Plumbing. Heating. Conditioning. Energy Efficiency.

Как градирни стали предметом искусства

8189 0
Опубликовано в журнале СОК №8 | 2016

Может ли промышленный объект стать предметом архитектуры, живописи, кинематографа и самым притягательным местом для фотографов со всего света? Конечно, может, даже если находится на отшибе города, в заброшенном или полуразрушенном состоянии.

Градирни-близнецы электростанции Blackburn Meadows в британском Тинсли

Немецкий «атомный Диснейленд» на берегу Рейна близ города Калькар

Карусель внутри градирни в парке развлечений Wunderland Kalkar

«Солонка и перечница» в британском Тинсли всё-таки были снесены

Красные градирни электростанции в британском Айронбридже

Градирни отключённой электростанции в Айронбридже в осеннем антураже

Градирня электростанции IM в бельгийском Шарлеруа

Заброшенные охладительные башни Новокуйбышевской ТЭЦ-2

Один из проектов Cypher CO2ling Plant по переустройству остановленных ТЭЦ

На протяжении нескольких лет челябинская компания по производству теплообменного оборудования «Завод Триумф» отыскивает необычные охладительные башни электрических и атомных станций. Каждую неделю в рубрике «Пятничные градирни» в группе завода «ВКонтакте» появляется новый выпуск: за это время было исследовано около сотни станций со всего мира. Для журнала С.О.К. коллеги сделали уникальную подборку самых интересных и необычных проектов.

Из градирни - в памятник архитектуры

Миланский киндер-сюрприз

Тенденцией последнего десятилетия стал снос градирен — закрытые электростанции демонтируют, расчищая местность для новых построек. Однако итальянским архитекторам удалось не только сохранить охладительную башню, но и вписать её в современную городскую среду.

Эта градирня принадлежит компании Pirelli — крупнейшему изготовителю шин в мире. В середине XX века расширение производства потребовало строительства электростанции — огромная градирня стала символом присутствия Pirelli в Милане.

В то время завод базировался в промзоне на окраине города, но с годами новые кварталы окружили производственные корпуса. В 1995 году объявили конкурс на лучший проект по реконструкции местности. Градирню, как символ индустриального прошлого района, решили сохранить. Её обнесли офисными стенами — получился кубический киндер-сюрприз с игрушкой посередине. Градирню оставили не только для красоты: её разделили на пять этажей, подвели стеклянные переходы, внутри расположили залы заседаний. Одна из стен тоже стеклянная, сквозь неё видно заточённую внутри градирню — артефакт прошлого.

Тенденцией последнего десятилетия стал снос градирен. Закрытые электростанции демонтируют, расчищая местность для новых построек. Итальянским архитекторам удалось сохранить охладительную башню Pirelli и вписать её в современную городскую среду. Градирню, как символ индустриального прошлого района, решили сохранить

Атомный Диснейленд

В предприимчивой Германии градирню приспособили под один из самых необычных аттракционов на свете. В 1972 году на живописном берегу Рейна, близ города Калькар, решили построить атомную станцию. Население идею не одобрило: испугавшись экологической катастрофы, выразило открытый протест. Строительство шло медленно, а после аварии на Чернобыльской АЭС и вовсе встало, в 1991 году правительство объявило о завершении проекта. К этому моменту станция превратилась в самую большую инвестиционную руину Германии: на потраченные на неё средства можно было построить 20 тыс. жилых домов.

Недострой выкупил голландский инвестор и превратил в парк развлечений Wunderland Kalkar. Самым ярким аттракционом стала градирня. Внутри неё установили карусель, которая выносит экстремалов за пределы башни, внизу устроили каналы для лодочных прогулок, а снаружи разрисовали и переделали в скалодром.

