Государственный совет Китая опубликовал план работы по созданию системы «двойного контроля» выбросов углерода, охватывающей выбросы на единицу ВВП и абсолютные общие выбросы — с целью помочь ему достичь национальной цели — пика выбросов парниковых газов до 2030 года.
В течение следующей, пятнадцатой, пятилетки (2026–2030) интенсивность [выбросов углерода] останется основным показателем, но контроль за общим уровнем выбросов будет дополнять его, и затем акцент сместится на контроль выбросов в абсолютном выражении.
Углеродные бюджеты будут сформированы провинциями и муниципалитетами Китая, и система будет протестирована до конца 2025 года, говорится в заявлении Госсовета.
Новый план создан «для комплексного перехода от двойного контроля за потреблением энергии к двойному контролю за выбросами углекислого газа».
В документе предлагаются рабочие цели для трёх этапов — до 2025 года, на период 15-й пятилетки и после достижения пика выбросов углерода (после 2030 года).
К 2025 году будут улучшены возможности статистического учета, мониторинга и измерения выбросов углерода, что заложит основу для внедрения двойного контроля выбросов углерода по всей стране в период 15-й пятилетки.
В течение 2026–2030 гг. будет внедрена двойная система контроля выбросов углерода, ориентированная на контроль интенсивности, но дополненная контролем общего объема, а также будет создана комплексная система оценки, чтобы обеспечить, чтобы цель по выбросам была достигнута в соответствии с графиком.
На третьем этапе, после того, как выбросы CO2 достигнут пика, будет внедрена двойная система контроля выбросов углерода, ориентированная на контроль объема выбросов в абсолютном выражении и дополненная контролем интенсивности, а также будет создана система оценки целевых показателей углеродной нейтральности для дальнейшего укрепления системы контроля выбросов.
Предлагается создать механизмы раннего предупреждения и контроля выбросов углекислого газа в ключевых отраслях.
Госсовет отмечает, что для работы новой системы нужно в полной мере использовать регулирующую роль рыночных механизмов, таких как национальная торговля квотами на выбросы углекислого газа, национальная добровольная торговля сокращениями выбросов парниковых газов («углеродными единицами») и торговля зелеными сертификатами.
Также отмечается, что будет ускорено создание системы управления углеродным следом продукции, сформулированы правила и стандарты учета углеродного следа, создана база данных об углеродном следе и система сертификации углеродной маркировки продукции.