Компания «ВЕЗА» с начала своего основания стремилась принимать участие в самых амбициозных проектах, реализуемых нашим государством, как на территории России, так и за её пределами. В середине 2000-х годов «ВЕЗА» поставляла оборудование на такие знаковые объекты, как АЭС «Бушер» (Республика Иран), месторождение «Ванкор» (компания «Роснефть»), морские платформы. В ходе реализации данных объектов начало приходить понимание, что обойтись стандартными радиальными вентиляторами, выпускаемыми серийно заводами компании, уже не представляется возможным. И в 2006–2007 годах появился самостоятельный проект высоконапорных вентиляторов для тяжёлых условий работы, получивший название ВИР (Вентиляторы Индустриальные Радиальные).
Вентилятор ВИР400 на основе оригинального вентилятора Ferrari
В 2007 году компания «ВЕЗА» начала производство шести серий вентиляторов: ВИР100, ВИР200, ВИР300, ВИР400, ВИР600 и ВИР800. В каждой серии были реализованы стандартные габариты колёс от 315–400 до 1250–1400. Прототипом для построения серий стали модели вентиляторов компании Ferrari Ventilatori. Вентиляторы Ferrari имеют массу аналогов, например, Mz Aspiratory, Sodeca, и фактически могут считаться стандартом данного типа оборудования в Европе, в том числе по разнообразию серий.
Вентилятор ВИР600-160 (третья схема) производства «ВЕЗА»
Опыт специалистов «ВЕЗА» был подкреплён десятилетней работой по поставкам оригинальных вентиляторов Ferrari в Россию. «ВЕЗА» поставляла эти вентиляторы с выполнением индивидуального подбора специально подготовленными сотрудниками строго под проект. Подготовка сотрудников «ВЕЗА» позволила без участия фирмы Ferrari, пользуясь её программным обеспечением для подбора и богатым опытом, успешно продавать свыше 500 вентиляторов в год. Все поставляемые агрегаты проходили сборку с монтажом российского электромотора, получали паспорт «ВИР-ВЕЗА» и покрывались гарантией «ВЕЗА». Общий объём поставок с 2007 по 2014 годы составил тысячи штук. В 2015 году доля вентиляторов производства «ВЕЗА» достигла 95%, и применение покупных вентиляторов Ferrari перестало быть необходимым.
С течением времени «ВЕЗА» разработала собственный программный продукт VezaFan с набором вентиляторов ВИР для удобного самостоятельного подбора. Расширился и модельный ряд применяемых колёс. На данный момент «ВЕЗА» предлагает вентиляторы ВИР девяти серий собственной конструкции. Специалисты компании потратили более восьми лет на разработку конструкторской документации, технологии производства и проведение лабораторных тестов.
Конструкция и технология производства ВИР не являются секретом. Вентиляторы ВИР — это полностью сварной корпус с раскроем всех деталей на лазерной установке и с высококачественной сваркой, поскольку резка плазмой не даёт необходимой точности, а сварка требует не только обученных работников, но и роботов. Во многом именно роботизированная сварка и даёт предприятию «ВЕЗА» возможность получать недорогие и очень точные по геометрии колеса.
Вентиляторы ВИР уже стали базовыми для применения на объектах нефтегазовой промышленности, АЭС, горно-обогатительных комбинатах (ГОК) и морских платформах. ВИРы свободно «закрывают» всю номенклатуру дымососов и мельничных вентиляторов серий ВДН, ВДН, ВМ, ВВДН, РСС, ВРС. Вместе с ВИР производятся гибкие вставки СОМ разного исполнения, в том числе для горячих газов (до постоянной температуры +450°C), а также коррозионностойкие, антистатические и для высокого давления (до 20 кПа).
Балансировка рабочего колеса диаметром 1800 мм вентилятора ВИР на станке
В 2022 году компания «ВЕЗА» покорила очередной технологический рубеж, освоив производство вентиляторов типа ВИР с диаметром рабочих колёс 1600, 1800 и 2000 мм.
Реализация проекта по изготовлению вентиляторов с вышеуказанными диаметрами рабочих колёс потребовала от компании существенной доработки технологии производства составных частей вентилятора и закупки новых образцов оборудования.
Были приобретены новые станки Nodi, позволяющие выкатывать передние диски колёс диаметром до 2000 мм. В том числе эти станки позволяют выкатывать более эффективные входные коллектора одной деталью. Также был введён в строй новый станок для балансировки колёс в сборе с валом, что повысило точность балансировки роторов (вал, колесо), применяемых в вентиляторах с трансмиссионным валом. Начали применяться коллектора, изготовленные на станках ротационной выкатки, с конструктивным обратным отгибом, который способствует повышению полного и статического КПД на величину от 3 до 5% за счёт обеспечения плавности и равномерности входа потока внутрь рабочего колеса. Была проведена масштабная конструкторская работа по увеличению жёсткости корпуса вентилятора, для возможности закреплять навесное дополнительное оборудование (например, осевой направляющий аппарат типа ОНА) напрямую на корпусе.
Появилась возможность изготовления вентиляторов типа ВИР до 20-го номера включительно на трансмиссионном валу, с клиноременной передачей, а также вентиляторов с двухсторонним всасыванием.
Вся работа по разработке конструкторской документации, технологической оснастке, выпуску пилотного образца и проведению испытаний, а также серийное производство осуществлены в городе Брянске на собственном заводе «ВЕЗА».
Контрольная сборка корпуса вентилятора ВИР 180-го габарита в цехе
В феврале 2022 года были изготовлены и переданы заказчику первые вентиляторы ВИР с диаметром колеса 1600 мм. А в декабре — изготовлены и отгружены первые вентиляторы с диаметром колеса 1800 мм, выполненные по пятой конструктивной схеме.