Рынок вентиляторов в СССР в 1980-х годах оценивался в 400 тыс. штук в год, при этом канальных вентиляторов круглого и прямоугольного сечения тогда ещё не было. В настоящее время в России рынок делится на канальные (около 300-400 тыс. штук в год) и классические радиальные, крышные и осевые вентиляторы (до 150 тыс. штук в год). Как видно, общий размер рынка вырос, при этом малые вентиляторы в габаритах №2-№4 (200-400 мм) преимущественно используются как канальные, что удобнее в монтаже, компактнее и дешевле по стоимости. В 2014 году для многих проектов и заказчиков появилось новое требование — заместить импортную продукцию на отечественные аналоги. При этом есть мнение, что своего производства вентиляторов в России уже нет, а то, что выпускается, устарело и не конкурентоспособно импорту.
Канальные вентиляторы в России производятся с 1994 года, и через 20 лет все возможные типы вентиляторов, предлагаемые импортными производителями, также производятся и отечественными компаниями: «Лиссант», «КОРФ», «ВЕЗА», «ВКТ», «Нормалвент» и прочими.
Доля крупнейших поставщиков канальных вентиляторов — Ostberg, Systemair, Remak — не превышает 50 % рынка и неуклонно снижается, несмотря на нулевые таможенные пошлины на все импортируемые вентиляторы (данные агентства Litvinchuk Marketing).
При производстве в России аналогов импортных канальных вентиляторов применяются ключевые компоненты мотор-колёса импортного производства Европы и Китая, корпуса изготавливаются в России по различным технологиям, в том числе методами штамповки, раскатки и пластикового литья.
В настоящее время в России рынок делится на канальные и классические радиальные, крышные и осевые вентиляторы. Как видно, общий размер рынка вырос, при этом малые вентиляторы в габаритах №2-№4 преимущественно используются как канальные, что удобнее в монтаже, компактнее и дешевле по стоимости
Стоимость готовых отечественных вентиляторов ниже европейских и китайских аналогов, так как значительно уменьшен транспортный объём ввозимых узлов, а сборка и упаковка в России дешевле. Производство основных частей мотор-колёс в России реализовано только для небольшого модельного ряда типа ВСК («вентилятор — свободное колесо»), также называемый PLUGfan или «бескорпусной вентилятор». В составе PLUGfan канального вентилятора обычно применяют импортное рабочее колесо фирмы «Селябик», «Комефри» или «Пункер» габаритами 200-500 мм и стандартный АС-мотор (асинхронный мотор) с внутренним ротором китайского, белорусского, реже — российского производства (мощность от 125 до 3000 Вт). Отдельные фирмы («Инновент», «КВМ», «ВЕЗА») используют рабочие колёса собственного производства, но качественная аэродинамика, геометрия и низкая вибрация не могут быть достигнуты без специальных технологий, которыми обладают только «Лиссант» и «ВЕЗА» (по состоянию на 2014 год).
Фактически отечественные производители канальных вентиляторов способны заместить импортные на 70-100 % при условии выбора конструкции типа PLUGfan и только на 30-50 % — при использовании импортируемых мотор-колёс. Так как на промышленных проектах, «подпадающих под санкции», применение мини-вентиляторов с мотор-колёсами (круглые канальные и малошумные вентиляторы с «беличьими колёсами») не обязательно, то критической зависимости от импорта нет. Пример мини-систем, сравнимых с наборными канальными (производительностью 5009000 м3/ч): установки бренда KORF-NED-Vertro серии Litened или вентиляторы «Канал-Кварк» и установки «Вероса» от «ВЕЗА» (применены вентиляторы типа PLUGfan).
Еще аргумент в пользу PLUGfan-вентиляторов — это высокие ресурс и энергоэффективность. КПД электромоторов с внешним ротором стандартных прямоугольных вентиляторов Ostberg-Systemair-Remak — менее 50 % (их продажа запрещена в ЕС, хотя многие этого не знают) против 70-80 % КПД АС-моторов стандартного «советского» типа в составе PLUGfan. Конструкция мотор-колёс не допускает ремонта и разборки-перемотки; также резко ограничен температурный режим (до +50 °C) из-за применения сверхкомпактного мотора с очень плохим охлаждением.
Таким образом, канальный вентилятор на основе стандартного мотора и PLUGfan-вентилятора значительно лучше, так как экономичнее и надёжнее, при том, что он — полностью отечественный.
Стандартные радиальные и осевые вентиляторы на 95-97 % производятся в России, так как разница в цене с импортными чрезвычайно высока. Основные узлы импортного производства — те же самые рабочие колёса (Европа) и электродвигатели (Китай). Таким образом, в общей цене крышного или радиального вентилятора доля импорта превышает 50 %, например, в продуктах «КОРФ», «ВКТ» или «Ладафлект» — покупные колёса и моторы. Отдельные поставщики импортных деталей из стран ЕС требуют специальных гарантий от покупателя комплектующих «...что готовая продукция не будет поставляться на объекты Министерства обороны РФ, Крыма и Севастополя, энергетики и нефтегазовой отрасли.», что делает применение в проектах подобного оборудования опасным для федерального заказчика.
