Светофорами и светильниками, работающими на солнечных батареях, сегодня никого не удивишь. Их можно встретить не только в южных регионах страны, но и в городах, где ясных дней в году относительно мало. Например, на подъезде к Москве и Санкт-Петербургу. К сведению, обе столицы входят в ТОП самых пасмурных городов России.
В прошлом году новые технологии пришли и в Курскую область.
В черте города первые фонари на солнечной энергии появились в строящемся посёлке Северном. Их установили на пешеходных переходах временно, пока до новостроек не дотянули сетевое освещение.
Автономное освещение также стали применять и на федеральных трассах, проходящих через Курскую область. Как рассказал корреспонденту «КИ» ведущий эксперт дорожного хозяйства отдела по содержанию дорог «Упрдор Москва – Харьков» Валерий Соловьёв, на участках курских дорог, где нет стационарного освещения, в 2016 году начали реализовывать проекты по установке фонарей, работающих на солнечных батареях. Например, ими оборудованы все пешеходные переходы на автодороге Тросна – Калиновка в пределах Курской области. Также автономное освещение было установлено на воронежской дороге в районе Тима. Всего, по подсчётам «КИ», на федеральных трассах Курского региона появилось около сотни солнечно-ветровых фонарей.
Где это выгодно
Монтаж автономного освещения применяют на участках, где вблизи нет линий электропередачи.
– Они незаменимы, если нецелесообразно из-за нескольких фонарей вести линию электропередачи протяжённостью в 2 или 3 километра, – пояснил Валерий Соловьёв. – Хотя стоимость стационарных объектов значительно ниже, чем автономных.
Несмотря на высокую стоимость (от 100 до 200 тысяч за фонарь), в качестве преимуществ светильников и светофоров на солнечных батареях и на энергии ветра указываются сверхвысокая экономичность энергопотребления, абсолютная экологическая безопасность, поскольку не требуется специальная утилизация, высокая надёжность, механическая прочность, виброустойчивость, высокая контрастность света. Срок службы светодиодных объектов – до 10 тысяч часов (примерно 12 лет). Так преподносит свою продукцию изготовитель. Но на деле не всё так просто.
Потухли не загораясь
Зимой вдоль дорог можно часто увидеть застывшие ветряки и заледенелые поверхности солнечных батарей потухших фонарей. Впрочем, и летом неработающие светильники – не редкость. Например, на вышеупомянутом участке трассы на Воронеж на трёх отрезках общей численностью почти в 80 фонарей свет излучали только 20! Остальные ни разу не загорелись со дня установки, по крайней мере, так говорят водители, которые постоянно ездят по этой дороге. В том, что большая часть фонарей не работает, убедился и корреспондент «КИ», который на днях проехал по этой трассе.
На вопрос журналиста, в чём причина, Валерий Соловьёв ответил, что это пилотный проект, пока идёт отработка и наладка этих объектов, корректировка, привязка к местности.
– К сожалению, процесс небыстрый, – говорит Валерий Михайлович. – Чтобы добиться бесперебойной работы объектов, мы привлекаем производителей, т.к. у нас пока нет специалистов для их обслуживания.
Как это работает
Читатели «КИ» просят рассказать о принципе работы светофоров и светильников на солнечной энергии. Как объяснили в автодорожном управлении, односекционные светофоры типа Т.7 жёлтого цвета и системой импульсной индикации и автономные фонари в течение светового дня накапливают солнечную энергию в аккумуляторе. Также аккумуляторы подзаряжаются с помощью генератора, приводимого в движение силой ветра.
С наступлением тёмного времени суток питание автоматически начинает поступать на светодиоды, которые в мигающем режиме могут работать без новой подзарядки до 5 суток. Обычно такие объекты монтируют в местах, требующих дополнительного привлечения внимания водителей, особенно вечером и ночью. Например, светящийся знак «Пешеходный переход» и фонарь рядом с перекрёстком объездной дороги и ул. Гремяченской в Курске. Правда, установлены они под давно существующей линией электропередачи. Как проектируют в «Автодоре» подобные объекты, остаётся загадкой. Где целесообразность, логика и экономия?
Вопрос о том, выгодны ли новые технологии в наших широтах и будут ли их развивать дальше, остаётся открытым. Мы лишь выразим мнение простых курян, которые считают, что солнечные батареи в наших краях – это очень дорогое удовольствие. На Курчатовской АЭС хватит электроэнергии на то, чтобы запитать светильники и светофоры на всех перекрёстках и дорогах. К тому же потребляют стационарные уличные объекты на экономичных светодиодных элементах немного энергии.