн-сегмента направляется на коллективные склады, распложенные по всей территории страны, что обеспечивает равномерное распределение и автоматическое пополнение запасов, повышая эффективность продаж. Онлайн-продажи повсеместно используются сегментом бытового кондиционирования, ожидается, что в будущем они охватят и сегмент коммерческих (полупромышленных) систем.
Проблемы экспорта и их решение
Китай — ведущий мировой экспортёр продукции машиностроения, в том числе кондиционеров воздуха, отличающийся положительным балансом внешней торговли. Однако рост юаня, продолжающийся в 2022 году несмотря на увеличение китайским Центробанком резервов в иностранной валюте, не выгоден для экспорта. В этих условиях экспортёры пытаются уменьшить риски, связанные с колебаниями курсов, проводя форвардные валютные операции и используя другие валютные деривативы.
Что качается морских перевозок, то серьёзной помехой экспорту из Китая стали дефицит контейнеров, нехватка портовых рабочих, а также высокие ставки фрахта. В 2022 году ставки фрахта остаются высокими, однако по сравнению с 2021 годом демонстрируют тенденцию к снижению, что является хорошим знаком для экспортеров. Кроме того, ведущие экспортёры и морские перевозчики заключили долгосрочные контракты, направленные на усиление надзора за системой международных перевозок и создание комплексных пилотных зон для осуществления трансграничной электронной торговли.
Чтобы избежать проблем с экспортом, некоторые китайские компании совершенствуют свои глобальные производственные сети. Например, производители компрессоров, такие как Guangdong Meizhi Compressor (GMCC) и Highly, расширяют свои мощности в Индии для удовлетворения местного спроса. Ряд производителей кондиционеров воздуха перемещает свои заводы в страны Юго-Восточной Азии: Таиланд, Вьетнам и Индонезию.
Кроме того, для создания дополнительных каналов продаж и сетей сервисного обслуживания Китай поддерживает развитие новых форм и моделей международной торговли, таких как зарубежные склады, трансграничная электронная торговля, цифровизация торговли, рыночные закупки и офшорная торговля. Чтобы упростить международные поставки, Китай уже открыл более 2000 зарубежных складов общей площадью более 16 млн квадратных метров, обслуживающих Северную Америку, Европу, Азию и другие регионы.