Можно уточнить срок становления компании «ВЕЗА» — 1993 год. Тогда бывшие сотрудники «Московского вентиляторного завода» покинули «Мовен» и начали бизнес фактически «с нуля». Автомобиль ВАЗ-2106, бочка краски ПФ (200 л), пачка обрезных досок и настольный ПК (ХТ-286) — вот капитал, записанный в учредительных документах 1995 года.
Кроме возможности аренды цеха для сборки вентиляторов и хорошего понимания рынка вентиляторов, не было по сути ничего.
Стартовый набор вентиляторов, собираемых на заводе №1 «ВЕЗА-Храпуново» из закупаемых на Нижнетуринском машиностроительном заводе «Вента» деталей, был классическим: «улитки» ВР 80–75 и ВЦ 14–46, «осевик» ВО 06–300 и «крышник» ВКР. Фактически «ВЕЗА» тогда была «отвёрточным» производством с выпуском до 1998 года не более 100 вентиляторов в месяц. Рынки сбыта — Москва и немного остальная Россия, конкуренты — МВЗ-«Мовен» и Крюковский вентиляторный завод (КВЗ), а также многочисленные тюремные заводы на базе исправительных учреждений (ИУ). Цена вентиляторов — минимальная, номенклатура — типовая, прибыль средняя, но сроки поставок не более двух недель.
В 1997 году на российском рынке появился вентилятор дымоудаления («улитка») ВР 85–66-ДУ, а в 1999 году — «крышник» ВКРС-ДУ, «хит» на многие годы (торговая марка КРОС и КРОВ с 2007 года). На всю Россию только два завода делали «дым», и успех и рост заказов был обеспечен надолго. Клапаны противопожарные КПУ, достойные отдельного рассказа, появились у «ВЕЗА» в поддержку «пожарки» в 1998 году, и «Моспроект-1–2-3–4″, конечно же, использовали «пожарку» «ВЕЗА» в типовых и индивидуальных проектах.
Настоящий патриот, мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков после августа 1998 года, когда курс доллара за месяц вырос в четыре раза, выпустил спасительное для отрасли постановление о запрете использования импортного оборудования в московских проектах при наличии отечественных аналогов.
Переделать ВКР в версию для дымоудаления (ДУ) могли многие заводы, но именно ВКРС (КРОС) от «ВЕЗА» стал «хитом» на рынке пожарной вентиляции. Почему? Дело в том, что крышные вентиляторы в те годы имели крайне низкое давление (200–400 Па) и не могли конкурировать с «улитками» по напору, но для размещения «улиток» требовались вентиляционные камеры, или же данные агрегаты портили внешний вид дома.
«ВЕЗА» первая применила зарубежную схему рабочих колёс на 6/9 лопаток и предложила давление до 1500 Па, что превышало возможности улиток. Дополнительное удобство вентиляторов «ВЕЗА» состояло в более плотном ряде размеров рабочих колёс (355, 450, 560, 710, 900 и 1120), помимо стандартных для ГОСТвентиляторов времён СССР размеров (315, 400, 500, 630, 800 и 1000).
Разработка и выпуск абсолютно новых вентиляторов требовали и новых колёс. Купить их в Европе за дорогую валюту было невозможно, поэтому приняли решение делать всё на «ВЕЗА», и в 2000 году появляется проект «Брянск». Изначально на территории «Брянсксельмаша» были размещены пробные заказы на сварку рабочих колёс, но позднее (в 2001-м) были выкуплены площади для будущего предприятия «ВЕЗА-Брянск». Так началось развитие нового завода (крупнейшего в России производителя вентиляторов с 2008 года). Передача нового изделия КРОС (ВКРС-ДУ) в Брянск происходила поэтапно более пяти лет, и в 2003 году появился «крышник» ВРКВ-ДУ (с 2007 года — КРОВ) с выбросом дыма вверх. Оригинальный внешний вид КРОВ был создан на основе немецких моделей. КРОВ становится популярнее, чем КРОС, несмотря на более высокую цену.
