Виктор, многие говорят, что эра металлопласта в России прошла, и данный продукт, особенно последние два года, «умирает»… Действительно ли это так?
В.В.: Не соглашусь. Наша компания специализируется на производстве металлопластиковой трубы уже многие годы и, говоря о Henco, справедливо можно сказать о многих наших продуктах на рынке России так: «С ними мы часто опережаем время». Я объясню, что имею в виду, двигаясь от общего к частному.
Если учёные рассматривают эволюцию мира, стран, биологических видов, то почему бы аналогичным образом не анализировать трансформацию отдельных продуктовых категорий? Как правило, процесс последовательных улучшений продукта (его качеств, потребительских характеристик) вполне можно сравнивать с дарвиновской эволюцией — превращением обезьяны в человека. Последовательно — шаг за шагом.
Теперь зададимся вопросом: что было бы, если бы последовательность этого развития нарушилась? Примерно такое нарушение мы наблюдаем на рынке России, чего нет в «правильно эволюционирующем» трубном сегменте рынка Европы. Хотя этот перекос и не останавливает развитие рынка, но неизбежно заставляет его пройти пропущенные этапы. Докажу это. Посмотрите рынок инженерных систем Европы. Последовательность его развития была такой: стальные трубы, далее — медь, полипропилен (краткий период), потом PE-X (сшитый полиэтилен без алюминиевого слоя) и, наконец, металлопласт. Более совершенного продукта из пластика, чем металлопласт, пока не изобретено. Россия как всегда идёт своим путём: стальные трубы, которые и сейчас «продукт номер один» на инженерном рынке, потом — в 1997–1998 годах — на рынке появляется Henco, и на долгое время металлопласт также становится первостепенным продуктом.
Получается, что Россия как бы «перепрыгнула» полипропиленовый и «пексовый» этапы эволюции. Однако пройти их неизбежно придётся, что сейчас и происходит. Тем самым Россия (уверен — временно) откатилась в период более дешёвого и технически менее совершенного продукта. Прежде всего это, конечно же, полипропилен.
Теперь к вопросу о том, «умер» ли металлопласт. Об этом любят порассуждать наши конкуренты — поклонники PP-R и PE-X. Но скажите, как может умереть технически лучший из созданных пластиковых продуктов? Упомянутые «аналитики» ссылаются на статистику Георгия Литвинчука. Данные о снижении объёма продаж металлопласта за последние два года действительно есть, однако посмотрите внимательно, за счёт чего и каких продуктов! Максимальные потери металлопласта — в китайском сегменте. При этом доля Henco постепенно растёт, и я уверен, что через определённое время она восстановит те объёмы, которые были ранее. Происходит не «умирание», а оздоровление сегмента металлопласта — уходит продукт низкого качества и отдельные товары, не являющиеся специализацией конкретного производителя, чего, например, о рынке полипропилена не скажешь.
Хорошо, сегмент жив. Тогда скажите, что происходит с уровнем конкуренции? Какие методы используют игроки для повышения конкурентоспособности своего продукта?
В.В.: Уровень конкуренции по количеству продуктов безусловно растёт, но одновременно он падает по их качеству и надёжности. Это мы видим как в сегменте розничных продаж, так и в сегменте проектных решений. Сегодня мы часто слышим: «Не так важно качество, как цена… Если простоит не менее двух (или пяти) лет, то уже хорошо, а что дальше — не так важно…». Поэтому и появляются у европейских производителей «псевдоевропейские» продукты разных цветов, не имеющие европейских сертификатов, а сделанные (где — понятно не всегда) для российского рынка.
Пока нет обязательной сертификации трубной продукции в России, а есть только добровольная, единственным признаком качества я бы назвал наличие европейских сертификатов.
