Революция в сфере электротранспорта может оказаться радикальнее, чем ожидалось. Такой вывод сделало агентство Bloomberg в опубликованном исследовании. Продажи электрокаров изменят не только авторынок, но и рынок энергоносителей.
Революция в сфере электротранспорта может оказаться более радикальной, чем кажется иногим правительствам и нефтяным компаниям. В новом исследовании агентство Bloomberg New Energy Finance (BNEF) предполагает, что из-за снижения цен на аккумуляторы в течение 2020-х годов в большинстве стран электромобили станут более экономичными, чем бензиновые или дизельные.
В исследовании прогнозируется, что продажи электромобилей достигнут 41 млн к 2040 году, что составит 35% от продаж новых легковых автомобилей. Это почти в 90 раз больше аналогичного показателя 2015 года, когда в мире было продано 462 тысячи электромобилей, на 60% больше, чем в 2014.
Рост продаж электромобилей повлияет не только на авторынок. Исследования показывают, что рост продаж приведет к тому, что к 2040 году четверть машин на дорогах будут электромобилями. Вместо потребления 13 миллионов баррелей сырой нефти в день, они будут потреблять 1,900 ТВт*ч электроэнергии, что составляет 8% мирового потребления электроэнергии в 2015 году. Уже к 2023 году спрос на нефть из-за электромобилей может упасть на 2 млн. баррелей в сутки.
Колин МакКэрракер (Colin McKerracher), аналитик BNEF: "В основе этого прогноза лежит наше исследование цен на автомобильные батареи. Цены на литий-ионные батарея уже упали на 65% с 2010 года, достигнув $350 за кВт*ч в прошлом году. Мы ожидаем, что цены на аккумуляторы будут значительно ниже $120 за кВт*ч в 2030 году и продолжат падать после появления новых технологий в химии аккумуляторов".
Салим Морси (Salim Morsy), старший аналитик и автор исследования, отметил: "Наш основной прогноз основан на восстановившейся цене на сырую нефть в $50, с дальнейшим трендом обратно до $70 за баррель или выше к 2040. Если цена на нефть упадет до $ 20 и останется на этом уровне, это лишь отсрочить массовое распространение электромобилей в начале 2030-х годов".
Рынок электромобилей в настоящее время сильно зависит от стремления людей опробовать новые технологии и их заботы об окружающей среде, а так же от правительственного стимулирования в таких странах как Китай, Нидерланды и Норвегия. И хотя к настоящему времени в мире продано уже более 1,3 млн электромобилей, они все еще составляют менее 1% от новых продаж легкового транспорта.
Электромобили можно разделить на два типа - чистые электромобили (, использующие для двиения лишь запасенную в аккумуляторах энергию, и гибриды, имеющие резервный двигатель для подзарядки. Лидеров продаж автомобилей первого типа последние шесть лет остается Nissan Leaf, а самым продаваемым гибридом - Chevrolet Volt.
Исследования показывают, что на рынках без дополнительного стимулирования совокупная стоимость владения электромобилем станет ниже чем для автомобиля с двигателем внутреннего сгорания к середине 2020-х годов, даже если последние будут продолжать повышать экономичность на 3,5% в год. Предполагается, что электрокары с батареей в 60 кВтч смогут проезжать 200 миль на одной зарядке, а их стоимость будет в пределах 30-50 тысяч долларов. Первое поколение таких электромобилей станет хитом продаж в ближайшие 18 месяцев с момента запуска Chevy Bolt и Tesla Model 3.
Автор исследования так же добавил: "В ближайшие несколько лет стоимость владения электрокарами будет падать, но все еще будет превышать показатели для традиционных автомобилей. Поэтому мы ожидаем что продажи электромобилей не превысят 5% на большинстве рынков, за исключением тех, где государство доплачивает людям разницу. Тем не менее, разница в стоимости владения кардинально изменится в 2020-х годах".