Применение в вентиляторах электромоторов российского производства ограничено только ценой и желанием дополнительной прибыли, так как китайские аналоги, продаваемые под брендами «Энерал», «Элмаш», «Элком», дают некоторый выигрыш в цене (при курсе $1 = 60 руб. выгоды уже нет и моторы из РФ становятся дефицитом, как во времена СССР). Обсуждать качество китайских моторов можно с производителями, но нужно учесть, что только доставка и растаможка моторов из Китая уже поднимают стоимость на 10-15 % а цена меди, алюминия и стали в Китае примерно такая же, как в России. Фактически все электродвигатели китайского производства нижнего ценового класса имеют повышенное энергопотребление (класс хуже, чем IE1 — это подтверждено на стендах НИПТИЭМ-«Русэпром»), перегрев и сниженный общий ресурс. Перечисленные бренды никогда не имели реального производства электромоторов в России (Нижний Новгород, Петербург, Воронеж). Использование моторов российского производства («родом» из Владимира, Ярославля, Сарапула, Медногорска («ВЭМП», «Элдин», «Уралэлектро») — это и есть реальное импортозамещение.
О рабочих колёсах и аэродинамических схемах. Как известно, с 2014 года производство высококачественных стальных колёс с семью лопатками в Щёлково открыла немецкая фирма «Селябик» (Ziehl-ABEGG), фактически ставшая российским производителем — по аналогии с Volkswagen. Роботизированная сварка, подготовка поверхности, окраска, балансировка, сборка и упаковка более 20 тыс. штук в год колёс «Селябик» происходит по процедурам немецкого завода. Благодаря применению колеса «Селябик» многие российские компании стали производить вентиляторы хорошего качества. Компания «ВЕЗА» построила аналогичное производство ещё в 2000 году в Брянске и производит 25 тыс. штук в год рабочих колёс с различными схемами 6-7-9 лопаток. В комплекте с колёсами производятся втулки и входные коллектора, без которых невозможно получить правильную аэродинамику. Компании «Воздухотехника», «Ровен» и «Лиссант» частично или полностью освоили технологию ротационного формования деталей для колёс, но выпускают крайне малое количество в устаревших схемах ВР80-75. Роботизированную сварку колёс использует «ВЕЗА» и «Селябик». Каждый размер колеса требует изготовления или закупки специальной оснастки для ротационного выдавливания, на что уходят многие годы, поэтому в настоящее время полный ряд габаритов колёс 250-1250 мм со стабильным качеством может выпускать только компании «ВЕЗА» и «Селябик».
Подводя итог можно сказать, что выбор вентиляторов с 2008 года значительно вырос, и уровень локализации может достигать 100 % при высоком качестве. Главное условие для разумного выбора вентилятора, кроме низкой цены, — наличие у производителя реальной информации об используемых комплектующих или наличие собственной технологии производства рабочих колёс
Аэродинамические схемы колёс для вентиляторов общего назначения (гражданские проекты с напором до 2500 Па) могут быть различными — упрощёнными, сложными и повышенной сложности для достижения пониженного уровня шума и максимальной энергоэффективности. Упрощённые схемы (ВР 80-75, 4-70 — 12 лопаток) содержат лопатки плоской формы и имеют низкий статический КПД = 57-59 %. В вентиляторах типа PLUGfan используется только статическое давление, и применять схему ВР 80-75 неэффективно. Сложные схемы колёс с высоким статическим коэффициентом полезного действия (ВР 86-77 — 13 лопаток и схемы 6-7-8-9 лопаток) используют искривлённые лопатки, что значительно усложняет детали и сварочные работы. При сборке сложных колёс без специальных технологий появляются дефекты геометрии и дисбаланс. Схемы сложных рабочих колёс на 6-7-9 лопаток «ВЕЗА» имеют статический КПД = 7075 %. Схема сложных колёс «Селябик» на семь лопаток имеет КПД = 72-74 %. Новинка фирмы «Инновент», заявленная как аналог «Селябик», но с колесом на девять лопаток имеет неизвестный максимальный коэффициент полезного действия в каталоге на сайте. Новинка «Аэродар» фирмы «Вентэлектро» построена на импортируемых колёсах фирмы «Гебхардт» и является лишь частично «отечественной» продукцией.
Главное отличие «упрощённых» схем колёс от «сложных», как видно из сравнения, — это КПД, что приводит к необходимости применять двигатели большей мощности для получения необходимых параметров.
Наряду с перечисленными вариантами колёс вентиляторов, есть значительный сегмент вентиляторов «муляжей». Аэродинамика данных изделий никогда не снималась в лабораторных условиях и обычно фактически ниже заявленной в 1,5-2 раза. Конструкция предельно упрощена и не имеет требуемых параметров механической прочности. Единственное внешнее отличие — провокационно низкая цена, так как часть деталей может делаться из несоответствующего по толщине и типу металла и без части важных элементов конструкции. Считать такой вариант вентилятора достойным вариантом «импортозамещения» никак нельзя.
Подводя итог можно сказать, что выбор вентиляторов с 2008 года значительно вырос, и уровень локализации (импортозамещения) может достигать 100 % при высоком качестве. Главное условие для разумного выбора вентилятора, кроме низкой цены, — наличие у производителя реальной информации об используемых комплектующих или наличие собственной технологии производства рабочих колёс. При использовании не покупных, а собственных рабочих колёс необходимо обязательно получить от поставщика подтверждённые результаты стендовых испытаний в аттестованной лаборатории.
Нужно помнить, что результаты аэродинамических испытаний не входят в объём обязательной сертификации вентиляторов и могут представляться на добровольной основе, и, конечно, честным производителям нет нужды скрывать эту информацию.