Но сейчас понятие качества, как я уже говорил, часто «забивается» ценовыми критериями. Мы должны помнить, что Россия — не Европа, и то, что работает в Европе, не всегда будет работать в российских условиях. Поэтому европейские компании часто «сваливаются» в сегмент более дешёвого продукта, а затем, памятуя о специфике условий, они пишут потребителям оправдательные письма.
Например, свежее письмо про трубу с внешним слоем из PE-RT, в котором указывается, что «вздутия и фурункулы внешнего слоя не влияют на технические характеристики трубы». Мол, не обращайте внимания — даже если внешний слой сойдёт, то не пугайтесь — всё, вероятно, будет хорошо. Аналогичные документы поступают и от производителей полипропилена.
Мы же в первую очередь ориентируемся на безусловное качество продукта и производим только трубы, фитинги и основанные на их базе современные технические решения.
В России компания Henco присутствует уже более 20 лет, и потому у нас есть понимание, почему уравнивать условия эксплуатации в России и Европейском союзе нельзя. Мы предлагаем в инженерную систему закладывать максимальный запас прочности (который обеспечивают продукты Henco), в определённой степени защищающий от возможных негативных последствий нестандартных условий эксплуатации, ошибок проектных и монтажных решений и разнообразных «косяков» монтажа.
К слову, если мы проанализируем многочисленные тесты конкурентов на качество и надёжность трубной продукции, то увидим, что в данных испытаниях, как правило, всегда выигрывают два продукта — конкурента и Henco. И это неудивительно — сложно объективно протестировать нашу продукцию и поставить её ниже второго места.
На самом деле, по технических параметрам — давлению, температуре, сроку службы, давлению на разрыв — среди предлагаемых на рынке продуктов практически невозможно найти аналог, который бы превосходил заявленные нами характеристики.
Мы понимаем, что помимо характеристик есть ещё мнение потребителя, причём иногда — не вполне объективное. Как менялось отношение к МПТ с течением времени и каково оно сейчас? Есть ли прогнозы?
В.В.: Время вносит свои коррективы… Я вижу общую положительную динамику. Её развитие — вопрос времени. Рынок России, как уже было сказано, развивается по своему «возвратно-поступательному» сценарию. Мы видим движение в сторону цивилизованного рынка инженерных систем, следствием которого является, например, создание Ассоциации производителей радиаторов отопления и результаты её деятельности — рост качества продукта (радиаторов).
Полагаю, в ближайшее время можно ожидать аналогичных событий в сегменте трубной продукции. Как опять таки обсуждалось ранее, для защиты прежде всего потребителя необходимо введение обязательной сертификации трубной продукции и постепенный переход на лицензирование деятельности специалистов по монтажу.
Перспективы развития рынка мне видятся такими: через пять-десять лет основными продуктами останутся РЕ-Х и PE-X/AL/PE-X, как это мы видим в Европе. Практически полностью уйдёт полипропилен. Сейчас данный продукт на пике, но падение будет скорым. Об этом уже несколько лет говорят сами производители PP-R-труб — рынок «убит» низкими ценами, а качество производимого продукта неконтролируемо. Доля некачественного отечественного продукта растёт с учётом того, что, по некоторым данным, на территории России работают уже более сотни производителей, и доля европейского продукта в общем объёме предложения падает.
Срок службы PP-R в системах отопления и так ограничен, а с учётом потери качества в отдельных случаях не превышает двух-трёх лет. Так что скоро у нас будет много работы по замене полипропиленовых труб.
Скажите, какие основные аргументы приводят сейчас «адепты» неметаллопластиковых труб, утверждающие, что это не лучший выбор при построении инженерной системы? Какие контраргументы вы можете привести?
