— На фоне все увеличивающегося информационного пространства для специалистов и профессионалов все острее встает вопрос — как ориентироваться в этой информации, как правильно выбирать нужные информационные каналы. Существует ли эта проблема в области климатехники? — Под информационными каналами подразумевается специализированная техническая литература — на бумажных носителях и электронная. В настоящее время в этой области, как и двадцать лет назад существуют определенные трудности с поиском необходимой информации. Литературы по климатехнике достаточно мало. Еще одна проблема — в Москве остался только один магазин технической книги на Ленинском проспекте, где есть подобная литература. Раньше был даже букинистический магазин технической книги, в котором можно было найти раритеты, интересные хотя бы в плане развития отрасли или каких-то направлений в технике. А сегодня в области книжной розничной торговли по специализированной литературе образовался просто провал. Это побудило нашу компанию заняться выпуском специальной профессиональной литературы. Одной из первых наших книг стала “Системы вентиляции и кондиционирования. Теория и практика”. В этой книге мы и задались целью осветить основные аспекты, связанные с профессиональным подходом в области климатехники. Данная книга является информационным источником для специалистов. Таким образом решается важная задача, чтобы специалист не находился в длительном поиске необходимой профессиональной информации, а, открыв книгу, получил практически весь необходимый материал. Эта книга моментально стала бестселлером, теперь по ней учатся студенты многих ВУЗов, сотрудники профессиональных компаний получают важную информацию по специальности. Кроме технической литературы, безусловно, надо знать и изучать нормативную документацию, с использованием которой осуществляется тот или иной проект. — Каковы Ваши рекомендации для специалистов, которые ищут дополнительную техническую информацию о проектировании и монтаже сложного климатического оборудования? — Очевидно, что рекомендации должны быть выстроены согласно конкретным задачам, которые ставит перед собой специалист. В издаваемой нами серии “Библиотека климатехника”, есть книга “Холодильное оборудование для современных центральных кондиционеров. Расчеты и методы подбора”, где достаточно подробно расписаны методы подбора холодильного оборудования к центральным кондиционерам. Проектировщики этой книгой активно пользуются. Сейчас нами готовится к печати книга известного американского специалиста Б. Лэнгли “Руководство по устранению неисправностей в оборудовании для кондиционирования воздуха в холодильных установках”, где размещена информация для ремонтников и монтажников. Надеюсь, что она поможет и специалистам сервисных служб и монтажникам. Ведь порой бывает очень сложно провести пуско-наладочные работы. Как и во всякой узкой специализированной области здесь есть множество нюансов и практических подходов. — На фоне других направлений интернет-пространство заметно активнее других осваивается кондиционерщиками — порталы, сайты, интернет-магазины и т.д. Есть ли отдача от размещения технической информации в виртуальном пространстве, и в чем она проявляется? — Если говорить об интернет-пространстве, то виртуальное техническое сообщество заметно активизировалось. В глобальной сети существуют специализированные сайты, посвященные вентиляции и кондиционированию. И это не только иностранные сайты, например, area51hvac.com, robinar.com и т.д. Есть российские сайты, посвященные данной теме: http://www.aircon.ru, http://www.apic.ru, и т.д. Много технической информации на сайте http://www.aircon.ru. Очень важным фактором, я считаю, наличие форума, в котором специалисты задают вопросы друг другу, и получают, как правило, оперативный ответ. Используя Интернет, легко можно выйти на сайты конкретных фирм, но технической информации там мало. Как правило, профессионалов интересует “мануал” — технические инструкции, сервисные книги. В них описываются технические характеристики оборудования и алгоритм его работы, а также рекомендации по монтажу и сервисному обслуживанию. В RU-нете выставлена большей частью рекламная информация для продажи конкретных торговых марок, руководства пользователя, инсталляционные инструкции на кондиционеры. С сервисными “мануалами” ситуация хуже. — В чем основная специфика рынка климатехники в РФ? Будет ли наблюдаться рост сборочных производств в России? — В отличие от “жарких” стран в России максимальным спросом пользуются кондиционеры, работающие и на “тепло”, и на “холод”. Из предлагаемых нами брендов наиболее адаптирован к российскому климату кондиционер DeLonghi, успешно работающий при температурах до –25°С. Другим аспектом является менталитет российского покупателя. Очень часто покупатель желает купить дешево или очень дешево, но чтобы техника была очень “крутая”. Человек, ограниченный в средствах, вынужден приобретать технику более низкого ценового диапазона. Но работает общая формула — дешево хорошо не бывает. Еще один момент заключается в том, что, по моему мнению, заказчики не готовы к дороговизне кондиционеров. На фирму приходит клиент, которому менеджер долго рассказывает о качестве воздуха создаваемом при помощи того или иного оборудования, преимуществах и недостатках конкретных схем. В конечном итоге этот клиент, которому понравилось все, кроме цены, выбирает тепловентилятор для отопления помещения зимой. Перспективы развития сборочного производства достаточно хорошие. У нас в стране есть уже несколько предприятий, на которых собираются сплит-системы, начинается производство центральных кондиционеров. К сожалению, цена на кондиционеры российской сборки не намного ниже, чем на импортные аналоги, а у потребителя еще есть недоверие к их качеству. Если говорить о холодильном оборудовании, то это более сложная позиция — к его производству в России пока не готовы. — Чем информированнее потребитель, тем, видимо, сложнее продать ему то или иное климатическое оборудование. Вы — за информированного потребителя? — Конечно я за такого потребителя. Гораздо легче разговаривать с человеком, который слушает и воспринимает информацию и хочет понять, чем же будет лучше тот или иной проект. Когда потребитель знает, что он получит за свои деньги, тогда он готов заплатить именно за это улучшение, которое ему предлагает профессионал. Возможности современной техники очень велики и иногда заказчик может не знать путей решения той или иной задачи. Если человек не информирован, то он теряется в предложенных вариантах решения. Он просто не понимает о чем идет речь. Поэтому я голосую за информированного потребителя. В первую очередь это касается сложной промышленной техники. Если речь идет о бытовой технике, то здесь все проще. На незнании или не информированности покупателя продавец всегда может сыграть в свою пользу, но я не сторонник такого решения. Продавать кондиционер и не говорить об особенностях этой техники я считаю неверным, хотя некоторые компании идут по этому пути, поскольку это проще. Более качественное оборудование стоит дороже, потому что любое техническое решение удорожает технику. В итоге на пути от производства до эксплуатации оборудования большой путь. И информированность каждого на этом пути играет большую роль.
Специализированные информационные каналы
Опубликовано в журнале СОК №4 | 2002
Rubric:
На вопросы журнала “С.О.К.” отвечает главный технический специалист компании “Евроклимат” Аверин Сергей Викторович