Опыт компании «ВЕЗА», наработанный за 26 лет успешной работы на рынке вентиляционного оборудования, показал важность и ценность выпуска высококачественной, надёжной и эффективной продукции. Всё больше потребителей обращают внимание не только на цену, но и на обеспечение требований к качеству, заявленным характеристикам и надёжности поставщика.
Прогресс не стоит на месте. Развиваются технологии, совершенствуются методы расчёта и всё больше ценятся энергетические ресурсы. Как следствие, некоторые технические решения и оборудование, которые применялись пять-десять лет назад, теряют свою актуальность, и их место занимают более современные, технологические и эволюционные.
Компания «ВЕЗА», принимая во внимание растущий интерес со стороны заказчиков к более энергоэффективным системам, быстро поняла, что предлагаемые на данный момент осевые вентиляторы серии ОСА®-300/301, вентиляторы подпора ОСА®-501, вентиляторы дымоудаления ОСА®-ДУВ, а также осевые приточные установки подпора ВКОП® уже не в полной мере обеспечивают потребности клиентов в части максимальных значений КПД и современных требований к шумовым характеристикам.
Осознание данного факта послужило началом работы команды инженеров «ВЕЗА» над новой конструкцией осевого вентилятора.
На данный момент компания «ВЕЗА» рада представить своим клиентам совершенно новый осевой вентилятор — ОСА®-ЭВО («Эволюция») с высокими показателями энергоэффективности и низкой шумовой нагрузкой, отвечающий не только всем современным стандартам и требованиям, но и имеющий большой задел на будущее. Новый осевой вентилятор ОСА®-ЭВО — это продукт совместной работы конструкторских коллективов «ВЕЗА-Брянск» и «ВЕЗА-Храпуново» и является исключительной интеллектуальной собственностью компании.
При разработке конструкции нового осевого вентилятора ОСА®-ЭВО инженеры компании «ВЕЗА» опирались на опыт более чем вековой аэродинамической и авиастроительной школы СССР и современной России. Профиль лопаток вентилятора ОСА®-ЭВО в основе своей — это аэродинамическая форма авиационного крыла, взятая из схем Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) и адаптированная для работы в широком диапазоне углов установки. Данная форма позволила добиться низкого уровня шума при высокой производительности.
Конструктивная схема вентилятора комбинированная и состоит из рабочего колеса со встроенным коком (обтекателем) и изменяемым углом установки лопаток и спрямляющего аппарата.
Такая компоновка преобразовывает высокое динамическое давление вентилятора в полезное статическое и приближает коэффициент давления к радиальному вентилятору. Дополнительно рабочее колесо в месте расположения лопаток имеет не цилиндрическую, а коническую форму, что придаёт ОСА®-ЭВО свойства вентиляторов с меридиональным ускорением потока, то есть дополнительно повышается осевая составляющая скорости потока вблизи втулки (ступицы) рабочего колеса, что в совокупности с формой лопатки приводит к уменьшению градиента статического давления и, как результат, к предотвращению отрыва потока и более высоким коэффициентам давления в широком диапазоне рабочих характеристик.
В ходе длительных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных инженерами «ВЕЗА» в собственных лабораториях компании, были осуществлены и проанализированы сотни расчётов и десятки аэродинамических испытаний образцов. Благодаря этому была найдена «золотая середина» между конструктивной прочностью вентилятора (он может работать на окружной скорости до 135 м/с), его аэродинамической и акустической характеристиками и современными технологическими возможностями литья под давлением.
Также следует упомянуть ещё одну немаловажную конструктивную особенность нового вентилятора ОСА®-ЭВО. Как известно, поток воздуха после рабочего колеса осевого вентилятора закручен, то есть имеет тангенциальную составляющую, которая является «паразитной» и не несёт реальной пользы при перемещении воздуха по сети. Для преобразования этой «паразитной» энергии в полезную используется спрямляющий аппарат, представляющий собой набор неподвижных лопаток с встроенным двигателем, что позволяет уменьшить отрицательное влияние последнего на выходящий поток с колеса. Для задач, не требующих высокого КПД, доступно исполнение ОСА®-ЭВО без спрямляющего аппарата, но с меньшим максимальным КПД.
Совокупность всего вышеперечисленного позволила создать вентилятор с максимальным полным КПД до 90%. Диапазон расходов воздуха, в зависимости от габарита колеса, варьируется от 500 до 160000 м³/ч. А максимальное статическое давление, создаваемое вентилятором ОСА®-ЭВО, доходит до 3000 Па.
На данный момент компания «ВЕЗА» готова предложить своим клиентам широкую линейку вентиляторов с диаметром рабочих колёс от 400 до 1400 мм в сочетании с двумя вариантами диаметров носового обтекателя — 280 и 450 мм. Материал колеса и носового обтекателя, в зависимости от исполнения вентилятора, — специальный высокопрочный пластик или алюминий.
Конструкция крепления лопаток к ступице подразумевает возможность регулирования угла поворота лопаток без применения специальных навыков и приспособлений — обычным шестигранным ключом. Данная особенность актуальна для вентиляторов, эксплуатируемых в системах подпора воздуха, когда при отсутствии частотного преобразователя возможно возникновение избыточного напора вентилятора. Наличие размерной сетки на обтекателе и специальных рисок в основании лопаток дают возможность регулировать угол поворота с точностью до градуса, непосредственно на объекте строительства, без разбора вентилятора и без риска внести дисбаланс в рабочее колесо. Изменение угла установки занимает всего пять минут! Эта настройка позволяет «поймать» максимальный КПД с учётом особенностей реальной сети воздуховодов. И высокий «на бумаге» КПД воплощается в реальную экономию.
В заключение стоит сказать, что на колёса данного типа «ВЕЗА» планирует перевести все типы выпускаемых осевых вентиляторов. Начиная с общепромышленных вентиляторов для постоянной работы, где шумовые характеристики и энергоэффективность находятся для заказчика на первом месте, до — в дальнейшем — также и на вентиляторах дымоудаления и подпора воздуха.