:: Андрей Юрьевич, монтаж и проектирование инженерных систем, обустройство зданий и сооружений находится в непрерывном развитии. Какие тенденции здесь можно выделить и какое влияние они оказывают на рынок? Верно ли утверждение, что у российского рынка имеются какие-то свои уникальные особенности, или он развивается в русле западных тенденций?
А.Б.: Прежде всего, хочу отметить, что в последние годы в нашей стране помимо доступности жилья, как основного критерия выбора, начали уделять пристальное внимание его энергоэффективности и многофункциональности. Особое место стали занимать «зеленые» технологии. В России работает много строительных организаций, в том числе и иностранных. В силу этих причин обмен информацией проходит достаточно активно. На мой взгляд, мы соблюдаем основные европейские тренды. Возможно, идем с небольшим опозданием, но тем не менее...
:: Значит, речь идет просто о небольшой задержке, а не о каком-то «своём особом» пути?
А.Б.: Да, но для REHAU (регион Евразия) это тот опыт, который прежде всего необходимо перенимать и адаптировать к нашей строительной культуре, климатическим условиям и т.д. То есть, при использовании зарубежных решений и технологий мы должны понимать, как применять их в России. Этим, собственно, мы и занимаемся, вот уже 20 лет работая в сфере строительства и услуг. Мы начинали с «покорения» рынка строительных материалов: тогда у нас были окна REHAU, затем появились инженерные и трубопроводные системы. Сегодня мы можем говорить о таких решениях, как инфраструктурные проекты, бестраншейная санация и т.д. На данный момент мы активно развиваемся в этих направлениях в соответствии с мировыми трендами.
:: Скажите, существуют ли какие-то особые стимулы, которые могут способствовать более активному развитию российского сегмента инженерного обустройства зданий?
А.Б.: Такие стимулы есть. Основной — материальный. Больше половины нашего рынка — частный сегмент, где заказчик «голосует рублем» и понимает преимущества наших инженерных решений.
Он активно использует уникальную трубопроводную систему Rautitan для отопления и водоснабжения; различные продукты напольного отопления; комплексную систему панельно-лучистого отопления и охлаждения поверхностей. Среди других популярных решений — шумопоглощающая канализация Raupiano Plus и электрический «теплый пол». Достаточно понятные нашему потребителю инженерные коммуникации сегодня используются в коттеджах, загородных домах и квартирах.
:: Известно, что сегодня все больше внимания уделяется экологической составляющей оборудования, материалов. Как вы считаете, «зеленое» строительство в России еще только приживается или уже прижилось?
А.Б.: Это зависит от того, насколько часто и повсеместно мы применяем эти технологии. Как правило, те компании, которые уже активно используют «зеленый» подход в строительстве в Европе, начинают развивать это направление и на объектах в России. Именно поэтому ведущие фирмы, открывающие офисы или создающие производство в России, при возведении объектов внедряют комплексные многофункциональные системы, подтягивают европейские ресурсы и применяют соответствующие технологии. Далеко ходить совсем не нужно. Возьмем, например, спортивные и инфраструктурные объекты и сооружения в олимпийском городе Сочи. Многие из них были построены с учетом современных европейских экологических требований, поскольку олимпийский комитет изначально поставил в качестве одного из условий использование методов «зеленого» строительства. Мы этот рынок знаем и понимаем.
Если говорить о России, то с января 2014-го года помимо существующих документов по «зеленой» тематике появился еще один закон. Это Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». На мой взгляд, этот документ должен коренным образом изменить существующий подход к строительству доступного жилья, в котором ранее не учитывались многие нюансы.
Согласно положению Федерального закона №32-ФЗ, в ходе рассмотрения заявки при закупках нужно обращать внимание не только на цену контракта, но и стоимость всего жизненного цикла здания. Это означает применение тех самых «зеленых» технологий и материалов,
которые позволяют сократить расходы в течение всего этого времени. Такой подход в перспективе будет только поощряться. Мы ожидаем активного применения упомянутого положения и увеличения спроса на энергоэффективные решения. Думаю, наше государство здесь будет основным заказчиком «зеленых» закупок...
На мой взгляд, оно всегда должно играть лидирующую роль, начиная с федеральных программ, федеральных законов и госзакупок, а бизнес подстроится и будет работать по этим правилам. Мы очень надеемся, что 44-й закон будет в своей практической реализации открывать для нас хорошие перспективы.
:: Насколько я понимаю, REHAU положительно относится и с надеждой смотрит на такие изменения в российском законодательстве...
А.Б.: Да. Более того, мы активно участвуем в пропаганде «зеленых» технологий. В этом году нам удалось стать лауреатом и номинантом международной экологической премии e3 Awards. В «шорт-лист» попали три наших инженерных решения: система для отопления и водоснабжения Rautitan, бесшумная канализация Raupiano Plus и система для обогрева полов Rautherm S. Продвигать такие технологии для нас является не только почетной обязанностью, но и большой ответственностью.
:: Хочу спросить об одном нюансе, связанном с обсуждаемым законом. Могут ли компании, которым его применение может оказаться невыгодным, иметь негативные последствия?
А.Б.: Если рассматривать отдельно взятые компании, позиционирующие себя поставщиками строительных материалов, цемента или песка и т.д., то зачастую такие фирмы не совсем понимают свою роль в реализации данных программ. Мы работаем с пулом партнеров, которые готовы построить здание с учетом мировых экологических трендов. Более того, сейчас под нашим руководством создается ресурс в Интернете, который позволит даже несведущему в этих темах застройщику или инвестору обратиться к одному из членов нашего сообщества и получить всю интересующую информацию. Еще раз подчеркну, что это ресурс, созданный усилиями всех наших партнеров, и он помогает при реализации проектов. Так, недавно мы совместно реализовали проект «умный дом» в Туле.
