В этой статье рассмотрим положение вещей в индустрии накопителей энергии, а именно будущее удешевление продукции компаний Tesla/Panasonic.
Ветераны солнечной энергетики еще помнят времена, когда специалисты мечтали о том, что ФВ модули будут стоить 99 центов за ватт. Очевидно, что эта мечта давно покрылась слоем пыли, ведь сегодня модули обходятся 40 центов за ватт мощности. Вообще-то, эти 99 центов складывались исходя из венчурного финансирования, а не на основе реального финансового расчета, и предназначались в основном для прессы.
Та же ситуация наблюдалась с условной стоимостью батарей: цель выйти на 100 долларов за киловатт-час была озвучена для прессы. (Впрочем, постановка определенной цели всегда полезна для движения вперед). Аналитик RW Baird, Бен Калло уверен, что сегодня реальная цена батарей Tesla составляет 150-200 долларов США за киловатт-час, против средней цены в 350 долларов за киловатт-час, которую высчитали в Bloomberg New Energy Finance. Калло полагает, что Tesla способна снизить цену ниже 100 долларов за киловатт-час, в обозримом будущем, поскольку завод Gigafactory набирает обороты.
GM планирует снизить стоимость до 100 $/кВт-ч к 2020 году. GM сообщает о стоимости батарейных элементов, тогда как Бен Калло говорит о стоимости аккумуляторной батареи. По словам эксперта Дэвида Снайдекера, обычно стоимость аккумулятора дороже самих батарейных элементов на 20 процентов. Снайдекер привел несколько путей снижения стоимости, по которым может пойти Tesla:
«Tesla может снизить цену путем различных инноваций, связанных с производством и новыми технологиями. Например, новый подход к электродным растворам (в которых находятся электроды) и к циклам заводской зарядки, могут помочь Tesla в достижении недавно поставленных целей по снижению стоимости батарей».
«Tesla со своими поставщиками смогут добиться экономии за счет добавления лития или замены кобальта на более дешевый магнезий. Они могут сделать батарейные элементы легче, сделав ячейки более прочными и тонкими, а активные слои более широкими. Батарейные элементы можно увеличить за счет улучшения тепловых характеристик. Эти инновации затратные, но с их помощью можно улучшить производительность батарей и снизить их стоимость».
«Многие из этих трендов отражены в классической модели формирования цены на батареи, разработанной в лаборатории Argonne Lab. Эта модель называется BatPac. Вторую версию BatPac выпустили в 2012 году; модель демонстрировала стоимость в $163/кВт-ч за аккумуляторы Tesla мощностью 90 кВт при объеме производства в 500,000 штук в год. В декабре 2015 года свет увидела 3-ая версия BatPac. На этот раз киловатт-час стоил 109 долларов. Ожидается, что следующая версия покажет цену ниже 100$/кВт-ч.
В UBS полагают, что снижение цен на батареи сделает электромобили конкурентно-способными по отношению к автомобилям с ДВС. По прогнозам это произойдет в Европе к 2021 году, а в Китае к 2025.
Если индустрия накопительных элементов пойдет в ногу с солнечной, то цены на батареи упадут ниже 100$ за кВт-ч даже быстрей, чем прогнозируется. Старший аналитик GTM, Рави Манхани уверен, что удешевление батарей приведет не только к значительному росту рынка электромобилей, но и к глубоким изменением в области накопления энергии. В отчете выполненном до 2020 года по США GTM прогнозирует прирост мощностей аккумулируемой энергии в 1.7 ГВт в год. При этом в расчет заложена стоимость аккумулятора в 200$/кВт-ч (на 2020 год). Если кривая снижения цен будет круче, и в ближайшие десять лет мы увидим цену в 100$/кВт-ч, то на рынке произойдут значительные изменения.