Градирни в британском Тинсли выполняли роль ориентира на трассе и для многих стали символом возвращения домой. Их приравнивали к историческим памятникам и считали частью наследия Шеффилда

Градирни - символ местности

Осколки «солонки и перечницы»

В британском Тинсли, пригороде Шеффилда, в 1920-х годах построили электростанцию Blackburn Meadows. В непосредственной близости к градирням вскоре появилась эстакада — так, что две из семи возвышались прямо над дорогой. В 1980 году станцию закрыли, уничтожили все постройки, а эти две градирни по соображениям безопасности решили оставить. Башни Тинсли или «солонка и перечница», как их прозвали, вскоре стали визитной карточкой района.

Местные рассказывают, что они выполняли роль ориентира на трассе и для многих стали символом возвращения домой. Их приравнивали к историческим памятникам и считали частью наследия Шеффилда. Башни-близнецы оставались предметом спора на протяжении почти 30 лет после закрытия станции. Поначалу владельцев останавливали трудности и дороговизна безопасного сноса, потом культовый статус «солонки и перечницы».

В какой-то момент от сноса градирни спасла редкая птица, построившая в одной из них гнездо. Однако в начале 2000-х годов появились сведения, что градирни всё же будут уничтожены.

Жители оперативно организовали кампанию по защите башен: появились архитектурные проекты по превращению зоны в парк развлечений, скейт-парк, выставочные площадки. Но всё это не спасло башни Тинсли от сноса. Для всех желающих наблюдать за взрывом была создана специальная смотровая площадка: в августе 2008 года градирни разрушили на глазах тысяч поклонников. В 2014 году на месте электростанции открыли новую, работающую на биомассе. Гиперболоидные градирни она не использует, однако ей они и не мешали.

Окрестности станции в Айронбридже скрыты лесистыми холмами, а при постройке градирен к бетону был добавлен красный пигмент, чтобы башни были схожи с цветом местной почвы

Башни под цвет почвы

В британской теснине Айронбридж расположилась очень необычная электростанция. Сама эта местность — памятник индустриальной революции XVIII века с шахтами, фабриками, доменными печами и первым в мире чугунным мостом. По нему курсирует поезд, доставлявший на электростанцию уголь, а с 2013 года она начала работать на пеллетах. Станция Айронбридж удивительна и уникальна — её проект разрабатывал архитектор Кеннет Буф. Его задачей было учесть особенности и историю местности и органично вписать ТЭЦ в окружающую природу. Окрестности станции скрыты лесистыми холмами, а при постройке градирен к бетону был добавлен красный пигмент, чтобы башни были схожи с цветом местной почвы. Столь впечатляющие меры были приняты, чтобы гарантировать электростанции долгое существование в знаменитом ущелье и не мозолить глаза туристам. Станция создала вокруг себя уникальный климат: за счёт благоприятной, почти тропической температуры в ущелье существуют растения, которые в другой ситуации не могли бы здесь выжить. В ноябре 2015 года, через 46 лет после собственноручного запуска, инженер Майк Смит вернулся на станцию, чтобы отключить её. Он мечтает о сохранении ТЭЦ для потомков, предлагая превратить строения в музей под открытым небом.

Заброшенные, но не забытые Фабрика облаков

Рядом с бельгийским городком Шарлеруа расположилась одна из самых известных в мире заброшенных электростанций. Её огромная градирня возвышается над местностью, создавая мрачную и загадочную атмосферу. Она часто попадает в объективы фотографов — они приезжают сюда со всего мира, чтобы запечатлеть башню, которую начала захватывать природа. Электростанция IM была построена в 1921 году и долгое время была самой крупной угольной ТЭЦ в стране. В середине века она считалась основным поставщиком энергии, а за счёт своей мощности получила прозвище «фабрика облаков». Её градирня была настолько мощной, что через отверстие в полу за минуту проходило более 120 тыс. литров воды.