Вентиляторы-улитки «ВЕЗА», как оригинальные конструкции, долгое время не имели своего имени и не выделялись среди аналогов, но только до 2007 года. Торговые марки ВРАН и ВРАВ стали самыми первыми названиями собственных вентиляторов ВЕЗА. ВРАВ так же имел дробный ряд колёс, как их имели КРОС и ВРАН, но при этом оборудование было снабжено рабочими колёсами «беличьего» типа с лопатками, загнутыми вперёд. На малых габаритах рабочие колёса ВРАВ были немецкого производства. Программа подбора вентиляторов VEZAFAN была предложена клиентам в 2005 году; историческая версия содержала также модели ВР 80–75 и ВЦ 14–46.
Разработка «ВЕЗА» тяжёлых высокотехнологичных вентиляторов высокого давления началась в 2003 году, и с 2004-го появились совместные с итальянским заводом Comefri вентиляторы: рабочие колёса поставлялись из Италии, а корпус, мотор и сборка — от «ВЕЗА».
В 2005–2006 годах «ВЕЗА» познакомилась с вентиляторами самых разных типов и выбрала для себя завод Ferrari Ventilatori Industriali на десять лет как партнё- ра. В 2007 году появились «вентиляторы индустриального класса» (ВИР) с напором до 20 кПа и расходом до 200 тыс. м³/ч. Сотрудничество с Ferrari прервалось в 2017 году, когда «ВЕЗА» стала производить все комплектующие самостоятельно (план на 2020 год — 1000 штук ВИР).
Осевые вентиляторы «ВЕЗА» развивались с 1999 года по двум направлениям, стальные колёса и сборные — на алюминиевой лопатке. В 2000 году «ВЕЗА» приобрела основной станок Rotor-3 от фирмы Lucas Nuova для раскатки качественного корпуса. Покупать китайские станки в те годы было невозможно — их просто не было. Станок позволил производить корпус из металла 3,0 мм с точностью ± 1,0 мм, что позволило получить настоящее качество. Модели «осевиков» «ВЕЗА» с повышенным давлением ВО 25–188 и ВО 30–160 стали поставляться на рынок в 2000–2002 годах. Первый осевик «ВЕЗА» для «дыма» ВОД-ДУ с напором в 1000 Па был сертифицирован в 2003 году.
Сложность производства стальных рабочих колёс для осевиков ограничивала развитие модельного ряда и повышала стоимость вентиляторов. Поэтому в 2010 году был разработан первый осевик с алюминиевыми лопатками — ОСА-300. Именно осевые вентиляторы серии ОСА стали наиболее быстрорастущим по объёмам производства продуктом, особенно после освоения немецких колёс на основе композитной лопатки. Объём выпуска осевых вентиляторов ОСА вырос с 4000 штук в 2008 году до 11500 штук в 2019-м. Разнообразие моделей по расходу и давлению в серии ОСА-300 составляет почти 300 вариантов.
Новые энергоэффективные вентиляторы «ВЕЗА» со свободным колёсом ВОСК для промышленных центральных каркасно-панельных кондиционеров КЦКП (позднее — торговая марка ВЕРОСА) появились в 2003 году и продолжают развитие в настоящее время. Взрывозащита, алюминиевые рабочие колёса, ЕС-моторы с выносной электроникой, исполнение для атомных станций (АЭС), повышенное до 4000 Па давление, морское исполнение для нефтяных платформ — вот в чём состояло развитие ВОСК. «ВЕЗА» открыла сборку вентиляторов на заводе «ВЕЗА-Миасс», построила новый завод вентиляторов «ВЕЗА-Карачев». Также работает завод «ВЕЗА-Храпуново».
С 2017 года сборка канальных вентиляторов «ВЕЗА» проводится в филиалах «ВЕЗА-КМВ» и «ВЕЗА-Фрязино-2″. Площадь склада канальных вентиляторов составляет более 2000 м². В 2009 году была аттестована тестовая аэродинамическая Центральная измерительная лаборатория (ЦИЛ) №1 компании «ВЕЗА», а в Карачеве в 2019 году был построен лабораторный корпус площадью более 1000 м² для тестирования вентиляторов до 100 тыс. м³/ч. Общий штат конструкторов вентиляторов компании «ВЕЗА» ныне составляет более 20 сотрудников. Новые разработки вентиляторов «ВЕЗА» тестируются на постоянной основе. Общий объём закупаемых электромоторов для сборки вентиляторов «ВЕЗА» составил 40 тыс. штук в 2019 году (без учёта канальных), табл. 1. Вентиляторы дают более 20% выручки и занимают первое место в продукции «ВЕЗА».