Общая информация
Ближайшее десятилетие — период существенного изменения структуры многих отраслей промышленности, прежде всего энергетики. Серьёзной проблемой в модернизации российской экономики является нерациональное использование природных богатств с сопутствующим негативным воздействием на окружающую среду.
В процессе развития энергетики России выявлен целый комплекс системных проблем, которые значительно влияют на её эффективность и темпы модернизации. Анализ и тенденции развития энергетики в Российской Федерации и во всём мире позволили сделать выводы, что для успешного её развития необходима реализация минимум 11 следующих основных условий:
1. Обеспечение единой идеологии и научнотехнической политики.
2. Создание, обеспечение и доступ единого информационно-аналитического, нормативно-правового и нормативно-технического поля развития энергетики.
3. Разработка единой комплексной «Программы развития энергетики в Российской Федерации на период до 2035 года», в состав которой должны войти многочисленные программы развития энергетики по таким направлениям как большая и малая, возобновляемая, торфяная, биоэнергетика и т.п.
В этом случае в рамках единой Программы будут синхронизированы и сроки их выполнения, и объёмы финансирования, а сама Программа будет напоминать советский план ГОЭЛРО, ставший по значимости второй программой партии.
4. Объединение профессиональных энергетиков прежде всего на основе реализации конкретных амбициозных планов развития российской энергетики.
5. Консолидация в рамках национального Фонда инновационного развития ТЭК финансовых средств различных ведомств и компаний, направленных на создание «точек роста», в том числе на финансирование национальных и инфраструктурных проектов.
6. Стимулирование региональных властей в рамках единой комплексной «Программы развития энергетики в РФ» к решению собственных энергетических проблем при оптимальном сочетании возможностей централизованной и распределённой энергетики.
7. Разработка дорожной карты по развитию энергетики в целом и распределённой энергетике с использованием местных биоресурсов, торфа и ТБО в частности.
8. Подготовка и представление в Правительство РФ предложений по определению пилотных регионов, на территории которых будут реализованы региональные программы по развитию внутреннего рынка распределённой энергетики.
9. Устранение ведомственной разобщённости по вопросам развития энергетики.
10. Развитие системы опережающей подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров.
11. Жёсткий контроль выполнения целевых показателей единой комплексной «Программы развития энергетики в Российской Федерации», в том числе существующей комплексной ФЦП «Развитие биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года» и Распоряжения Правительства РФ от 08.01.2009 №1-р «ВИЭ».
Только при комплексном подходе решения проблем развития энергетики можно достигнуть желаемых результатов. Главной целью национального Фонда инновационного развития ТЭК является создание и участие в реализации перечисленных условий.
Авторы:
Р. Х.-Б. АРТИКОВ генеральный директор Ассоциации организаций в области энергетики
С. Д. ВАРФОЛОМЕЕВ член-корреспондент РАН, д.х.н., профессор, научный руководитель Института биохимической физики имени Н. М. Эмануэля
С. Я. ЕСЯКОВ первый заместитель Председателя комитета Государственной Думы по энергетике ФС РФ
В. Б. ИВАНОВ генеральный директор АО «ВНИИНМ имени академика А. А. Бочвара», д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ
К.К. ИЛЬКОВСКИЙ губернатор Забайкальского края, д.э.н.
И. Н. КУРОЧКИН директор Института биохимической физики имени Н. М. Эмануэля РАН, д.х.н., профессор
Ю. Ф. ЛАЧУГА член президиума РАН, академик-секретарь Отделения сельскохозяйственных наук РАН, академик РАН, д.т.н., профессор, заслуженный работник высшей школы РФ
А. А. ЛИБЕТ член Общественного совета Минпромторга РФ (зам. председателя), член Общественного совета Министерства энергетики РФ, к.ю.н.
А. П. ЛИВИНСКИЙ заместитель генерального директора ООО «ГПБ — Энергоэффект», к.т.н.
