Электротранспорт по итогам 2023 г. стал самым быстрорастущим сегментом рынка низкоуглеродных технологий и энергетики. Глобальные инвестиции в его развитие по итогам 2023 г. выросли на 36%, до $636 млрд, в то время как капиталовложения в производство электроэнергии из возобновляемых источников (ВИЭ) увеличились на 8%, до $623 млрд, следует из данных BloombergNEF.
Рост инвестиций в развитие электротранспорта напрямую связан с увеличением конечного спроса. По данным TrendForece, общемировые продажи всех типов электромобилей — электрокаров, подзаряжаемых гибридов и автомобилей на топливных элементах, в 2023 г. увеличились на 29,8%, достигнув 13 млн единиц. Крупнейшим производителем электрокаров остается компания Tesla, на долю которой в 2023 г. пришлось 19,9% общемировых продаж (без учета гибридов). При этом второе, третье и четвертое место заняли китайские производители — BYD (17,1%), GAC Aion (5,2%) и SAIC-GM-Wuling (4,9%). Первую пятерку замкнул немецкий Volkswagen с долей в 4,6%, ставший крупнейшим производителем электрокаров в Европе.
Китай играет важную роль и в развитии ВИЭ. Согласно предварительной оценке S&P Global Platts, на долю КНР в 2023 г. пришлось 60% глобального ввода ветровых, солнечных и гидроэлектростанций — 300 гигаватт ( ГВт) из 500 ГВт. Наиболее выраженным доминирование Китая остается на рынке солнечной энергетики: в глобальной структуре установленной мощности крупных солнечных электростанций, подключённых к общей сети, доля КНР к концу 2023 г. достигла 50%; при этом в сегменте автономных генераторов, используемых в жилищном секторе, эта доля составила 59%, а в промышленности и сфере услуг — 23%.
Более того, китайские компании доминируют в цепочке создания добавленной стоимости. По данным S&P Global Platts, в число десяти крупнейших в мире производителей поликристаллического кремния по итогам первых трех кварталов 2023 г. входило семь компаний со штаб-квартирой в КНР. В свою очередь, десятка крупнейших производителей кремниевых пластин и ячеек полностью состояла из китайских компаний, а в сегменте модулей таких компаний насчитывалось девять.
Бум инвестиций в ВИЭ и электротранспорт создает новые возможности для производителей литий-йонных, ванадиевых и цинк-бромных батарей. Неслучайно накопители энергии заняли четвертое место по темпам ввода электроэнергетических мощностей в США с начала пандемии COVID-19. По данным Управления энергетической информации (EIA), мощность систем хранения энергии в США с января 2020 г. по январь 2024 г. выросла на 15,5 ГВт, тогда как мощность газовых ТЭС за тот же период увеличилась на 25,2 ГВт, ветровых генераторов — на 43,9 ГВт, а солнечных панелей — на 56,2 ГВт. При этом в нынешнем году в США накопители энергии уступят только солнечным генераторам по темпам подключения к сети (14,3 ГВт против 36,4 ГВт, согласно прогнозу EIA), в том числе из-за растущей необходимости поддержания энергоснабжения в условиях безветренной и пасмурной погоды.