Хенрик Хансен, директор по экспорту направления «Север» (слева), и Андре Гроос, директор по маркетингу и продажам Vaillant Group
:: Г-н Гроос, г-н Хансен, какие тенденции на рынке отопительного оборудования вы могли бы назвать основными?
Андре Гроос: Если говорить о позиционировании на глобальном рынке, то в Европе он уже сформирован. Здесь нет взрывного роста, в европейских странах уже отстроена вся необходимая для жизни инфраструктура, тут продажи котлов растут в основном за счёт плановой замены оборудования. Мы наблюдаем, насколько активно расширяется китайский рынок; некоторый подъём есть и в Турции. Заметными трендами в Западной Европе стали, с одной стороны, использование более эффективного оборудования на основе конденсационных технологий, с другой — электрификация. На рынок выпускается большое количество электрического оборудования, что является следствием подписанного Парижского соглашения по климату. Ископаемое топливо — нефть и газ — «плохие» источники энергии, электричество — новый, «зелёный», экологичный источник.
Хенрик Хансен: В России большую долю рынка занимает неконденсационное оборудование, твердотопливные котлы. Ископаемое топливо здесь является основным источником энергии. Но в то же время мы видим сдвиги: постепенно рынок переориентируется на продажи конденсационного оборудования, и мы думаем, что со временем — если смотреть на вещи глобально и следовать общемировым трендам — российские покупатели перейдут на энергосберегающее оборудование, но произойдёт это не сразу, а через два поколения технологий. Мы прогнозируем переход на преимущественное использование конденсационного оборудования, увеличение доли рынка тепловых насосов и солнечных систем.
:: Скажите, какие меры предпринимаются и что ещё предстоит сделать, чтобы популяризировать среди российских потребителей энергосберегающее оборудование?
А.Г.: С одной стороны, мы вложились в расширение нашего портфолио. В прошлом мы инвестировали в увеличение линейки конденсационных котлов, а в настоящее время запускаем ещё один большой проект — расширение модельного ряда тепловых насосов. Мы готовимся в будущем перепрофилировать наши производства, и делаем всё для того, чтобы этот переход оказался простым. Мы консолидируем наши производства и в перспективе переведём их на выпуск новых продуктов, поскольку ориентируемся на тенденцию снижения доли рынка газового оборудования и роста доли продаж тепловых насосов. Нам придётся заново обучить наших сотрудников, привить им новые навыки работы — не с газовым, а с электрическим и инновационным оборудованием. Мы будем обновлять учебные программы, ведь этот процесс затронет не только работников компании, но и наших партнёров.
Х.Х.: Что нужно осуществить, чтобы сделать рынок более экологичным? Для этого нужна соответствующая политическая среда, благоприятствующая изменениям.
Российская экономика сильно зависит от ископаемого топлива. Пока зависимость от нефти и газа является доминирующей, здесь не будет необходимого политического драйвера, способствующего переменам. Появление этого фактора будет решающим в вопросе «Как быстро произойдут изменения?»
:: Vaillant Group инвестировала значительные средства в открытие офиса в России: современный бизнес-центр, дизайнерский интерьер, учебные классы «Академии Vaillant», оснащённые самым современным оборудованием. Насколько я понимаю, этот шаг имеет стратегическое значение для компании?
Х.Х.: Да, безусловно, этот шаг имеет важное стратегическое значение. Мы верим в развитие российского рынка в долгосрочной перспективе и считаем, что вложения в новый офис являются инвестициями в базу, которая позволит нам продолжить укреплять бизнес в России. Мы думаем, что новый офис не только имеет удачное расположение и будет отличным местом работы для сотрудников, сюда также можно и нужно приглашать клиентов и партнёров — знакомить их с новыми технологиями. Этот шаг действительно важен для нас.
А.Г.: Я хотел бы отметить, насколько велика роль обучения в процессе взаимодействия с нашими партнёрами. Мы очень серьёзно относимся к тренингам и обучению как людей внутри компании, так и за её пределами. Конечно, можно задаться вопросом, что будет, если подготовленные нами люди уйдут с полученными знаниями к другому поставщику, однако что произойдёт, если в компании будут работать люди, не прошедшие обучение? Последствия могут быть гораздо более серьёзными.
:: С 2014 года отношения России и стран Европейского союза значительно осложнились, в стране проводится политика импортозамещения, введены новые пошлины. Как вы считаете, целесообразно ли в сложившейся ситуации открывать производство в России?
А.Г.: В нашей группе компаний этот вопрос неоднократно рассматривался, и в разговорах с клиентами он поднимается снова и снова, но для нас это очень сложное решение. В Vaillant Group действуют очень высокие производственные стандарты, которые предполагают значительные затраты на организацию производства. На данный момент российский рынок не настолько развит, чтобы открытие местного производства было оправданным. Мощности, которыми мы сейчас располагаем, позволяют вести бизнес в России без открытия локального производства, поэтому в настоящее время мы не прогнозируем открытие завода в Российской Федерации.
Х.Х.: При обсуждении этого вопроса имеет смысл ориентироваться на историю. В истории бывают моменты, когда политическая ситуация принимает лучший или худший оборот, но колебания происходят в рамках «политического момента времени», период которого обычно составляет один-два года, но не более трёх лет. Инвестиции в такие проекты, как открытие производства, — это долгосрочные вложения с планами на десять, двадцать, даже тридцать лет вперёд. Принимать решения об инвестициях такого рода в условиях, когда политическая ситуация в стране постоянно меняется, тяжело. Чтобы пойти на этот шаг, необходима большая стабильность, более предсказуемые условия. Если мы не поднимаем этот вопрос сейчас, то это не значит, что мы не вернёмся к нему через год или через пятнадцать лет. Это лишь говорит о том, что политическая стабильность — важный для нас фактор. Мы как крупная промышленная группа постоянно анализируем нашу производственную базу, на данный момент можно сказать, что организация нашей цепочки поставок позволяет полностью удовлетворить российский рынок с помощью импортируемой продукции ничуть не хуже, чем мы могли бы это делать, запустив производство непосредственно в России.