«Зеленый» водород, который активно продвигают как топливо будущего, теряет свои позиции.
Так, немецкий нефтеперерабатывающий завод Хайде и его датский партнер Orsted A/S отложили планы по строительству завода по производству экологически чистого водорода из-за роста инвестиционных затрат и связанных с этим экономических рисков.
И это уже второй подобный проект, от которого Orsted отказалась за последние месяцы после того, как решил не продолжать строительство электролизера на нефтеперерабатывающем заводе Хамбер в Великобритании. Более того, датская компания недавно объявила о списании средств на 4 млрд долларов в связи с заброшенными ветроэнергетическими проектами.
«Проект должен быть экономически жизнеспособным, а в данном случае, к сожалению, это не так, — сказал Йорг Кубица, управляющий директор Orsted в Германии, в заявлении о проекте Хайде. — Нет сомнений в том, что водород сыграет важную роль в декарбонизации немецкой промышленности, но связанные с этим затраты должны быть разумными, и необходимо создать рынок».
Klesch Group, владеющая нефтеперерабатывающим заводом Хайде на севере Германии, критиковала предложения Европейского Союза по сертификации экологически чистого водорода. В заявлении компании говорится, что она продолжит декарбонизацию объекта в Хайде.
Водород используется при производстве дизельного топлива и называется «зеленым», если его производят с использованием воды и возобновляемой электроэнергии. По недавним оценкам Bloomberg NEF, это примерно в четыре раза дороже, чем его производство из ископаемого топлива.
Wesseling компании Shell Plc в Германии стал первым европейским нефтеперерабатывающим заводом, который начал эксплуатацию небольшой установки по производству экологически чистого водорода, но еще не взял на себя обязательства по ее расширению. При этом испанская Repsol SA недавно запустила завод в Бильбао, а OMV AG близка к завершению строительства электролизера в Швехате в Вене. Однако эти проекты удовлетворяют лишь часть потребностей каждого НПЗ.