Прошедшая в прошлом году торжественная презентация морской ветроустановки Haliade-X, приводимой в движение ротором-чемпионом, размер которого в пять раз больше Триумфальной арки в Париже, поначалу была расценена как проявление вызывающего самодовольства со стороны компании — на момент мероприятия ряд скептиков иронично отзывался о проекте как о «самом мощном ветряке в PowerPoint».
Но, похоже, что последним будет смеяться американский производитель оборудования. Прототипная модель этого бьющего все рекорды механизма, оснащённого самым большим в мире ротором диаметром 220 м, уже установлена в порту города Роттердам (Нидерланды), то есть в условиях, максимально приближенных к морским.
Для отрасли Haliade-X — это серьёзный рывок вперёд, а для GE — удвоение паспортной производительности отдельно взятой модели ветряка собственного производства (по сравнению с предшественником данной модели — шестимегаваттной Haliade 150). Обладающая более высоким классом мощности модель должна решительно обойти своих ближайших конкурентов: заявлено, что она способна выдавать на 45% больше мощности, чем аналогичные модели V164 производства MHI Vestas и SG10.0–193DDD производства Siemens Gamesa, хотя известно, что разработки данных компаний-производителей в отношении моделей мощностью от 12 до 16 МВт продвигаются вполне успешно.
Огромный ротор Haliade-X обеспечит модели ометаемую площадь 38 тыс. м², а энергия «захватываемого» с этой площади ветра будет приводить в движение массивную систему передачи с цифровым программным управлением, прямым приводом и генератором на постоянным магнитах, с коэффициентом полной мощности 63%, что приведёт к повышению текущего отраслевого стандарта на пять-семь пунктов. Это, по расчётам компании General Electric, означает увеличение выручки на единичную ветроустановку в размере $ 35–50 млн в течение всего срока производственной эксплуатации ветропарка по сравнению с «крупнейшими конкурентами».
В течение последних нескольких месяцев на место реализации проекта, расположенного на насыпи в главном порту континента, с фабрик по всей Западной Европе прибывали исполинские компоненты флагманской модели — 107-метровые лопасти (самые длинные из когда-либо созданных и обошедшие предыдущего рекордсмена на 15 м) ожидают отправления на прототипную площадку с завода LM Wind Power (также принадлежащей GE) во французском Шербуре.
На месте они будут скреплены болтами с изготовленной на заводе компании GE в портовом городе Сен-Назер гондоле, которая, в свою очередь, не так давно была соединена с башней, поставленной испанской подрядной организацией GRE с собственного завода в городе Севилья и установленной ранее в этом году в городе Роттердаме.
Четвёртая лопасть наряду с трансмиссией и преобразовательным агрегатом были отправлены в научно-исследовательский центр британской компании Offshore Renewable Energy Catapult в городе Блит (Blyth) для проведения испытаний типа HALT (в условиях ускоренной эксплуатации) — каждый узел ожидают испытания в условиях эксплуатации, имитирующих реальные.
В течение трёх-пяти лет GE собирается потратить $ 400 млн на финансирование проектирования, испытаний и организации производственно-сбытовой цепочки для собственной ВЭУ. Компании придётся поторопиться, чтобы увидеть наглядную отдачу от этих инвестиций. Производители оригинального оборудования (OEM-поставщики) берут на себя обязательство по поставке первых образцов Haliade-X в 2021 году. Эти ветроустановки обеспечат выполнение ряда находящихся на различных этапах переговоров заказов со всего мира, суммарная мощность по которым составляет 10 ГВт.
Их вывод на рынок начнётся в Европе: в мае шведская компания-оператор электростанции Vattenfall объявила о намерении установить 12-мегаваттную модель на собственных энергетических проектах в Северном и Балтийском морях. Однако потенциал их использования огромен (мировой рынок по прогнозам Международного агентства по возобновляемым источникам энергии к 2050 году резко вырастет до более чем 1 МВт): от развивающихся рынков ветроэнергетики, таких как Бразилия, где Haliade-X планируют использовать на проекте мощностью 720 МВт под названием Asa Branca, до наиболее перспективного рынка Китая, где GE недавно объявила о планах строительства завода, специального создаваемого для производства этой модели для Азиатско-Тихоокеанского региона.
В это время в Роттердаме компания Future Wind, совместное предприятие голландских предприятий Pondera Development и Sif, готовится приступить к осуществлению контроля за программой испытаний прототипного образца, рассчитанной на пять лет. Данные этих испытаний будут передаваться в ряд инженерных центров GE Renewable Energy, а также в научно-исследовательский центр ORE Catapult.
Замысел и дальнейшая разработка модели Haliade-X базировались на подходе, предусматривавшем совместную работу различных организационных подразделений компании. При этом вовлечение в неё отделений, входящих в GE Renewable Energy, представляет собой не имеющий аналогов пример сотрудничества в рамках группы компаний General Electric.
В число этих организаций вошли LM Wind Power (эксперты в области лопастей ветрогенераторов), GE Power и GE Aviation (технические специалисты которых произвели взаимные обзор и техническую оценку проекта), а также «Глобальный исследовательский центр» компании General Electric (осуществивший проверку систем управления и произведший сертификацию компонентов) и GE Digital (руководившая цифровым моделированием, анализом и разработкой приложений для этой модели).