Сегодня вопросы реформирования ЖКХ на местах неизменно упираются в проблему повышения оплаты ЖКУ, которая в свою очередь является производной от системы тарифного регулирования деятельности естественных и локальных монополий в электро- , теплоэнергетике, газо- и водоснабжении. Тепловая энергия в структуре оплаты жилья и коммунальных услуг составляет, как правило, от 50 % и выше, поэтому экономически и технически грамотное квалифицированное установление стоимости тепловой энергии (Гкал) оказывает огромное влияние на экономику города, его бюджет, возможность оплачивать эти тарифы населением, организациями бюджетной сферы и бюджетом. В Российской Федерации 70% тепловой энергии для коммунально-бытовых (городских) нужд производится муниципальными и ведомственными котельными, тарифы на которые в основном регулируются на местном уровне. Анализ стоимости тепловой энергии по субъектам Федерации, а тем более по муниципальным образованиям показывает, что они рознятся в десятки раз. Причин тому много. В первую очередь – это используемое топливо (дизельное, мазут, уголь, газ), цена на которое, особенно для северных и отдаленных территорий определяет, в том числе, транспортная схема его доставки. В таких условиях решения принимаемые в регионах когда из структуры тарифа затраты на транспортировку топлива «изымаются» и финансируются из бюджета, являются экономически оправданными. Такие решения обеспечивают равные экономические условия для муниципальных образований данной территории по организации устойчивого функционирования объектов ЖКХ, осуществления мер по техническому перевооружению, социальной защите населения и реализации других элементов реформы ЖКХ. Для регионов, где сложились условия, при которых не только в субъекте Федерации, но и в конкретном городе имеются источники теплоснабжения, потребляющие мазут, печное топливо, дизельное топливо, уголь, газ, помимо долгосрочных програмно-целевых мероприятий по модернизации систем теплоснабжения — направленных на перевод котельного оборудования на более эффективное топливо необходимо реализовывать организационно-экономические решения, нивелирующие объективные условия удорожания стоимости тепловой энергии от применяемого топлива. Орган тарифного регулирования в данном случае усредненную единицу стоимости топлива по субъекту Федерации (к примеру, тонна условного топлива (ТУТ)) которую используют при формировании цены тепловой энергии по объектам теплоснабжения. Там, где реальная цена топлива выше ТУТ, разность в стоимости топлива финансируется из бюджета. Для объектов теплоснабжения, где стоимость топлива ниже ТУТ, цена Гкал тепла формируется на основании реальной стоимости. Такой подход справедлив в первую очередь по отношению к гражданам этих регионов. Он не делает их заложниками когда-то, кем-то созданной коммунальной инфраструктуры, когда не задумывались о энергозатратности объектов и о том, что будет время, когда все будет платить потребитель, а не государство. Кроме того, это гарантия того, что с проблемой дорогостоящего теплоснабжения муниципальное образование будет справляться не само, а с помощью субъекта Федерации. Только в этом случае реально, что объекты теплоснабжения могут быть модернизированы в обозримом будущем, так как не региону, ни муниципалитету нет резона постоянно дотировать используемое на котельных топливо, стоимость которого свыше ТУТ. Таковы реалии нашего времени – местные власти не в состоянии самостоятельно решить те проблемы, которые достались в наследство местному сообществу от совершенно иной политической системы. По большому счету местная власть должна обеспечивать представление населению необходимого набора качественных услуг ЖКХ, а субъект Федерации создает соответствующие финансовые, технические и другие условия, в том числе по тарифному регулированию для реализации своих полномочий местной власти. Для обеспечения устойчивого функционирования систем ЖКХ необходимы совместные усилия федеральных, субфедеральных и местных властей. На это и ориентирует принятая Правительством Российской Федерации Программа «Реформирования и модернизации ЖКХ России до 2010 года».
Вопросы реформирования ЖКХ и стоимости тепловой энергии
Опубликовано в журнале СОК №8 | 2002
Rubric:
Чернышов Леонид Николаевич, заместитель председателя Госстроя России