Все в ветровой энергетике растет в размерах. Например, турбины мощностью 4,1 МВт с высотой оси 90 метров скоро заменят 11-Мегаваттные гиганты с высотой оси 125 метров от уровня моря и диаметром винта с лопатками 190 метров. Кончики его лопастей будут рассекать воздух на высоте, в два раза большей, чем колесо обозрения «Лондонский глаз».
Изменения особенно коснуться прибрежных турбин. Алексей Минчев, специалист по морским портовым операциям в компании WWL ALS (International) Ltd., специализирующейся на работе с грузами нестандартных размеров, прогнозирует рост именно прибрежной ветроэнергетики в секторе возобновляемых источников.
«Конечно, наземные ветроэлектростанции останутся в ходу, но в центре внимания сейчас прибрежные, потому что новые технологии теперь позволяют внедрять турбины большего размера и мощности в море, тем самым снижая необходимость занимать место на суше», — констатирует Минчев.
Когда детали морских станций стали больше в размерах и весе, стало практически невозможно перевозить лопатки, башни и гондолы по дорогам и железнодорожным путям. «Это заставляет производителей перемещать свои мощности ближе к портам», — добавляет Алексей.
Что вместо устаревших логистических решений?
Чтобы обслуживать увеличившиеся в размерах и весе детали турбин, специальные приспособления для погрузки и транспортирования выросли вмести с ними: обновленные или переделанные накатные судна, удлиненные трейлеры для лопастей, самоходные модульные трейлеры (SPMT) и адаптеры для лопаток.
Специально построенные накатные суда для больших деталей турбин регулярно осуществляют доставки в филиал немецкого концерна Siemens в г. Гулль и, по словам Минчева, такие суда будут перемещать детали по производственным цехам филиалов Siemens также в город-порт Германии Куксхафен, в порт Эсбьерг и на другие базы. На таких судах оборудованы специальные постели и гидравлические раздвижные рампы, способные фиксировать до 12 роторных лопаток. Минчев отмечает как преимущество, что «судна с горизонтальным способом погрузки и разгрузки выгоднее обычных, требующих грузоподъемных работ».
Многоколесные большегрузные гидравлические модульные трейлеры (SPMT) все чаще используются для перемещения на накатное судно таких деталей, как гондола ветровой турбины весом более 350 тонн. При организации погрузочно-разгрузочных работ SPMT выгоднее обычных кранов. Самоходный модульный трейлер можно задействовать совместно с баржей на внутренних водных путях. Баржа применяется не только при перевозке ветротурбин, но и другого тяжелого оборудования, например, трансформаторов и генераторов.
Другими словами, главные задачи таких судов и колесного транспорта — снизить количество грузоподъемных операций до того момента, как деталь окажется под «гаком» монтажного крана.
Строительству еще более массивных турбин в прибрежной акватории способствовали плавающие ветровые турбины, которые, как понятно по названию, не закреплены жестко ко дну. Еще одна инновация — самоподъёмное оффшорное судно, оборудованное мощными кранами, чтобы поднимать тяжелые гондолы ветровых турбин.
По трассам и грунтовкам с турбиной
Как говорит Минчев, ключевой разработкой в логистике ветроэнергетики стал адаптер для лопаток. Это специальное приспособление делает возможными проезжать крутые тесные повороты с поставленной вертикально лопастью. Адаптер позволяет перевозить по дорогам к наземным ветроэлектростанциям лопасти длинной 57-65 метров.
Транспортирование таких больших ветряков было сложной задачей не только для логистов, но и для дорожного ведомства. К примеру, Министерство энергетики США докладывает, что путь длиною в 1 500 километров может стоить более 20 000 долларов США. Пусть это небольшая сумма, по сравнению со стоимостью среднего ветрогенератора 3,3 млн долларов. Однако, при трех лопатках на турбину и 100 турбинах на сэкономленные деньги можно построить еще один ветропарк.
По опасениям Хольгера Герхардта, — менеджера проектов Siemens, — из-за внутренних повреждений дорожной инфраструктуры, «возможны ограничения по некоторым маршрутам, также как и по размерам и весу оборудования». Герхардт подмечает, что решения всегда найдутся, если есть деньги. Проблема только в том, что преодоление препятствий на маршруте с помощью крана оправданы только при их окупаемости. Герхардт сетует, что «как производители, мы должны учитывать транспортирование того, что мы производим».
Одно ясно, в перевозках можно ждать скорых ограничений размеров, из-за которых придется кромсать оборудование на сборочные секции, чтобы преодолеть физические и ведомственные препятствия таких проектов.