:: По мере развития строительства актуальной становится система рейтинговой оценки зданий. Имеются ли в «ассортименте» REHAU решения, которые могли бы заинтересовать проектировщиков, застройщиков, — тех, кто стремится сертифицировать свое будущее здание? Какое влияние и каким образом может оказать оборудование REHAU на итоговый бал такой системы?
А.Б.: Да, такие системы сертификации существуют. Более того, мы оцениваем свой вклад и влияние наших продуктов
и решений в конкретных итоговых баллах. Всю эту информацию мы постарались представить в кратком «лифА.Б.: лете», который подтверждает использование нашей продукции в международных системах оценки экологического строительства.
В этом документе мы описываем две системы — это немецкая система DGNB и английская — BREEAM. Их критерии немного отличаются. Немецкая система моложе, но вбирает в себя все европейские тренды по экологическому строительству. Повышение качества зданий за счет применения нашей продукции согласно стандартам DGNB может по
зволить набрать более 55-ти процентов, а это более половины требований по упомянутому стандарту. В английских сертификатах BREEAM этот показатель — более 33-х процентов.
О каких продуктах идет речь? Прежде всего, это универсальная трубопроводная система Rautitan, о которой я уже говорил, и шумопоглощающая канализация Raupiano Plus, которая позволяет снизить шум на 30 процентов. Кроме того, уместно вспомнить и систему обогрева поверхностей REHAU Rautherm S.
В дополнение к этому мы описали и наши оконные решения Delight-Design и SIB-Design. Объективности ради мы показали их влияние на стандарты в реализации требований по множеству конкретных пунктов.
Мы готовы предоставить нашу продукцию любому инвестору, который хочет сократить срок окупаемости своих зданий, многофункциональных комплексов, где влияние таких параметров для него важно.
:: Популярна ли тема энергоэффективности в Российской Федерации среди населения, и какие именно решения REHAU, способные оказать влияние на энергоэффективность зданий, наиболее популярны и востребованы сегодня в нашей стране?
А.Б.: Тема энергоэффективности очень популярна, потому что многие компании-производители строительных материалов, будь то окна или утеплители, достаточно активно используют этот термин в коммуникации с конечным потребителем.
Мы продвигаем на рынке идеи энергоэффективности, например, «теплономию» — тепло плюс экономия. В разрезе этой коммуникации мы говорим с потребителем на понятном ему языке. Например, насколько уменьшатся расходы на дополнительный обогрев через электрические обогреватели при замене старых окон на новые пластиковые системы Delight-Design или SIB-Design в двухкомнатной квартире. Это не что иное, как киловатт-часы, которые стоят около 14 тысяч рублей в год на двухкомнатную квартиру. Иными словами, для конечного потребителя — это наиболее понятный метод коммуникации.
Если говорить о каких-то нежилых объектах, многофункциональных комплексах, различных офисных зданиях, то для инвестора или эксплуатирующей компании, которая может применять подобные технологии, это будет выражено, допустим, в снижении расходов на отопление, энергосбережение. Мы ведем расчет еще при проектировании таких систем и предлагаем, помимо тради
ционных решений, трубопроводы для радиаторной разводки и системы «теплый пол». Есть и более продвинутые системы панельно-лучистого обогрева и охлаждения, работающие зимой на обогрев, а летом — наоборот.
Всё это комплексные решения, в которых при помощи автоматических регуляторов можно контролировать основные параметры влажности, температуры, настраивать их под нормируемые показатели тех или иных помещений.
:: В 2014-м году REHAU представила на российском рынке ряд новинок. Скажите, какие из них позволят российским строителям повышать энергоэффективность зданий? И вообще, где все новое от REHAU может быть применено в России?
А.Б.: REHAU — компания, позиционирующая себя как инновационная. Каждый год она выпускает какие-то новинки. Не обошлось без них и в этом году, но прежде, чем рассказать о них, я бы хотел закрыть тему нормативно-технической
документации, существующих норм по энергоэффективности. Мы принимали участие в издании комментариев к стандарту 1EN14 351-1.
Это европейский стандарт, регламентирующий характеристики и требования к окнам и дверям. Мы считаем, что в России нормы должны быть гармонизированы с европейскими, естественно, с учетом адаптации к нашим особенностям. Стандарт 1EN14 351-1 является практическим справочником для специалистов в данной области. Здесь перечислены не только отдельные характеристики, но дается и комплексный метод оценки. То, что наши продукты полностью соответствуют его требованиям, говорит о том, что мы являемся не просто производителем каких-то строительных материалов, а производителем изделий европейского класса.
Мы никогда не позиционировали себя простым поставщиком, относились к бизнесу ответственно, и перед тем, как внедрять какие-то технологии или решения, устанавливали нормативные требования и адаптировали их. Я думаю, что комментарии к 1EN14 351-1 будут очень интересны для практического применения специалистами.
Что касается продуктовых новинок, то в этом году на выставке Aqua-Therm 2014 в Москве мы представили свои трубопроводные системы и новинку, которая с первого июля вышла на российский рынок — универсальную трубу Rautitan Pink для радиаторной разводки и отопления. Еще одно новшество — система автоматического регулирования. Я уже упоминал о ней, когда говорил о комплексах панельно-лучистого отопления/охлаждеА.Б.: ния. Этот продукт позволяет регулировать работу всех подключенных к системе инженерных коммуникаций и настраивать климат помещения на требуемые параметры при низком энергопотреблении. Решение находит баланс, повышает или понижает температуру поверхностей, будь то стены, полы или потолки. •