Политика энергоэффективности по-прежнему не удается российским властям
Минэкономики во второй раз после передачи соответствующих полномочий от Минэнерго подготовило ежегодный госдоклад о сбережении и эффективности потребления энергии в РФ. Он фиксирует отсутствие прогресса в этих сферах и «существенное отставание» в достижении поставленной президентом цели по энергоэффективности: нынешними темпами снизить энергоемкость ВВП на 60% удастся лишь к 2043 году. Эксперты же отмечают, что в отсутствие изменений в качестве соответствующей госполитики аналитическая работа ведомства сильно улучшилась.
В свежем госдокладе об энергосбережении и повышении энергоэффективности в РФ Минэкономики фиксирует: за прошедшие десять лет энергоемкость ВВП снизилась всего на 9%, а в последние четыре года она не снижается. Весь прогресс в снижении энергоемкости был достигнут в 2000–2008 годах в силу структурных сдвигов в пользу менее энергоемких видов экономической деятельности. «Рост ВВП (за этот период.— “Ъ”) на 60% сопровождался практически неизменным потреблением первичной энергии»,— отмечается в документе. После 2008 года ситуация сначала ухудшалась с ростом доли энергоемких отраслей, а потом стабилизировалась. В 2018 году к 2007 году энергоемкость ВВП снизилась на 12%, хотя президентский указ 2008 года требовал снизить ее к 2020 году не менее чем на 40%. «При сохранении среднего темпа снижения энергоемкости ВВП за 2007–2018 годы, равного 1,1% в год, достичь целевого значения в 40% станет возможным лишь к 2043 году»,— заключают в министерстве.
Минэкономики фиксирует фактический провал политики энергоэффективности.
В 2018 году инвестиции на эти цели составили 0,2% ВВП страны, а доля частных вложений падает: при общих затратах на энергоресурсы в 8,5 трлн руб. годовой объем инвестиций в энергосбережение по энергосервисным контрактам — всего 44 млрд руб. (0,5% от затрат на энергоресурсы), а удельные показатели капвложений по регионам отличаются в 300 раз. Многоквартирные дома еще к июлю 2012 года должны были получить приборы учета потребления, но и на сегодня задача выполнена на 61%. Только 27% введенных в эксплуатацию в 2018 году многоэтажек имеют повышенный класс энергоэффективности, и лишь 5% из них оснащены индивидуальными тепловыми пунктами с погодным регулированием. Сегодня 54% многоквартирных домов потребляют вдвое больше энергии, чем их современные аналоги.
Несмотря на огромный экономический потенциал энергосбережения (энергоемкость ВВП РФ выше мирового уровня на 46%, климатически близкой Канады — на 17%, а удельное энергопотребление в жилищном секторе регионов со схожими климатическими условиями может различаться втрое), в 2015–2017 годах правительство фактически отказалось от его реализации, сократив финансирование соответствующих программ в сто раз: с 5 млрд до 50 млн руб. Полномочия в этой сфере были переданы от Минэнерго Минэкономики. «Апофеозом госполитики стало решение направить эти средства на строительство объектов для чемпионата мира по футболу. Повышение энергоэффективности — это обязательное условие роста ВВП — универсальное правило»,— замечает Михаил Юлкин, эксперт Международного центра устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО.
Впрочем, эксперты единогласно отмечают, что аналитика доклада от Минэкономики заметно улучшилась.
В нем рассчитан единый энергобаланс, энергоемкость ВВП перестала быть оценкой неизвестных экспертов, проанализирован вклада ста факторов в ее изменение, сделан прогноз до 2035 года. «Этот доклад — большой шаг вперед по сравнению с тем, что ранее готовило Минэнерго. Он уже выглядит довольно цивилизованно»,— говорит глава ЦЭНЭФ-XXI Игорь Башмаков.
Доклад заканчивается декларацией о намерениях по развитию плана повышения энергоэффективности экономики от 2018 года, которую Мария Степанова, директор эксперт-бюро «ЭнергиаВита», называет «общими планами на будущее». В министерстве решающим считают «технологический фактор». Замглавы ведомства Михаил Расстригин говорит, что, «по грубым оценкам министерства», перевод всех газовых станций на газотурбинные технологии позволит сэкономить порядка трети потребляемого ими газа. Впрочем, директор отдела операционных рисков и устойчивого развития КПМГ Владимир Лукин отмечает, что «только согласованные меры по совершенствованию законодательства в области управления энергоресурсами, охраны окружающей среды и внедрения НДТ могут обеспечить синергический эффект и достичь установленных целей».