Поскольку станция работала на угле, то всегда была под пристальным вниманием экологов и защитников природы. После модернизации в 1990-х годах она начала использовать также газ и биомассу, но это её не спасло. Протесты Гринпис посыпались в 2006 году, к тому же конкуренты в виде атомных станций поджимали, и вскоре электростанцию IM закрыли навсегда. Градирня же стала символом мощи природы и одной из местных достопримечательностей.

Живые полотна

Четыре охладительных башни, две из которых не достроены, а одна и вовсе завалилась на бок, принадлежат Новокуйбышевской ТЭЦ-2. Сегодня эти градирни — аттракцион для местных сталкеров и живые полотна для граффитистов. А ещё — символ державы, которая до последнего наращивала свою мощь, но внезапно распалась за считанные дни.

ТЭЦ-2 работает с 1962 года по сей день. В 1988 году в планах города было расширение нефтеперерабатывающего завода, для которого были необходимы новые мощности. К 1991 году построили две градирни с прилегающими к ним зданиями и начали строить ещё две. Однако после распада государства начался промышленный коллапс, отпала необходимость в расширении ТЭЦ, и весь строительный участок оказался заброшенным.

После распада СССР начался промышленный коллапс, отпала необходимость в расширении ТЭЦ, и весь строительный участок оказался заброшенным

Эко-проекты будущего

Наш дом - градирня

Экологи давно ополчились против станций, работающих на ядерном топливе и угле. Создатели проекта Cypher CO2ling Plant решили поднять рейтинг ТЭЦ, превратив их в многофункциональный современный кампус. Команда дизайнеров предложила инновационное и эффективное решение для использования устаревших объектов энергетической отрасли. Альтернативный сценарий, при котором станция и градирни получат шанс на новую жизнь, предполагает использование их в качестве жилых комплексов, офисных центров и даже парков.

Поскольку градирни могут достигать 200 метров в высоту, что эквивалентно 60-этажным зданиям, то новая концепция предполагает надстроить апартаменты и офисы на их внешнем каркасе. Это позволит задействовать меньше строительных материалов, а также сократит затраты на строительство. Тепло, выделяемое башнями, будет использовано для обогрева помещений в зимний период. За счёт непосредственной близости к источнику тепла потеря энергии снизится до абсолютного минимума.

Устройство офисов и квартир на стене градирни решает и другие проблемы. Так, близость жилого и рабочего пространств направлена на сокращение использования автомобилей, что снижает выбросы в атмосферу. Архитектурный проект будущего пока вызывает у специалистов много вопросов, однако подобная модель становится всё более актуальной в нашем современном, стремительно урбанизирующемся мире.

Концерт в градирне

В 2006 году, незадолго до сноса «солонки и перечницы», британский Channel 4 хотел использовать знаменитые градирни в своём проекте Big Art. Идея состояла в том, чтобы превратить башни Тинсли в объект искусства. В то же время зародилась большая кампания «Спасите наши башни», участники которой выдвигали требования по сохранению градирен. В рамках акции Королевский институт британских архитекторов (Royal Institute of British Architects Collections, RIBA) организовал конкурс на лучший дизайнпроект по реконструкции башен. Соревнование стало не только национальным, но привлекло большое количество откликов со всего мира.

Проекты по благоустройству территории предлагали превратить бывшую ТЭЦ в эко-парк с крупнейшим в городе торговым центром, галереями, садами и детскими площадками. Все здания предлагалось интегрировать с растениями, крыши превратить в прогулочные садики. Кафе и арт-галереи должны были получать энергию от солнечных батарей. Другой проект предполагал приспособить градирни под проведение концертов и музыкальных фестивалей. Между башнями предлагалось перекинуть мост, а в одной установить лифт для полноценного охвата внутренних выставочных площадей.

Увы, идея превратить бывший центр промышленности в полноценный цветущий сад или музыкально-выставочную площадку не была поддержана, как и многие другие.

Comments
  • В этой теме еще нет комментариев
Add a comment

Your name *

Your e-mail *

Your message