И. Я. РЕДЬКО заместитель генерального директора ФГУП «ФЭСКО», д.т.н., профессор, Почётный энергетик Минэнерго России
Э. Е. СОН РАН, заместитель директора ОИВТ РАН, заведующий кафедрой физической механики МФТИ, советник ректора МФТИ, д.ф.-м.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ
Д. С. СТРЕБКОВ научный руководитель ФГБНУ ВИЭСХ, академик РАН, заслуженный деятель науки РФ, д.т.н., профессор
А. Ю. ЦИВАДЗЕ директор Института физической химии и электрохимии имени А. Н. Фрумкина, д.х.н., профессор, заведующий кафедрой неорганической химии МИТХТ, академик-секретарь Отделения химии и наук о материалах РАН, лауреат Государственных премий РФ и Грузии, премии Правительства РФ (трижды), заслуженный работник высшего образования РФ
При решении этих проблем необходимо использовать многолетний опыт, накопленный за период, когда не только разрабатывались «красивые» программы, но, что самое главное, полностью реализовывались. Наглядным подтверждением тому является знаменитый план ГОЭЛРО, разработанный под руководством Г. М. Кржижановского. Следует также вспомнить и Петра Степановича Непорожнего •— министра энергетики и электрификации СССР, крупнейшего энергетика страны, академика РАН, который был вдохновителем и организатором программы мощного энергетического строительства СССР, и его учеников — Шафраника Ю. К., Дьякова А. Ф., Бушуева В. В., Джангирова В. А. и многих других.
Актуальность создания Национального фонда ТЭК
Концепция Национального фонда инновационного развития ТЭК разработана по решению заседаний Экспертной секции «Стандартизация и унификация информации в ТЭК» (20.02.2015); Консультативного совета при председателе Комитета Государственной Думы по энергетике ФС РФ с участием Минобрнауки России, РАН, Общественной палаты РФ, ТПП РФ, РСПП, крупных энергетических компаний и ведущих научно-исследовательских и учебных институтов на тему «Современные проблемы в сфере образования и науки. Устойчивая реализация “Энергетической стратегии России на период до 2035 года” в условиях экономических санкций за счёт эффективного использования человеческого капитала» (27.02.2015); Консультативного Совета при председателе Комитета Государственной Думы по энергетике ФС РФ с участием РАН, Общественной палаты РФ, НИУ МЭИ, ФГУП «ФЭСКО», ведущих научно-исследовательских и учебных институтов на тему «Кадровое, научное, учебнометодическое, информационное и нормативно-правовое обеспечение развития распределённой энергетики» (24.10.2014).
Настоящая Концепция содержит систему взглядов на формирование национального фонда инновационного развития ТЭК и определяет цели, задачи и направления её развития на период до 2035 года.
Модернизация российской экономики предполагает рациональное использование природных богатств при минимальном негативном воздействии на окружающую среду. В основу разработки рациональной модели потребления ресурсов должны быть положены рациональная схема размещения объектов электроэнергетики в России, оптимизация их структуры по видам использования энергоресурсов, широкое использование ВИЭ и местных углеводородных топлив, а также ГИС топливно-энергетического комплекса и ГИС промышленности с учётом импортозамещения. В пояснительной записке предлагается комплекс первоочередных мероприятий в части энергоэффективного использования ресурсов возобновляемых источников энергии, в том числе биоресурсов и местных альтернативных углеводородных топлив. Данные предложения призваны стать одним из сегментов формирования биоэкономики («зелёной экономики») в Российской Федерации.
Разработка этих мероприятий основывается на следующих документах:
— Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 №1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года»;
— Федеральный закон от 23.11.2009 №261- ФЗ (ред. от 29.12.2014) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
— Распоряжение Правительства РФ от 08.01.2009 №1-р (ред. от 28.05.2013) «Об основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года»;
— Комплексная «Программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года» (утв. Правительством РФ от 24.04.2012 №1853п-П8);
— Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 №2765-р, утверждающее «Концепцию федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы»;
— Президентская «Программа повышения квалификации инженерных кадров на период 2012-2014 годы».
Несмотря на то, что в настоящее время создаются различные фонды, разрабатывается и принимается большое количество программ федерального и регионального уровней, целевые показатели не достигнуты. Это объясняется тем, что не была организована в полном объёме реализация перечисленных выше условий.