«Первые ласточки» появились на фоне переворота в возобновляемой энергетике, который должен положить конец росту спроса на нефть и уголь уже в 2020-х годах, то есть гораздо раньше, чем предсказываемое ранее необратимое падение востребованности использования этих видов топлива. Ожидается, что грядущий пик потребления ископаемого топлива будет достигнут на десятилетия раньше, чем прогнозируют нефтяные и горнодобывающие компании, делающие ставку на дальнейший рост спроса на загрязняющие окружающую среду энергоносители вплоть до 2040-х годов.
Однако эксперты по энергетике вносят коррективы в свои теоретические оценки, поскольку экологически безопасные технологии, включая ветровую и солнечную энергетику, заявляют о себе, опережая прогнозы, как по ценам, представляющим непосредственную угрозу для энергогенерации, основанной на сжигании угля, так и по транспорту с двигателем внутреннего сгорания.
В Великобритании проекты возобновляемой энергетики за последний квартал произвели больше электроэнергии, чем электростанции, работающие на углеводородах. Это случилось впервые с тех пор, как в 1882 году была запущена первая в стране государственная электростанция. По сравнению с ситуацией всего десятилетней давности, это разительное изменение — тогда с помощью угля и природного газа генерировалось свыше 70% британской электроэнергии.
Такой уровень технологического прогресса порождает надежды на то, что широкая общественная поддержка движений протеста против изменения климата может стать «искрой», способной «разжечь пламя» новой политической воли к ускорению перехода на альтернативные источники энергии и не допустить повышения температуры мировой атмосферы до масштабов всеобщей экологической катастрофы.
Лейбористская (социал-демократическая) партия Великобритании обещает устроить «Зелёную промышленную революцию», которая позволит создать почти 70 тыс. новых рабочих мест, и одновременно работает над созданием модели «экономики с нейтральным уровнем эмиссии углерода» к 2030 году. В США скандально известная своим социальным популизмом конгрессвумен Александрия Окасио-Кортес, объявившая «крестовые походы» против бедности и глобального потепления, разработала программу «Новый зелёный курс», направленную на практически полное прекращение выбросов парниковых газов в стране в течение следующего десятилетия.
Эксперты энергетической отрасли полагают, что по сравнению с грядущими изменениями быстрый рост использования ВИЭ в последние годы вскоре может показаться вовсе «замедленным».
Майкл Либрейх (Michael Liebreich), основатель аналитической компании Bloomberg New Energy Finance (BNEF), считает, что ожидание замены устаревших технологий на новейшие ощущается «как момент перед чихом».
«Первый процент внедрения чего-либо занимает вечность, от одного до пяти процентов — это как ждать, когда чихнёшь: знаешь, что это неизбежно, но ожидание длится целую вечность, а последующий переход от пяти до пятидесяти процентов происходит невероятно быстро», — считает Либрейх.
По его словам, мир вот-вот вступит в период быстрых преобразований. Это изменение грозит подорвать позиции тех использующих углеводороды компаний, которые не смогут своевременно адаптироваться и положить конец росту выбросов углекислого газа в атмосферу. Всё большее число экспертов в области энергетики сходятся в этом мнении.
«В течение следующего десятилетия мы станем свидетелями гораздо более быстрого, чем ожидаемого ранее, внедрения ряда технологий экологически безопасной энергии, что почти наверняка будет означать стабильное сокращение выбросов углекислого газа в мировом масштабе», — добавил Либрейх.
Также считается, что такой резкий «крен» в сторону возобновляемой энергетики произойдёт независимо от наличия воли политиков, поскольку рентабельность «зелёной» энергии теперь слишком устойчива, чтобы её игнорировать.
Ранее BNEF сообщала, что строительство объектов возобновляемой энергетики уже сейчас дешевле, чем строительство новых газовых или угольных электростанций, а вскоре станет выгоднее использования уже существующих тепловых электростанций. Этот переломный момент в экономике позволил бы сэкономить деньги на закрытии существующих угольных электростанций и строительстве новых проектов возобновляемой энергетики «с нуля». Обилие экологически безопасной электрической энергии также может помочь удалить фактор вредных выбросов из мировых транспортных и отопительных систем.
По прогнозам BNEF, спрос на автомобильное топливо достигнет пика к 2030 году, а на уголь — к 2026 году. В международном сертификационном и классификационном обществе Det Norske Veritas — Germanischer Lloyd (DNV GL) полагают, что к тому же году нефть перестанет быть крупнейшим источником энергии в мире, а к концу 2020-х годов мировой спрос на сырую нефть начнёт падать.
«Эти прогнозы вселяют большие надежды, — полагает Себ Хенбест (Seb Henbest), ведущий автор отчёта BNEF. — Они выступают как противовес той обречённости, с которой мы столкнулись; отчасти потому, что в отчёт включены самые актуальные данные, которые рисуют несколько иной вариант развития событий». Этот доклад — предостережение для тех компаний, которые используют ископаемое топливо и считают, что мировой спрос на производимую ими таким образом энергию будет только продолжать расти до середины XXI века. Доклад также является «рассказом, вселяющим надежду», делится Хенбест.
«Мы уже продвинулись достаточно далеко. И всё же нам нужно развиваться быстрее. И да — это весьма и весьма сложно. Но в нашем мире две трети населения проживают в таких местах, где генерация электроэнергии из ветра и солнца является самым доступным видом новых электрических мощностей. У нас есть возможности реализовать это в жизни», — считает автор отчёта BNEF.
Крис Старк (Chris Stark), исполнительный директор британского Комитета по климатическим изменениям, заявил, что прецедент, созданный отраслью возобновляемой энергетики, доказывает, что новейшие технологии по улавливанию выбросов углерода могли бы последовать подаваемому ей примеру.
«Ещё десять лет назад мы наблюдали совершенно иную тенденцию изменения температуры в мире. Нынешняя тенденция предполагает потепление на три градуса Цельсия [относительно периода человеческой истории до промышленной революции], но ещё совсем недавно мы были на верном пути к гораздо большему потеплению — четыре градуса, а возможно, даже и выше», — говорит чиновник.
Достигнутого на сегодняшний день прогресса по-прежнему недостаточно для выполнения целей, обозначенных Парижским соглашением по климату, однако стабилизация роста выбросов парниковых газов к 2030 году может сыграть важную роль в предотвращении катастрофического всепланетарного потепления выше 3°C. И всё же результаты этого прогресса показывают, что дальнейшие усилия в этом направлении могут помочь миру приблизиться к амбициозной цели — не допустить глобального потепления выше 2°C.
«Эти изменения являются свидетельством применения новой климатической политики и работы, проделанной во всём мире. И нам предстоит сделать ещё больше», — также указывает Крис Старк.