В.В.: Аргументов, действительно технически обосновывающих выбор «не в пользу» МПТ, я не встречал, а вот глупостей или, как сейчас говорят, «фейков» более чем достаточно. Причём разных — начиная от пресловутой «папки про металлопласт» в южном регионе. Её один из конкурирующих производителей выкладывал в тендерах до того момента, пока не нарвался на человека знающего, которому «навешать» лапшу на уши не удалось. Есть примеры откровенной безграмотности отдельных «представителей экспертного сообщества». Не так давно слышал рассказ о том, что пластиковая труба PE-X без алюминиевого слоя — это «следующее поколение труб, идущее за металлопластиком». Просто решили «убрать алюминьку за ненадобностью» и получить «инновационный» продукт.
Один из воронежских монтажников прислал нам запись разговора с представителем конкурирующего производителя. Слушать его было печально и местами даже стыдно… Кроме того, долгое время поддерживался миф «под брендом Henco продаётся много контрафактной продукции». Сейчас муссирование данного вопроса пошло на убыль. Во-первых, потому, что действительно уже более четырёх лет подделок мы не встречаем, а, во-вторых, потому, что отдельные производители PE-X-труб сейчас только вошли в стадию начала борьбы с этой проблемой, которую Henco уже давно решила.
Аргументов «за» продукцию Henco более чем достаточно. Приведу только некоторые из них. Для монтажника — это универсальность продукта (одной бухты достаточно для решения сразу всех задач — и обустройства тёплого пола, и монтажа системы ГВС, и создания отопительного контура). Кроме того, есть возможность монтажа при минусовых температурах. Удобство для строителя заключается в скорости монтажа. Добавим сюда надёжность всей системы и низкие эксплуатационные затраты. Для конечного потребителя интересны инвестиционная привлекательность продукта, его экологичность (стерильность), системная гарантия (до 15 лет) и долгий срок эксплуатации. Одним словом, для каждой категории потребителей есть свои плюсы и их множество.
Henco на российском рынке присутствует уже более 20 лет. Мы производим и предлагаем продукт, который испытан временем и непростыми местными условиями. Да, рынок МПТ сейчас оказался в непростой ситуации, однако это знак — «пора искать новые решения».
Какие действия намерена предпринять компания Henco с тем, чтобы поддержать рынок и собственный бизнес?
В.В.: Если говорить о Henco, то ещё раз следует упомянуть — мы выпускаем только трубы, фитинги, а также компоненты для создания инженерных решений на базе этих двух групп продуктов.
Помимо труб мы не выдаём «на-гора» партии унитазов, сливных бачков, подоконников и т.д. Наша специализация — исключительно трубы и фитинги, созданные на основе лучших технологий и действительно лучших материалов. Поэтому своё дело мы делаем лучше многих других. Кроме того, узкая специализация позволяет предложить рынку такие комплексные решения, как труба в изоляции и в гофре, а также уникальные продукты серии Combo. Последние позволяют из одной бухты укладывать в защитной гофре сразу прямую и обратную линии.
Одновременно — особенно в последние несколько лет — мы занимаемся активным развитием группы PVDF-фитингов Henco. Они сделаны из максимально пластичного (не путать с PPSU!) и значительно более коррозионно-стойкого материала, чем латунь. Именно благодаря свойствам наших продуктов нам удалось предоставить максимальную из существующих в России системную гарантию — 15 лет. Она распространяется на любую систему, сделанную на основе трубы Henco Standard и фитингов PVDF. Кроме того, с учётом пожеланий монтажников, которые были получены в ходе широкого опроса в России несколько лет назад, Henco расширила линейку PVDFфитингов четвёртого поколения и начала поставки фитингов PVDF белого цвета.
Мы постоянно и планомерно производим и совершенствуем продукты, аналогов которым по своим характеристикам найти крайне сложно. Именно такой подход позволяет нам крепко стоять на ногах в России уже третье десятилетие. Отечественный рынок имеет большие перспективы, и, несмотря на ряд негативных факторов, мы вместе с Россией будем его развивать. Поэтому тем, кому важны качество, гарантии, надёжность системы, подтверждённые временем и эксплуатацией в наших условиях, — добро пожаловать в мир труб и фитингов Henco.